Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Как продавали «Русланы»: ливийский контракт

Киевский государственный авиационный завод «Авиант» являлся одним из двух серийных заводов по производству тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124 и его гражданской версии Ан-124-100 разработки ОКБ им. О. К. Антонова.  Все три последних собранных после 1993 г. на предприятии самолета этого типа ушли на экспорт. 

Ан-124-100 борт. номер 5A-DKL на аэр. Святошино.

Всего в период с 1986 г.  по 2003 г. «Авиант» выпустил восемнадцать таких машин, большая часть которых находится на вооружении военно-транспортной авиации Российской Федерации. В настоящее время серийное производство новых самолетов типа Ан-124-100 на Серийном заводе «Антонов» (бывшем «Авианте») прекращено, а технологическая оснастка уничтожена.

В 2001 г. был подписан крупнейший украино-ливийский контракт между Государственным предприятием - Хозрасчетным внешнеторговым предприятием «Спецтехноэкспорт» и «International Transportation, Trade and General Works Company» о продаже двух самолетов Ан-124-100 «Руслан» на общую сумму 41 млн. долл.

В марте 2002 г. генеральный конструктор АНТК им. О. К. Антонова Петр Балабуев обратился к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой принять решение о возможности реализации контракта с Ливийской Арабской Джамахирии на закупку 6 самолетов «Антонов»: 2 Ан-124; 2 новых Ан-32 для тушения пожаров; 2 находившихся в эксплуатации Ан-32 для тушения пожаров.



При этом он сообщил, что ливийской стороной было выдвинуто существенное условие: генеральным подрядчиком по контракту со стороны Украины должен выступить АНТК им.О.К.Антонова.
Реакции Кучмы последовала незамедлительно:




В результате первый самолет по контракту - Ан-124-100 (сер. номер 03-01,зав. номер: 19530502761), также принадлежавший ранее заводу «Авиант», в том же месяце был перерегистрирован в 5A-DKL, переименован в «Susa» и прибыл в Ливию.

Экспорт самолетов Ан-124-100 из Украины в Ливию
Тип Серийный/заводской номер Бортовой номер Цена, млн. долл. Дата поставки
1 Ан-124-100 03-01/ 19530502761 5A-DKL   20,5 март 2001
2 Ан-124-100 03-02/ 19530502792 5A-DKN   20,5 октябрь 2002

Контракт был успешно завершен 29 октября 2002 г., когда Ан-124-100 (сер. номер 03-02, зав. номер: 19530502792)  перелетел в Триполи, получив ливийский борт. номер 5A-DKN и собственное имя «Sabrata».

Эксплуатировать самолеты стала авиакомания «Libyan Arab Air Cargo», однако летно-технические экипажи состояли из граждан Украины и других стран СНГ, а периодические формы технического обслуживания выполнялись на заводе в Святошино. Кстати, это и сохранило один из самолетов, не успевший улететь из Украины до начала боевых действий весной 2011 г. и до сих пребывающего на заводском аэродроме. Второй же успел вернуться в Триполи и был  поврежден при авианалете сил НАТО.


Ан-124-100 борт. номер 5A-DKN на аэр. Триполи.

Трудно сказать, насколько эта сделка была выгодной для Украины. С одной стороны, кроме казавшейся значительной по тем временам суммы, и продолжением фактически подконтрольной со стороны Украины эксплуатации воздушных судов, открывались перспективы для углубления сотрудничества с одной из богатейших стран Северной Африки, имевшей колоссальные природные богатства и перспективные проекты, участие в которых могло существенно повлиять на развитие многих украинских предприятий, в том числе и оборонно-промышленного комплекса.

С другой, в мире появился еще один оператор уникальных самолетов «Руслан», который мог разрушить украино-российскую монополию в этом сегменте рынка. Кроме того, производство «Русланов» было прекращено, что повлияло на цену оставшихся самолетов. В настоящее же время эксперты оценивают новый самолет типа Ан-124-100 в 150-200 млн. долл. США, а перспективы восстановления их производства по-прежнему весьма туманны.
Tags: Ан-124, Ан-32Б, ВТС, ГП "Антонов", Ливия, Спецтехноэкспорт
Subscribe
promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 446
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнутся в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments