Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Как авиакомпании "Мотор Сич" удается выживать на украинском рынке

4 регулярных направления есть в карте полетов «Мотор Сич».
4 регулярных направления есть в карте полетов «Мотор Сич»

Когда говорят об украинских авиакомпаниях, то в первую очередь вспоминают крупнейшего местного игрока "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Это логично — на МАУ приходится львиная доля украинских авиаперевозок. Но на рынке Украины нашлось место и для небольших игроков, оперирующих малым количеством ВС. Среди таковых авиакомпания "Мотор Сич", входящая в состав одноименного широкопрофильного акционерного общества.

"Мотор Сич" — одна из самых старых украинских авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы. Согласно информации из открытых источников этот авиаперевозчик был создан в 1983 г. Именно тогда приказом Министерства авиационной промышленности СССР одноименному авиационно-транспортному отряду был передан первый самолет Як-40. Полеты начались годом позже по маршруту Запорожье—Москва.

Сейчас авиакомпания "Мотор Сич" — структурное подразделение огромного бизнес-конгломерата с таким же названием, который лучше всего известен в мире производством авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок.

НЕБОЛЬШОЙ ИГРОК

По данным реестра гражданских ВС Украины, на 1 октября 2017 г. парк самолетов, которым оперирует авиакомпания "Мотор Сич", насчитывает восемь машин, в основном марки "Ан": Ан-12Б, Ан-12БК, Ан-140, три Ан-24РВ, Ан-74ТК-200 — и один Як-40. Из них самый возрастной — Ан-12Б (1966 г. выпуска), самый молодой — Ан-140 (2003 г). Кроме того, перевозчик использует 10 вертолетов "Ми" (семь Ми-2 и три Ми-8МСБ). По большей части они выпущены в 70–80-е гг., кроме двух Ми-8МСБ, произведенных в 2014 и 2017 г.

Примечательно, что почти весь флот ВС "Мотор Сич" находится в собственности у головного предприятия, а не в лизинге, как это практикуется у других украинских авиаперевозчиков. Исключение составляют два вертолета, принадлежащих частному лицу из Запорожья (Ми-2) и некой немецкой компании (Ми-8МСБ).

Наличие в парке пассажирских и грузовых ВС, а также вертолетов позволяет "Мотор Сич" зарабатывать за счет перевозки как пассажиров, так и грузов. В частности, для грузовых рейсов используются два самолета Ан-12 и один Ан-74ТК-200. Эти ВС эксплуатируются главным образом в Азии.

КРИЗИСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В последние годы авиакомпании "Мотор Сич" пришлось изменить концепцию развития. До 2014 г. авиаперевозчик делал ставку на полеты между Запорожьем и Киевом, а также летал из некоторых украинских областных центров в Москву. Но после всем известных политических и военных событий в Крыму и на Донбассе "Мотор Сич" был вынужден перестроить свою работу.

В 2015–2016 гг. авиакомпания сделала ставку на расширение полетов внутри Украины. До этого авиаперевозчик регулярно летал по стране, по сути, только по маршрутам Запорожье—Киев и Киев—Ужгород. В 2015 г. был открыт рейс Киев—Херсон, однако, полетав один летний сезон по этому направлению, "Мотор Сич" решила от него отказаться. Вместо него авиакомпания открыла рейсы в более крупные украинские города из столицы. В 2016 г. авиакомпания стала летать по маршрутам Киев—Одесса и Киев—Львов, но и прошлый год не обошелся без потерь. Правда, из-за закрытия закарпатского аэропорта в июне 2016 г. пришлось приостановить полеты по направлению Киев—Ужгород.

Расписание внутриукраинских полетов построено таким образом, чтобы пассажиры могли попасть с юга на запад страны (например, из Одессы во Львов) или в обратном направлении  примерно за 4 ч, включая время на пересадку в Киеве. Как сообщили в "Мотор Сич", в зависимости от сезона доля трансферных пассажиров на каждом внутреннем рейсе составляет от 5 до 25%.

Авиакомпании также пришлось откорректировать карту своих международных полетов. После того как осенью 2015 г. Украина и Россия ввели взаимные запреты на полеты между странами, в том же году в конце октября "Мотор Сич" была вынуждена отказаться от направления Запорожье—Москва. Спрос на билеты в российскую столицу авиакомпания попыталась удовлетворить, открыв примерно через месяц рейс Запорожье—Минск. Сейчас полеты с Украины в Россию с пересадкой в Беларуси — самые короткие по продолжительности. "Мотор Сич" летает из Запорожья в Минск пять раз в неделю.

Таким образом, сегодня "Мотор Сич" регулярно выполняет полеты по внутриукраинским маршрутам: Киев—Запорожье, Киев—Одесса и Киев—Львов, а также по одному международному — Запорожье—Минск. Кроме того, в летнем сезоне 2017 г. авиакомпания осуществляла, по сути, чартерные авиаперевозки по направлению Запорожье — Бургас (Болгария). Как сообщили АТО в "Мотор Сич", заполняемость на каждом рейсе составляет 85–100%; эксплуатируемые "Аны" способны перевозить по 48–52 чел.

"Мотор Сич" нацелена на использование самолетов только с двигателями своего головного предприятия // Сергей КОНЬКОВ

"Мотор Сич" нацелена на использование самолетов только с двигателями своего головного предприятия

Фото: Сергей КОНЬКОВ

КОНКУРИРОВАТЬ УДОБСТВОМ

Между тем запорожской авиакомпании удается понемногу конкурировать с лидером местного авиарынка — МАУ. Во многом это происходит за счет того, что "Мотор Сич", в отличие от МАУ, летает в столицу Украины, в аэропорт Жуляны. Этот авиаузел находится в черте Киева, что позволяет пассажирам, которым необходимо попасть в столицу, не терять лишнего времени на дорогу из другого киевского аэропорта — Борисполя, расположенного за пределами Киева.

МАУ выполняет внутриукраинские рейсы в Борисполь, поскольку большую долю на них занимают пассажиры, которых авиаперевозчик подвозит на свои международные рейсы. Они выполняются как раз из Борисполя, а не из Жулян. У "Мотор Сич" такой необходимости нет, она летает в меньший столичный аэропорт (в 2016 г. Борисполь обслужил 8,65 млн пасс., Жуляны — 1,13 млн пасс.).

Авиакомпания "Мотор Сич" могла бы расширить карту маршрутов и на другие страны. Но из-за отсутствия в парке достаточного числа ВС авиаперевозчику сложно открывать новые рейсы, в том числе в страны Европы. Сейчас "Мотор Сич" может использовать для пассажирских перевозок только Ан-24, Ан-140 и Ан-74. Но на Ан-24 авиаперевозчик, по сути, может летать только по Украине, в Беларусь или Россию. Ан-140 — тоже региональный самолет, поэтому его сложно использовать для полетов в Европу, а Ан-74 выступает в качестве резервного или эксплуатируется для грузовых перевозок.

Примечательно, что "Мотор Сич" — единственный оператор в мире, который выполняет регулярные пассажирские рейсы на Ан-140. В авиакомпании сообщили АТО, что она могла бы эксплуатировать еще несколько машин этого типа, но разработчик "Антонов" не предпринимает особых усилий для того, чтобы достроить заложенные ВС. Что касается приобретения иностранной авиатехники, то концепция развития компании "Мотор Сич" предусматривает использование самолетов только украинской разработки и производства.

Дальнейшее развитие авиаперевозчика зависит от нескольких факторов. Во-первых, в случае достройки Украиной имеющихся самолетов Ан-140 "Мотор Сич" может взять их в эксплуатацию, чтобы открыть новые рейсы. Во-вторых, дополнительным стимулом для развития компании может стать принятие правительством государственной программы развития и поддержки внутриукраинских рейсов. Обсуждаемая в ходе ее разработки идея отмены НДС на таких маршрутах позволит увеличить число дешевых билетов на каждом рейсе "Мотор Сич" в несколько раз, что, безу­словно, позитивно скажется на пассажиропотоке авиакомпании.    

"Мотор Сич" — одна из немногих авиакомпаний, выполняющих международные полеты на Ан-24 // Сергей КОНЬКОВ

"Мотор Сич" — одна из немногих авиакомпаний, выполняющих международные полеты на Ан-24

Фото: Сергей КОНЬКОВ

Tags: Ан-12, Ан-140, Ан-24, Ан-26, Ан-74, Ми-2, Ми-8, Мотор Сич, Як-40
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 599
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments