Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Как продавали «Русланы»: эмиратский контракт

В продолжении темы продажи «Русланов», публикуем подробности эмиратского контракта.


В начале февраля 2004 г. генеральный директор киевского авиационного завода «Авиант» Олег Шевченко, занявший эту должность в сентябре 2003 г., объявил о том, что Украина продала тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан» министерству обороны Объединенных Арабских Эмиратов.

Это был последний серийный (заводской номер 03-03) восемнадцатый самолет такого типа, достроенный в Киеве из заделов бывшего Советского Союза 1991-го года. После распада СССР его строительство было остановлено, а сам самолет законсервирован на стапеле.



Вспомнили о нем лишь в 2002 г., когда по инициативе государственной компании «Укрспецэкспорт» с КиГАЗ «Авиант» был заключен Договор комиссии № USE-17.3-178-D/K-02/084/447/02-80 от 12 августа 2002 г. Конечным покупателем выступала российская авиакомпания «Атлант-Союз», контрольный пакет акций которой принадлежал правительству Москвы.

Цена самолета, согласно контракту, составляла 30 млн. долл., из которых заводу причиталось лишь 25,05 млн. долл.  Соответственно,15% комиссионных в размере около 5 млн. долл.   оставалось в распоряжении «Укрспецэкспорта». Местом поставки Ан-124 по условиям контракта значилась не Россия, а в Объединенные Арабские Эмираты, что наводило на мысль, что российская фирма, скорее всего, выступала еще одним посредником в этой сделке.



Была получена предоплата в 500 тыс. долл., кроме того для достройки на протяжении 1995-2002 гг.  были израсходованы собственные средства «Авианта», оцениваемые в 4 млн. долл.

Предполагалось, что Ан-124-100 будет передан московской авиакомпании в декабре 2003 г., однако летные испытания самолета, которые должны были начаться в сентябре т ого же года, были перенесены на ноябрь, затем у авиакомпании «Атлант-Союз» закончился срок банковской гарантии, что задержало перечисление украинской стороне обязательного декабрьского платежа. Когда в январе 2004 г. гарантия была восстановлена, а средства, якобы, перечислены в полном объеме, представители «Авианта» объявили, что «во время Дубайского авиасалона одна из арабских стран проявила интерес к покупке самолета».


Затем молниеносно было получено официальное разрешение госкомитета по экспортному контролю Украины на совершение этой сделки, и готовый самолет уже 22 января 2004 г. был продан компании Expert Commercial Agencies из Абу-Даби, подконтрольной министерству обороны ОАЭ за 38 млн. долл. Согласно таможенным документам его стоимость составила 197599798,7 грн., что при курсе 5,3311грн./долл. равнялось 37,065 млн. долл.

Любопытно, что самолет вошел в сертификат авиакомпании Maximus Air, но сохранил украинскую регистрацию UR-ZYD и по сей день эксплуатируется украинскими летными и техническими экипажами, регулярно прилетая в Киев на регламентные работы.

Ремонт и техобслуживание этого и двух ранее проданных в Ливию «Русланов», по словам Шевченко, приносили «Авианту» 7-8 млн. долл. в год.

Председатель совета директоров «Атлант-Союза», советник мэра Москвы по авиации заслуженный летчик-испытатель Валерий Меницкий заявил, что авиакомпания «готова в судебном порядке препятствовать нарушению украинской стороной контрактных обязательств по поставке Ан-124-100. Если украинская сторона действительно продаст достроенный на деньги «Атлант-Союза» самолет Ан-124-100 одной из арабских стран, авиакомпания будет в судебном порядке добиваться аннулирования сделки».

Несмотря на грозное заявление, все обошлось без судебных разбирательств и закончилось возвратом полученной суммы  предоплаты.

Вскоре «Авиант» получил официальные письма от Игоря Бакая, на тот момент возглавлявшего Управление Делами Президента Леонида Кучмы, с просьбой перечислить на ремонт здания на ул. Банковой 11 и приобретение автомобилей представительского класса 37 млн. грн. (текущий курс – 5,33 грн./долл.). Шевченко перевел 26 млн. грн.

4 июля 2005 г. О.Шевченко по результатам проверки, проведенной министерством промышленной политики и контрольно-ревизионным управлением, был уволен из-за «невыполнения условий контракта». Произошло это уже при новом президенте Украины - Викторе Ющенко.

Tags: Ан-124, Антонов, Ливия, ОАЭ, Укрспецэкспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 619
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments