Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Болгаро-украино-польское сотрудничество по ремонту истребителей МиГ-29

diana_mihailova для

В публикация коллег БМПД «Украина, Болгария, истребители МиГ-29 и возможный контрафакт» упоминались два тендера, которые имеют отношение к обслуживанию истребителей МиГ-29 ВВС Болгарии. Первый из них касается закупки 10 двигателей РД-33 серии 2, а второй – семи коробок агрегатов КСА-2. Результаты этих тендеров должны быть объявлены в ближайшие две-три недели.
Еще одним характерным примером болгаро-украинского военно-технического сотрудничества может послужить ситуация с ремонтом болгарских истребителей МиГ-29 в Польше, сложившаяся в период  2014-2015 гг.


Болгарский и польский МиГ-29 в ходе тренировочного полета над Болгарией на учениях «Anakonda 16» июнь 2016 г.


Как известно, восточноевропейским странам – бывшим участникам Организации Варшавского Договора и странам СНГ достались колоссальные запасы вооружения бывшего Советского Союза. Многие из этих стран даже после вступления в блок НАТО продолжили их эксплуатацию. Одной из таких систем вооружения стал боевой авиационной комплекс МиГ-29, оставшийся в строю Словакии, Польши, Болгарии, Украины, Белоруссии и пр. Первоначально сопровождение эксплуатации этих самолетов осуществляла Российская Самолетостроительная Компания «МиГ», но вскоре украинская сторона проявила инициативу и постепенно освоила капитальный ремонт планера и систем МиГ-29 на мощностях Государственного предприятия «Львовский государственный авиаремонтный завод» и двигателя РД-33 на Луцком ремонтном заводе «Мотор». Продление ресурса и ремонт готовых изделий также осуществлялись внутри Украины.


В дальнейшем украинские спецэкспортеры вышли на внешний рынок ремонта самолетов этого типа и его комплектующих с предложениями, которые составили конкуренцию российскому разработчику и производителю. Известно, что украинцы проводили работы с истребителями МиГ-29 и его комплектующими в интересах Польши, Белоруссии, Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Бангладеш, Мьянмы, Перу, Кубы, Алжира, Судана, Чада, Малайзии, Индии, США и даже Китая. Этому, в значительной степени, способствовало и имеющиеся запасы. Независимой Украине в «наследство» от СССР в 1992 г. досталось 214 истребителей четвертого поколения типа МиГ-29 и 24 учебно-боевые «спарки» МиГ-29УБ. Очевидно, что должное содержание такого количества самолетов было экономически невозможно и практически нецелесообразно, что привело к последовательному сокращению парка. В результате к февралю 2014 г., согласно данным «Белой книги-2013» министерства обороны Украины, в списочном составе Командования Воздушных Сил Украины насчитывалось 160 боевых самолетов, из которых около 70 составили МиГ-29. Кроме того в план реализации министерства обороны Украины были включены еще 62 боевых самолета МиГ-29.  Таким образом, по данному типу летательных аппаратов Украина располагает и значительным наличным ремонтным фондом и предприятиями, способными довести его до исправного и боеготового состояния

С учетом проводимого Украиной евроатлантического курса одним из совместных проектов и стала программа поддержания летной годности и модернизации комплексов боевых авиационных комплексов МиГ-29. Так как Польша после приобретения у Германии за 1 евро унаследованного от ГДР парка располагала составляющих основу парка польских ВВС наибольшим парком таких самолетов (48) сотрудничество с Украиной в этой области было просто неизбежным. Тем боле, что, несмотря на закупку американских F-16C/D Block 52+, эксплуатацию МиГ-29 предполагалось продолжить до 2028 г.

Сотрудничество, продолжавшееся более 10 лет, строилось по следующей схеме. Комплексный ремонт и модернизацию самолетов МиГ-29 в Польше осуществлял «Военный авиационный ремонтный завод № 2» («Wojskowe Zakłady Lotnicze No. 2» - WZL-2) в г. Быдгощ, который  в 2011-2014 гг. уже сумел провести ограниченную модернизацию 16 польских истребителей МиГ-29. Ремонт двигателей РД-33 для этих самолетов осваивался на «Военном авиационном ремонтном заводе № 4» («Wojskowe Zakłady Lotnicze No. 4» - WZL-4) в г. Варшава. В ходе ремонтных работ польские предприятия пользовались услугами украинских заводов и спецэкспортеров, которые ремонтировали польские комплектующие или поставляли уже отремонтированные украинские. Несмотря на украинскую помощь, выразившуюся также в продаже ремонтной документации и передаче технологий, наиболее сложным для поляков оказалось освоение работ с силовой установкой. Поэтому еще в 2014 г. из Украины в Польшу было экспортировано 5 двигателей РД-33 после выполнения на них капитального ремонта по цене около 1,3 млн. долл. за каждый.

Вместе с тем, в 2015 г. таких продаж уже не зафиксировано. Возможно, это вызвано проблемами Украины с исполнением внутреннего государственного оборонного заказа, но вполне возможно, что польские предприятия, наконец, справились с задачей и уже способны выполнять весь перечень работ по капитальному ремонту МиГ-29 самостоятельно, либо за счет прежних украинских поставок создали необходимый запас отремонтированных агрегатов и запасных частей для самолетов этого типа.

Косвенно этот вывод подтверждает информация о подписании министром обороны Болгарии Николаем Ненчевым и министром национальной обороны Польши Томашем Семоняком в августе 2015 г. контракта о проведении Польшей ремонта двигателей и другого оборудования шести самолетов МиГ-29, находящихся на вооружении ВВС Болгарии.  Предыдущее соглашение на обслуживание 12 болгарских МиГ-29А и трех МиГ-29УБ  стоимостью 49 млн. долл. с РСК «МиГ» истекло в сентябре 2015 г. Министр Ненчев отказался продлить его, сославшись на высокую стоимость, и переориентировался на Польшу: «Ремонт двигателей для болгарских истребителей в Польше дешевле, чем в России на 20-30%, но так как Польша является членом ЕС и НАТО, отпадает необходимость оплаты НДС, поэтому итоговая цена будет на 40% ниже». В абсолютных значениях оферта Польши, по словам Ненчева, оказалась на 12 млн. евро ниже, чем у россиян. Также министр заявил, что Болгария получит от поляков в аренду два двигателя РД-33  в течение ближайшего месяца. Где именно выполнялся их ремонт, министр не уточнил.

Реакция РСК «МиГ» была быстрой и естественной. В письме ее генерального директора Сергея Короткова было высказано предупреждение об отсутствии у Польши лицензии на ремонт истребителей МиГ-29, в связи с чем в случае выполнения каких-либо работ с ее стороны на болгарской технике, российская корпорация снимет гарантии разработчика и не сможет продолжить сопровождение эксплуатации. Вместе с тем по информации министерства обороны  Болгарии, к июлю 2016 г. на вооружении ВВС может остаться только два исправных самолета МиГ-29 с достаточным ресурсом.

12 мая 2016 г. на международном пункте пропуска для автомобильного сообщения «Рава-Русская» на польско-украинской границе был задержан 46-тилетний  украинский гражданин, перевозивший на микроавтобусе запасные части для истребителей МиГ-29, в том числе датчики ДУСУ 1-18АС, блоки систем управления ДПР-42-41-02, БТТ 30БТ, 1844011, ABC, части от воздухозаборников 2.245.120-01, 5.12.0246.847091, 5.12.0246.848092, 5.12.0246.849091 и др., оцененные таможенниками в общую сумму  около 1 млн. грн. Это далеко не первый случай контрабанды запчастей для МиГ-29 из Украины и Белоруссии в Польшу.

Таким образом, сочетание откровенно демпинговых цен и технического уровня, достаточного для стран третьего мира, делает украинский экспорт услуг по поддержанию эксплуатации МиГ-29 довольно привлекательным для некоторых пользователей бывшей советской техники. В их число вошли и ряд европейских стран, в том числе и Болгария, хотя подобное поддержание состояния боевой готовности их вооружения и военной техники, разработанной и произведенной в Советском Союзе, идет вразрез с авторскими правами разработчика. Тем не менее, ни разрыв кооперационных связей, ни снижение уровня безопасности полетов, ни возможные санкции не мешают извлечению прибылей от оружейной торговли.


Tags: ВТС, МиГ-29
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 599
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments