Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Интервью с бывшим руководителем ГП «Антонов» Дмитрием Кивой: Украине не нужны генконструкторы

Интервью с бывшим руководителем  ГП «Антонов» Дмитрием Кивой: Неужели Украине не нужны генеральные авиаконструкторы?


Приводим сокращенный вариант перевода с украинского.

Интервью происходило не на ГП «Антонов», а на «нейтральной территории». Дело в том, что на государственном предприятии «Антонов» с 1 октября 2016 вообще ... отменили - то есть ликвидировали - саму должность генерального конструктора, которую до этого занимал Дмитрий Кива.

После 1 октября 2016 года, когда я был вынужден забрать в отделе кадров трудовую книжку на антоновской фирме, которой отдал более полувека жизни, у меня нет не только комнаты, но и даже пропуска, которая давала бы право на вход в ГП «Антонов».
Кстати, в течение 16 месяцев, прошедших с тех пор, как должность президента - генерального конструктора ГП «Антонов» в июне 2015 года была разделена на две отдельные должности, - и до своего увольнения с этого предприятия из-за ликвидации там должности генерального конструктора, Дмитрий Семенович не участвовал ни в пресс-конференциях, ни в каких других публичных мероприятиях на «Антонове». Как объяснил мне Кива во время нынешнего нашего разговора, это настоятельно порекомендовало ему новое руководство предприятия.

Если не по собственному желанию, то разделением должностей ...

Расшифрованная после интервью запись нашей беседы на репортерском диктофоне содержала различные эпизоды противостояния, которые продолжались в течение последних лет и в конце концов привели к той малоприятной ситуации, которая заставила известного авиаконструктора Дмитрия Киву - при всем его желание и в дальнейшем работать на том же предприятии - покинуть родной для него «Антонов» и перебраться из Украины в Азербайджан.
Атаки на лидера украинского самолетостроения начались еще во времена существования в Украине Министерства промышленной политики, которому подчинялось ГП «Антонов», и продолжались с использованием различных средств и тогда, когда Минпромполитики было ликвидировано и авиастроительную отрасль передали в ведение Министерства экономического развития и торговли, а впоследствии - в систему государственного концерна «Укроборонпром».
- Революцию Достоинства, - говорит Дмитрий Кива, - я воспринял положительно и с воодушевлением, ожидая, что новая власть изменит положение дел в стране к лучшему. Но как-то (это было в 2014-м) меня вызвали в Министерство промышленной политики и очень удивили, сообщив, что, мол, поступила команда освободить меня от должности президента - генерального конструктора государственного предприятия «Антонов».
Я даже сначала подумал, что шутят: ведь в то время «Антонов» был по всем показателям лучшим в отечественном авиастроении и одним из лучших предприятий украинской столицы. Но оказалось, что и предложение - не шутка. Предложили написать заявление на увольнение по собственному желанию. Поскольку у меня желания увольняться не было, писать такое заявление отказался.
- Впоследствии, - продолжает Дмитрий Семенович, - удалось узнать, что инициатива по моему освобождению шла от тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. Какими мотивами он и другие должностные лица, которые стремились реализовать мое увольнение, при этом руководствовались, я не знаю. Но на меня с разных сторон начали осуществлять сильное давление: вызывали на допросы в Генеральную прокуратуру, подключали и следователей военной прокуратуры, и другие правоохранительные и контрольные органы - судя по всему, хотели найти хоть какой-то компромат и криминал.
При этом следователи давили не только на меня, но и на некоторых членов моей семьи: «расспрашивали» и старшего сына, и жену, и даже ее отца и мать (которые живут в Никополе). Однако хотя такие «поиски» то и дело оказывались тщетными, они не прекращались. Как-то один из тех, кто вел расследование, намекнул: есть указание сверху. Параллельно со всем этим объявили конкурс на замещение должности главы ГП «Антонов», на который я подал документы - учитывая то, что заканчивался действующий контракт.
- Пришлось мне, - добавляет Дмитрий Кива, - побывать и в Администрации Президента Украины, где с одним из ее руководящих работников разговаривал по расследованиям, которые велись. И там мне сказали, что когда я подам заявление на увольнение, то все прекратится.
Поскольку я не соглашался на подобные предложения, - продолжает Дмитрий Семенович, - вопрос об освобождении меня решили реализовать в судебном порядке. Но и это оказалось напрасным: суд в освобождении истцам отказал.
К тому же замечу, что я - не только ветеран авиастроительной отрасли, но и ветеран того предприятия, на котором проработал более полувека. Поэтому на мое увольнение требовалось согласие профкома (которую он, учитывая позицию коллектива, не дал бы). А еще напомню о том, что, кроме должности президента - генерального конструктора ГП «Антонов», у меня был еще один титул, присвоенный в свое время правительством Украины: генеральный конструктор по созданию и модернизации авиационной техники, а это предполагало мои функции как на «Антонове», так и в масштабах всего отечественного самолетостроения.
….
- После того, - рассказывает Дмитрий Семенович, - как ни следователи, ни судебные варианты давления не дали последствий, желаемых для тех сил, которые любой ценой стремились освободить меня от должности руководителя предприятия, они решили пойти другим путем: разделили должность президента - генерального конструктора ГП «Антонов» на две.
Мне сказали, что я буду заниматься сугубо конструкторской сферой, координацией создания самолетов (в настоящее время на предприятии проходили испытания нового транспортного Ан-178 и начали строить опытно-демонстрационный образец транспортного Ан-132), а административно-управленческие функции, включая организационные и финансовые вопросы, мол, отойдут к другим людям. Поэтому пришлось согласиться и на это.
Новому руководству, которое пришло на ГП «Антонов», я сказал, что буду стараться помогать им - и искренне был готов делать именно так. Однако уже вскоре выяснилось, что новых руководителей предприятия совсем не интересовали ни мои советы, ни рекомендации, вытекающие из моего большого опыта и глубокого знания специфики авиастроения.
- Те, кто с июня 2015 года стал руководителями «Антонова», - говорит Дмитрий Кива, - возможно, являются неплохими менеджерами. Однако они ни по образованию, ни по опыту предыдущей работы не имели никакого отношения к созданию авиационной техники и самолетостроения. Но эта высокотехнологичная отрасль является специфической и довольно сложной сферой деятельности, поэтому решения, принимаемые в ней, должны базироваться на высокой профессиональной компетентности, которой у нового руководства «Антонова», к сожалению, нет.
Так неужели не понятно, что для того, чтобы продавать самолеты на мировом рынке, нужно, чтобы эта продукция была там конкурентоспособной, а для создания таких самолетов нужно многое знать.
Между прочим, в свое время нечто подобное было сделано в России, где на таких известных в мировом самолетостроении конструкторских бюро, как «Туполев», «Ильюшин» и «Яковлев», которые на протяжении многих лет их деятельности возглавлялись именно опытными специалистами-авиаконструкторами, сменили таких руководителей на менеджеров, которые не были конструкторами авиационной техники.
Поэтому эффективность тех прославленных авиастроительных фирм существенно снизилась, а в том, что касается создания ими пассажирских и транспортных самолетов, там наблюдается упадок. К сожалению, в Украине не учли негативный опыт - и пошли аналогичным ошибочным путем.

От разделения должностей - до ликвидации одной из них

- Хотя после проведенной в июне 2015 года реорганизации, связанной с разделением должности президента - генерального конструктора ГП «Антонов» на две отдельные, - говорит Дмитрий Кива, - я, сосредоточившись на чисто конструкторской сфере, ничем не мешал новому руководству предприятия, однако, как выяснилось, меня просто обманули, потому что разделение должностей оказалось еще не последним действием, направленным на устранение меня с «Антонова». Так, с 1 октября 2016-го на предприятии, которое сочетает в себе создание новой авиационной техники и модернизацию существующих ее типов (а следовательно - конструкторскую деятельность) и производство самолетов, была ликвидирована должность генерального конструктора, который все это координирует и направляет.
- А как и когда Вам, - спрашиваю у Дмитрия Семеновича, - сказали о том, что на ГП «Антонов» отменяется должность генерального конструктора?
- За два месяца до того, - говорит Дмитрий Кива, - руководство «Антонова» сообщило, что с 1 октября 2016 года - по согласованию с государственным концерном «Укроборонпром» - на нашем предприятии ликвидируется должность генерального конструктора. А когда упомянутый двухмесячный срок истек, был издан соответствующий приказ и в отделе кадров меня ознакомили с ним и предложили расписаться.
- Вам что-то предложили взамен - какую-то другую должность в «Антону»? - Интересуюсь у Дмитрия Семеновича.
- Сначала - ничего, - отвечает Кива. - Но когда я отказался расписываться в приказе без предоставления каких-либо предложений, мне дали перечень имеющихся на предприятии вакансий. В нем должности инженеров-конструкторов, технологов и т.д. и даже должность начальника одного из секторов.
Хорошо понимая, что такие предложения в отношении меня являются чисто формальными, я забрал в отделе кадров трудовую книжку. И хотя увольнение таким образом было не только некорректным, но и, на мой взгляд, незаконным, но я сказал, что судиться по этому поводу не буду.
- За то время, прошедшее с назначения нового руководства ГП «Антонов», и по сей день, в результате ряда структурных преобразований на предприятии появились новые подразделения и, соответственно, их новые руководители, - продолжает Дмитрий Кива.
- Подавляющее большинство из них относятся к тем, кого я отношу к «столоначальникам», которые ничего конкретного не создают. В целом количество таких принятых при новом руководстве людей, которые не имеют никакого отношения к авиастроению, составляло около 200.
- В свое время, - вспоминает Дмитрий Семенович, - мы инициировали присоединение к нам захиревшего киевского авиастроительного завода «Авиант», который стал серийным заводом нашего государственного предприятия. Несмотря на существенные экономические трудности (связанные с тем, что «Антонов» - со 100-процентной государственной формой собственности - из года в год не получал финансирование из Госбюджета Украины), все же было налажено серийное производство самолетов, хотя и по понятным причинам в сравнительно небольших количествах.
А вот за те 16 месяцев (с июня 2015 года по октябрь 2016-му), в течение которых на «Антонове» действует новое руководство, показатель выпуска самолетов серийного производства, - к сожалению, нулевой.
- Можно привести и еще некоторые цифровые параметры, чтобы сравнить эффективность руководства «Антонова» разных времен, - отмечает Дмитрий Кива. - В июне 2015 года, когда меня лишили должности президента ГП «Антонов» (оставив генеральным конструктором), наше предприятие не только не имело долгов, но и на его счетах было немало средств в различных валютах, эквивалентных в сумме более 54 миллионов долларов США.
А вот когда 1 октября 2016 мне вынужденно пришлось вообще уйти из «Антонова», то, насколько известно, на счетах предприятия (которое, напомню, с июня 2015 года возглавляло уже новое руководство) было валютных средств только примерно на 4 миллиона долларов США , то есть на 50 миллионов меньше, чем было за 16 месяцев до того.
- Я считаю, - отмечает Дмитрий Кива, - что в настоящее время осуществляется сознательная разрушение отечественного авиастроения. Не знаю, кому именно это нужно, но убежден, что определенные силы - и не только в нашей стране, но и за ее пределами - стремятся ликвидировать в Украине такую ​​высокотехнологичную отрасль, как авиастроительная (и не только ее одну), и превратить наше государство в какой-то сырьевой придаток.

Зачем «Антонову» концерн «Укроборонпром»?

В 2015 году, чуть раньше, чем произошло разделение должности президента - генерального конструктора ГП «Антонов» на две отдельные, это предприятие, как и некоторые другие в авиастроительной отрасли, передали из ведения Министерства экономического развития и торговли к системе государственного концерна «Укроборонпром». Поэтому во время интервью с Кивой я поинтересовался, как он оценивает такое переподчинение.
Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Семенович охарактеризовал передачу «Антонова» до «Укроборонпрома» по ее результатам как негативную. И вообще оценил концерн «Укроборонпром» как бесполезную и ненужную государству организацию, без которой ГП «Антонов» (и не только это предприятие) вполне могло бы обойтись.
Ведь после такого переподчинения «Антонову», который в создании, модернизации и строительстве самолетов имеет сотни деловых партнеров - поставщиков самых комплектующих, - и все это в каждом случае, как и каждый финансовый платеж, приходится обязательно согласовывать с «Укроборонпромом», что приводит к множеству лишних процедур и немалых потерь времени.
А еще Дмитрий Кива отметил, что такие требования «Укроборонпрома» с согласованиями является нарушением действующего законодательства о государственных предприятиях, ведь законом запрещается какое-то вмешательство в их хозяйственную деятельность.
- И негативные аспекты отношений с «Укроборонпромом» - далеко не единственная проблема для «Антонова», - отмечает Дмитрий Кива. - Еще один узел имеющихся трудностей касается авиадвигателей, которыми оснащаются самолеты с фирменной маркой «Ан».
Эти двигатели в основном создаются в Запорожье, где их производство осуществляется акционерным обществом «Мотор Сич». По давней традиции и руководствуясь стремлением поддерживать отечественных производителей, «Антонов» закупал для создаваемых им самолетов запорожские двигатели. Но со временем жесткие требования мирового рынка авиационной техники заставили нас сертифицировать наши самолеты по европейским или американским нормативам (JAR и FAR) - и мы немало успели сделать в этом направлении.
Однако нельзя сертифицировать самолет без соответствующей сертификации двигателей, которыми он оснащается. А двигатели «Мотор Сичи» таких европейских или американских сертификатов не имеют, что становится ощутимым тормозом в продвижении продукции «Антонова» на мировой рынок. Поэтому приходится на некоторых вновь создаваемых самолетах - в частности на строящемся сейчас на ГП «Антонов» для Саудовской Аравии транспортном Ан-132, предусматривать - по требованию заказчиков - сертифицированные должным образом двигатели западного производства, что, конечно, вызывает недовольство у руководства АО «Мотор Сич».
- Между прочим, - добавляет Дмитрий Семенович, - считаю, что назрел и вопрос о целесообразности в перспективе замены и на большегрузных транспортных «Руслан» ( Ан-124-100 в различных модификациях) нынешних двигателей Д-18Т запорожского производства на сертифицированные по европейским или американским нормативам двигатели западного производства.
Такие замены хотя и потребуют определенных финансовых затрат, но должны окупиться в течение двух лет - прежде всего за счет уменьшения расхода топлива по сравнению с Д-18Т и увеличения дальности беспосадочных полетов «Русланов» с грузом.

Киев - Баку: билет в один конец?

В завершение нашей беседы я поинтересовался мнением Кивы относительно вероятности того, что вслед за ним маршруту из Киева в Баку могут отправиться и другие специалисты отечественного авиастроения. Отвечая на этот вопрос, он сказал, что не исключает возможности такого развития событий, если ситуация в этой сфере в Украине не изменится к лучшему.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Турецкий корвет ломает рамки Украины

    Корвет. Фото: kanaldom.tv Не беспилотниками едиными Тему украинско-турецкого сотрудничества продолжаем с генеральным консулом Украины в…

  • Хейтанутые

    Харьковскую продавщицу затроллили из-за спровоцированной ситуации с русским языком: «не буду искать двадцать гривен, поскольку вы меня не…

  • Бонд, Джеймс Альберт Бонд

    Любопытно, но в британской разведке МИ6 действительно служил Джеймс Альберт Бонд, и в 1964 году он выполнял задание в Варшаве.

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 645
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments