Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Боевые вертолеты Ми-24ВП на постсоветском пространстве

Взято у коллеги kloch4 ТРУДНАЯ СУДЬБА





У систем вооружения, созданных на закате существования Советского Союза, судьба сложилась достаточно трагически, несмотря на их совершенство.

Основной боевой танк Т-80У(Д) укропия профукала, а Российская Федерация отказалась в пользу других разработок и он, по воле случая, оказался на вооружении единственной страны – Пакистана.

БМП-3 по большей части оказалась за границей. Более удачно сложилась судьба самоходки 2С19 «Мста-С», но полностью вытеснить древние 2С3 она не смогла и теперь сама будет заменяться на более совершенную артсистему.

Хуже всего пришлось последней советской модификации ударного вертолёта Ми-24 – Ми-24ВП. Выпущен он был в 1989 году очень маленькой серией – всего 25 единиц, став лебединой песней классического «крокодила».

Несмотря на внешнюю схожесть и на то, что в наименовании добавлена всего лишь одна последняя буковка, эта машина очень сильно отличается от предшественниц, прежде всего составом специального оборудования. Нужно сказать, что предпосылками для её создания стала, отнюдь, не война в Афганистане, где Ми-24 воевали с первого до последнего дня. И ещё несколько локальных конфликтов, где «крокодилы» принимали посильное участие, серьёзных предпосылок для пересмотра концепции тоже не дали.

Война в Ливане 1982 года дала определённую почву для размышлений – там достаточно массово применялась бронетехника, проводились войсковые операции и т.д., но всё достаточно быстро закончилось. Настоящим же бесценным источником вдохновения для совершенствования ударной авиации стала затяжная и кровавая Ирано-Иракская война 1980-1988 годов. Именно анализ применения обоими сторонами масс брони и ударных воздушных сил сформулировал требования к ударному вертолёту будущего:

- высокая скорость (чем Ми-24 и так обладал);
- живучесть от огневого воздействия противника (тут тоже не всё плохо);
- недостаточный калибр пулемётного вооружения. ЯкБ-12,7 оказался слабосильным для поражения бронетехники. Напротив, ГШ-30-2 – излишне мощная и тяжёлая, к тому же отвлекала командира от пилотирования;
- грамотное рассредоточение и маскировка войск требовали улучшенных приборов обнаружения и прицеливания;
- необходимость вступать в противодействие с летательными аппаратами противника;
- ночь была самым главным временем на войне – для выдвижения, перемещения, эвакуации, пополнения наземных войск. Это настоятельно требовало круглосуточных воздушных ударных сил.
- недостаточный боевой комплект управляемых противотанковых ракет – зачастую вертолётам приходилось действовать парой-звеном против значительных наземных сил. Известен случай, когда пара Ми-25 смогла в одном бою подбить сразу 7 иранских танков, выпустив 8 «Штурмов-С» и … ракеты закончились.

В результате и появился Ми-24ВП, вооружение которого уже отвечало современным требованиям. Не люблю это словосочетание, но «если бы» удалось завершить перевооружение советской армейской авиации на эти вертолёты, то ей бы не было равной в мире.

Слава богу, наработки по Ми-24ВП не пропали даром. Российской Федерации, несмотря лихолетье 90-х удалось сохранить костяк армейской авиации и производственную базу. Сейчас, с опозданием на 20 лет и происходит процесс перевооружения на потомков «ВП-ки».

О том, как же сложилась судьба выпущенных почти 30 лет назад вертолётов, и попытался разобраться в этот раз.

1. Война на Донбассе стала первым известным боевым эпизодом в жизни Ми-24ВП. Армия бандеровской хунты с первых же дней задействовало ударные вертолёты против несогласных.

26 мая 2014 года борт номер 10 из 7-го полка армейской авиации бомбил Донецк:




Чуть позднее, 3-го или 4-го июня его подбили под городом-героем Славянском:




Больше о его судьбе ничего не известно. Возможно, его восстановили и перекрасили, но и этот с лета 2016 года на глаза не показывался:




Там же, поблизости от Славянска, нашёл свою могилу борт номер 12 из 16-й бригады армейской авиации:




(на довоенном фото в синей лётной куртке – Надежда Викторовна Савченко, агент Путина)

Фотодоказательств этому нет, но жизнь подтверждает этот факт. В конце мая 2014 года он засветился на всемирно известном видео:





Третий борт, номер 09, на войне не пострадал, но тоже с лета 2016 года куда-то запропастился.




Четвертый вертолёт, бортовой номер 08 разбился сам в начале 2015 года:




Последняя машина (б\н 06), по определённым сведениям, тоже пострадала в ходе боевых действий:




Во всяком случае, с 24 августа 2014 года нигде не светилась. Совсем недавно, правда, была замечена в ряду покойников на базовом аэродроме 16-й авиабригады в городе Броды Львовской области:




Есть ещё довольно старые довоенные снимки Ми-24ВП в укропии:




Это аэродром 7-го полка в Новом Калинове Львовской области:

Mi-24 HIND VP Ukraine October 2004


Думаю, что эти машины давным-давно сменили окрас и номера.

Подводя итог, можно констатировать, что из пяти имевшихся вертолётов Ми-24ВП киевская хунта безвозвратно потеряла два, а оставшиеся уже на вечной стоянке под забором. Притом, что это их самые новые и совершенные машины во всей ударной авиации.


2. Самым известным держателем Ми-24ВП, пожалуй, является 125-я эскадрилья ВВС и ПВО Краснознамённого Балтийского флота. Базируется она в Калининградской области. По факту является самой большой грозой для армии великой пшекии – недаром те две бригады своих главных танков «Леопард-2» держат на максимальном удалении от этих «крокодилов»:




В 1989 году были получены 12 единиц Ми-24ВП, техника достаточно интенсивно эксплуатировалась все эти годы. На последних снимках видно, что машины проходили капитальные ремонты. К сожалению, фото нашлись только 11-ти вертолётов:
























3. Уже не летающий борт из коллекции московского вертолётного завода имени Миля:




4. Про судьбу этого вертолёта-миротворца ничего не знаю – есть только единственное фото. Сначала думал, что это бывший флотский борт, но есть нюанс – в оснащении фотокинопулемётом в левом крыле, чего нет у его близнеца:




5. Эта машина засветилась недавно – 23 мая 2015 года на праздновании 75-ти летия Сызранского авиаучилища:




Выглядит он странновато для строевой техники. Возможно, что уже и не летающая:




6. Печальная страница истории

Меня удивляет, зачем пилотажным группам нужно было использовать ударные варианты вертолётов, когда вполне можно было обойтись их разведывательными вариантами, которые к началу 90-х годов оказались уже почти не востребованными в боевых целях? Да и по внешнему виду Ми-24РХР очень красив без «бороды».




Но теперь это уже не важно, скорее всего, ввиду серьёзных нагрузок на матчасть были необходимы машины самые «свежие» и с достаточным ресурсом. Поэтому выбор пал на практически новые Ми-24ВП.

Всего насчитал у «Беркутов» три аппарата. Борт №52:




А это его в 2007 году везут из Горелово в Ростов-на-Дону:




Борт №53:




Это он в отстойнике при том же 419-м авиаремонтном заводе в посёлке Горелово Ленинградской области в 2012 году:




Рядом с ним зимой 2015 года его собрат по несчастью – б\н 49:






В полёте в 2006 году




Ещё фото:










Подводя итог, можно сказать, что почти все машины «нашлись» (23 из 25). Правда, не в том виде, в каком бы хотелось – в полной исправности и в боевом составе. Будем надеяться, что флотские машины и далее будут исправно нести службу и одним своим наличием наводить ужас на мазуриков.
Tags: Ми-24, Россия, СССР, Украина, история
Subscribe
promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 513
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment