События 17 октября в Киеве, которые кто-то поспешил окрестить «третьим Майданом», а кто-то иронично именует «Михомайданом», вызвали массу споров и дискуссий. Уместно ли устраивать волнения в воюющей стране, требуя провести реформы, которые вроде бы никто не отказывается проводить? Кто все эти люди, и ради чего они съезжаются со всей Украины в столицу? Чтобы ответить хотя бы на часть этих вопросов, корреспондент «Думской» отправился из Одессы в мегаполис на Днепре под видом рядового активиста «Руха новых сил» и лично поучаствовал в «революционных» событиях. Сразу оговоримся: мы не будем давать никаких политических оценок действиям Михаила Саакашвили, его союзников и оппонентов. В репортаже Петра Гинкула — только увиденное собственными глазами и услышанное собственными ушами.
Узнав о том, что политическое движение бывшего одесского губернатора собирает сторонников, берется доставить их в Киев и вернуть обратно в целостности и сохранности, я не стал искать других вариантов и решил остановиться на этом. Итак, сбор в понедельник, в 21:00. Автобусы будут ожидать на углу Пироговской и Среднефонтанской, около Дома профсоюзов. На страничке РНС в Facebook есть обязательная регистрация, о которой я узнал в последний момент. За полтора часа до выезда заполняю онлайн-форму и на всякий случай звоню по указанному номеру.
- Да, регистрация обязательна, но вы и без нее приходите, — говорит приветливый голос.
За полчаса до отправления автобусов еще нет, а на месте находится не более полусотни активистов. Это люди разных возрастов, но в основной своей массе – мужчины средних лет. Есть и женщины, есть и молодежь, есть и пенсионеры, но не так много. К указанному времени людей становится больше, один за другим появляются два больших автобуса, а за ними еще два. В итоге в начале одиннадцатого вечера на Киев выезжает примерно 150 противников власти. Точнее, 149: я-то засланный казачок, а не оппозиционер.
Перед отъездом людей знакомят со старшими. Их по два-три на каждый автобус. По салону передают бумагу, в которую записывают фамилии и телефоны. Постепенно разгорается беседа.Некоторые активисты знают друг друга, некоторые видятся впервые. Теперь краткий инструктаж: прибытие к станции метро «Теремки», затем группами по 10-12 человек добираемся до Крещатика, далее пешком к памятнику Валерию Лобановскому на входе в одноименный стадион — одно из знаковых мест Революции Достоинства. Брать с собой самое необходимое, заранее сходить в туалет, воды много не пить. Ясно? Конечно, ясно. Атмосфера в автобусе вполне здоровая, даже дружелюбная. Некоторые слушают выступление Саакашвили в Facebook и комментируют его, остальные просто отдыхают.
Автобус прибыл в столицу примерно в пять утра. Коллектив спит. Через час многие просыпаются. Некоторые особо нетерпеливые товарищи предлагают «выдвигаться». Их игнорируют, и мы отправляемся к метро в запланированное время, в 7:30. Перед этим неожиданно сообщают, что нужно взять агитационные газеты и распространять их в центре. Возражений нет, надо так надо.
Метро пожирает одесситов и смешивает их с десятками тысяч спешащих на работу киевлян. Многие активисты по дороге теряются. Впрочем, в итоге все добрались до места сбора возле стадиона.
Киев встретил нас легкой изморосью. В целом довольно тепло, но головные уборы не лишние. Чем ближе к улице Грушевского, тем чаще встречаются правоохранители. У подножья улицы — несколько десятков бойцов Нацгвардии, у входа на стадион – полицейские и бойцы спецбатальона (бывший «Беркут»). А больше всего силовиков – в Мариинском парке, который доминирует над улицей . На кромке склона — наблюдатели, а в глубине парка – целая бригада.
Здесь все кишит подразделениями Национальной полиции и Национальной гвардии в полной экипировке. Десятки автобусов «Атаман», штук 40 огромных автозаков Нацгвардии, причем в основном не привычные глазу одессита КрАЗы, а белорусские МАЗы.
На подходах к правительственному кварталу установлены рамки металлоискателей, периметр обнесен ограждениями, аналогичными тем, что использовались во время визита Петра Порошенко в Одессу. Попасть к Раде будет непросто.
Вот в начале Грушевского собираются оппозиционные силы. Первой выступает колонна ветеранов батальона «Донбасс» во главе с нардепами Соболевым и Семенченко, за ними идет «Самопомощь». Из нашего коллектива звучат крики «А как же мы?», «Давайте с «Донбассом» идти». В ответ раздается команда ждать. Но с десяток саакашвилевских активистов срываются с места и присоединяются к уходящей колонне.
Вскоре стартует и «Рух новых сил». Одесситам ставят второстепенную задачу – заблокировать вход в жилой дом на Институтской. Здесь, по некоторым данным, есть тайный выход из Верховной Рады, откуда могут просочиться народные депутаты, пытающиеся скрыться из сессионного зала.- Создать коридор, всех депутатов, желающих зайти, пропускать, а тех, кто хочет выйти,не пропускать и вежливо убеждать, что нужно возвращаться и голосовать, — ставит задачу руководитель группы.
Активисты сокрушаются, что их не пускают к сцене, однако принимают задачу с энтузиазмом.
Но вместо депутатов из подъезда появляются простые люди, а народные избранники просто проходят мимо. Один из них, Вадим Рабинович, даже вступает в диалог и обещает сдать свой мандат, если Верховная Рада не проголосует за снятие депутатской неприкосновенности. Смелое заявление и развязное поведение экс-«оппоблоковца» вызывают у активистов сдержанное одобрение.Через несколько кварталов по Институтской стоит «рабиновичева рать» — многочисленные сторонники партии «За життя». Пройдясь вдоль их рядов, чувствую неприятное дежавю из 2013 года: невооруженным взглядом видно, что эти люди здесь за деньги. Подавляющее большинство — пенсионеры, множество испитых лиц откровенных бродяг и немного титушек соответствующего вида. У «руховцев» и примкнувших контингент явно приличнее.Следует отметить, что далеко не все одесситы, прибывшие поддержать Саакашвили, политически подкованы. В общих чертах они знают, что прибыли отстаивать принятие антикоррупционных законов, но каких именно, сказать не могут. Они долго гадают, за кого выступает проходящий мимо Валентин Наливайченко, и в конце концов провозглашают, что «Наливай пока за нас». Партию бывшего экс-замгенпрокурора Голомши «Патриот» причисляют к «зрадникам», хотя «Справедливость» и «Патриот» идут в одной колонне. Один активист признается, что голосовал за Януковича, второй мечтает о диктатуре военных, третий либерал, но всех этих людей объединяет недовольство нынешним президентом и премьером.
Стояние у «тайного хода», из которого так и не появился ни один коррупционер в «Бриони», быстро надоедает. Кто-то в шутку требует раздать автоматы, кто-то предлагает пойти и вырвать провода из колонок партии граффитистов «5.10», лидер которой Геннадий Балашов несколько часов кряду громко вещает по соседству и никак не может заткнуться. Старший вяло отшучивается и настаивает на мирном характере акции.
Наконец осаду подъезда снимают. Нашу группу перебрасывают к сцене перед Верховной Радой. Путь преграждают рамки и грозные полисмены, но досмотр чисто символический: в сумки и рюкзаки не заглядывают, карманы не проверяют. В Одессе на 2 мая посерьезнее контроль будет.
Флагов на площади перед парламентом очень много – в основном партийные, но хватает и национальных, а также «бандеровских» красно-черных.
Атмосфера наэлектризована до предела. Наверное, так же проходила знаменитая «черная рада», на которой казаки выбрали гетманом Брюховецкого. Выступающие сменяют друг друга – сейчас это Саакашвили, через пять минут какой-нибудь ветеран АТО, общественник или священник. Один батюшка начал было вещать о засилье евреев во власти, но тут у него отключился микрофон, и из колонок полилась какая-то музыка. То ли это с небес отреагировали на выходку, то ли просто звукорежиссеру махнули: мол, прикручивай этого товарища, а то он сейчас наговорит на статью. Впрочем, нельзя сказать, что поп был один такой: несчастных евреев несколько раз поминали и на сцене, и просто в толпе. Что характерно, антисемитам даже не возражали. Черная рада…В огромной толпе активисты из Одессы растворяются. К 14:00 кажется, что акция себя исчерпала. Люди начинают расходиться: кто по домам, кто пообедать. Однако я рано настроился на скорый отъезд. Примерно в пять вечера мощная колонна с авангардом из ветеранов «Донбасса» продавливает кордоны правоохранителей и проходит к Раде.
И здесь себя проявляют одесситы – именно они доставляют крепления и стойки, именно они устанавливают первые две палатки на проезжей части. За ними следуют другие, однако почин положили наши земляки.Однако революции так и не случилось. К вечеру боевой запал одесситов и других участников действа угасает. Люди, приехавшие на голом энтузиазме, откровенно устали и хотят домой, хотя несколько десятков активистов все-таки остаются в палаточном городке. Где-то в десять, собрав всех дошедших, автобусы уходят на Одессу.Не могу не сказать, что никаких денег мне никто не предлагал. Остальным участникам поездки, насколько я могу судить, тоже. Даже питались люди за свой счет. Ну а насколько оправданным было случившееся в центре Киеве, судить вам.
Автор — Петр Гинкул
Journal information