
Ан-124-100 борт. номер 5A-DKL на аэр. Святошино.
Всего в период с 1986 г. по 2003 г. «Авиант» выпустил восемнадцать таких машин, большая часть которых находится на вооружении военно-транспортной авиации Российской Федерации. В настоящее время серийное производство новых самолетов типа Ан-124-100 на Серийном заводе «Антонов» (бывшем «Авианте») прекращено, а технологическая оснастка уничтожена.
В 2001 г. был подписан крупнейший украино-ливийский контракт между Государственным предприятием - Хозрасчетным внешнеторговым предприятием «Спецтехноэкспорт» и «International Transportation, Trade and General Works Company» о продаже двух самолетов Ан-124-100 «Руслан» на общую сумму 41 млн. долл.
В марте 2002 г. генеральный конструктор АНТК им. О. К. Антонова Петр Балабуев обратился к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой принять решение о возможности реализации контракта с Ливийской Арабской Джамахирии на закупку 6 самолетов «Антонов»: 2 Ан-124; 2 новых Ан-32 для тушения пожаров; 2 находившихся в эксплуатации Ан-32 для тушения пожаров.

При этом он сообщил, что ливийской стороной было выдвинуто существенное условие: генеральным подрядчиком по контракту со стороны Украины должен выступить АНТК им.О.К.Антонова.
Реакции Кучмы последовала незамедлительно:

В результате первый самолет по контракту - Ан-124-100 (сер. номер 03-01,зав. номер: 19530502761), также принадлежавший ранее заводу «Авиант», в том же месяце был перерегистрирован в 5A-DKL, переименован в «Susa» и прибыл в Ливию.
Экспорт самолетов Ан-124-100 из Украины в Ливию
Тип | Серийный/заводской номер | Бортовой номер | Цена, млн. долл. | Дата поставки | |
1 | Ан-124-100 | 03-01/ 19530502761 | 5A-DKL | 20,5 | март 2001 |
2 | Ан-124-100 | 03-02/ 19530502792 | 5A-DKN | 20,5 | октябрь 2002 |
Контракт был успешно завершен 29 октября 2002 г., когда Ан-124-100 (сер. номер 03-02, зав. номер: 19530502792) перелетел в Триполи, получив ливийский борт. номер 5A-DKN и собственное имя «Sabrata».
Эксплуатировать самолеты стала авиакомания «Libyan Arab Air Cargo», однако летно-технические экипажи состояли из граждан Украины и других стран СНГ, а периодические формы технического обслуживания выполнялись на заводе в Святошино. Кстати, это и сохранило один из самолетов, не успевший улететь из Украины до начала боевых действий весной 2011 г. и до сих пребывающего на заводском аэродроме. Второй же успел вернуться в Триполи и был поврежден при авианалете сил НАТО.

Ан-124-100 борт. номер 5A-DKN на аэр. Триполи.
Трудно сказать, насколько эта сделка была выгодной для Украины. С одной стороны, кроме казавшейся значительной по тем временам суммы, и продолжением фактически подконтрольной со стороны Украины эксплуатации воздушных судов, открывались перспективы для углубления сотрудничества с одной из богатейших стран Северной Африки, имевшей колоссальные природные богатства и перспективные проекты, участие в которых могло существенно повлиять на развитие многих украинских предприятий, в том числе и оборонно-промышленного комплекса.
С другой, в мире появился еще один оператор уникальных самолетов «Руслан», который мог разрушить украино-российскую монополию в этом сегменте рынка. Кроме того, производство «Русланов» было прекращено, что повлияло на цену оставшихся самолетов. В настоящее же время эксперты оценивают новый самолет типа Ан-124-100 в 150-200 млн. долл. США, а перспективы восстановления их производства по-прежнему весьма туманны.
Journal information