Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Коротко о состоянии и перспективах развития беспилотных авиационных систем на Украине

БЕСПИЛОТНЫЕ БУДНИ УКРАИНЫ


Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сегодня стали едва ли не главным признаком современного войска. По их количеству и качеству в боевых порядках можно легко определить технологический уровень армии той или иной страны.

Беспилотные авиационные комплексы (БПАК) способны решать широкий спектр задач в мирное и кризисное время. Особую важность и значение БПАК приобретают в ходе боевых действий. За время проведения антитеррористической операции на востоке Украины беспилотные авиационные комплексы продемонстрировали высокую эффективность в выполнении разведывательных задач в интересах всех родов войск и задач интересах Ракетных войск и артиллерии. Это существенно повысило интерес всех силовых ведомств Украины к оснащению своих частей и подразделений различными типами БПАК с учетом специфики применения.

После трех лет войны, на рубеже 2016-2017 гг. в зоне АТО украинскими военными, спецназовцами и гвардейцами использовались беспилотные авиационные комплексы, которые можно разделить на три группы.

1. Комплексы отечественного производства, которые были закуплены по государственному оборонному заказу в 2015 г. и в настоящее время находятся на подконтрольной эксплуатации в зоне АТО или в арсеналах воинских частей. В дальнейшем эти комплексы могут быть принять на вооружение (снабжение) Вооруженных сил.

2. Комплексы зарубежного производства, которые были закуплены силовыми ведомствами за государственные деньги, или поставлены в рамках военно-технической помощи.

3. Беспилотные аппараты и комплексы, которые были изготовлены, закуплены и переданы в силовые ведомства волонтерами и спонсорскими организациями.

За период 2008-2016 гг. на Украине насчитывалось до 50 государственных и частных компаний, которые в разное время заявляли о своем интересе к созданию беспилотной техники и демонстрировали образцы. При этом наибольшую динамику в развитии отечественных БПАК в Украине обеспечивают частные компании.

К лидерам отечественных производителей роботизированной беспилотной авиатехники, которые системно совершенствуют своей продукции, можно отнести следующие компании: Научно-производственное предприятие «Атлон Авиа», г. Киев; «Укрспецсистемс», г. Киев; Научно-производственное предприятие «Спайтек», г.Одесса; «Карболайн», г.Харьков; Авиационная производственная компания СГ «Скаетон», г. Киев; Производственно-инновационная компания «DeViRo», г. Винница.

Опыт и практика применения БПАК на Донбассе

Во время боевых действий на востоке Украины наиболее активно для выполнения разведывательных задач в украинской армии применялись и применяются беспилотный летательный аппарат PD-1 («Укрспецсистемс», г. Киев), который может находиться в воздухе до 5 часов и осуществлять разведку на тактическую глубину позиций противника; БПАК «Аист-100» (производственно-инновационная компания «DeViRo», г. Винница), БПАК «Мара-2М» (ООО «Карболайн», г. Харьков), БПАК «Валькирия» от «армии SOS».

Рис. БПЛА PD-1

При этом следует отметить, что если в начале войны тематика мультикоптеров игнорировалась, то сейчас интерес к БПЛА вертикального взлета и посадки класса микро и мини как со стороны подразделений Сил специальных операций, так и высокомобильных десантных и Сухопутных войск, вырос.

Что касается тактических БПАК поля боя, то на Украине они активно используются для поиска целей, определения их координат и корректировки огня в интересах Ракетных войск и артиллерии. Характер этих миссий постепенно выделил из общей шеренги украинских «беспилотников» те образцы, которые лучше всего подходят для такой работы. Постепенно сформировалось убедительное понимание, что тактический БПАК поля боя для задач разведки в интересах пехотных подразделений и беспилотный комплекс для удовлетворения потребностей артиллеристов - это комплексы, которые имеют отличия в своем оснащении, способах применения, функциональных возможностях.

Киевское Научно-производственное предприятие «Атлон Авиа» - отечественный лидер в разработке и серийном производстве беспилотных авиационных комплексов поля боя. Более двух лет комплексы БПАК А1-С «Фурия» применяются в зоне антитеррористической операции. Компания поставила более 40 летательных аппаратов Вооруженным Силам, Национальной Гвардии, Службе безопасности, волонтерским организациям. Общий налет комплексов - более 2500 часов. С помощью «Фурий», которые на войне широко применяются для артиллерийской разведки, военные обнаружили и уничтожили сотни вражеских целей.


Рис. БПЛА А1-СМ  «Фурия»

В 2016 г. компания представила Вооруженным силам Украины глубоко модернизированную версию комплекса «Фурия» с индексом А1-СМ, которая прошла определяющие ведомственные испытания и неоднократные проверки на учениях артиллеристов. Новая «Фурия» уровня А1-СМ по функциональным возможностям не уступает ведущим комплексам зарубежного производства.

Серьезным конкурентом «Фурии» на украинском рынке сегодня является БПАК «Flу Eye», который разработан и серийно изготавливается польской компанией WB Electronics. Вооруженными силами и Национальной гвардии в 2016 г. использовалось 4 комплекса тактического БПАК поля боя «Flу Eye», которые были поставлены в Украину как в рамках волонтерской поддержки, так и в рамках закупок для Минобороны через ГК «Укрспецэкспорт». Правами на проведение гарантийного и послегарантийного обслуживания БПАК «Flу Eye» в Украине, на основании соответствующих соглашений с производителем, имеет черниговское ОАО «ЧеЗаРа».

Для выполнения миссий по обеспечению работы артиллерии и зоне АТО применяются и другие беспилотные комплексы украинские разработки, однако они уступают возможностями БПАК «Фурия» с индексом А1-СМ и «Flу Eye». По меньшей мере, до тех пор, пока обратное не будет доказано испытаниями и реальной практикой.

Рис. БПЛА FLY Eye

Создание ударных БПЛА для применения в тактическом звене

За время войны на востоке Украины с российско-террористическими войсками в государстве также существенно возрос интерес к ударным БПЛА. Оказалось, что приспособление тактических «беспилотников», которые в основном выполняют задачи разведки в различных частотных диапазонах, для выполнения также и ударных функций, не является простым вопросом. Ограничения веса полезной нагрузки у тактических БПЛА предъявляет особые требования к боеприпасам, которые будут использоваться для поражения целей. Они должны быть достаточного легкими, чтобы «беспилотник» мог их поднять и действовать без существенного уменьшения боевого радиуса.

На Украине уже есть определенные наработки в вопросе создания отечественного тактического ударного беспилотного комплекса. Так, 29 августа 2016 г. во время презентации продукции ГК «Укроборонпром» в Киеве, была представлена ​​аэродинамическая модель комплекса АН-БК-1 «Горлица», который разрабатывается ГП «Антонов» в кооперации с ведущими предприятиями Украины. Как заявляют производители, АН-БК-1 «Горлица» - это многофункциональный комплекс, предназначенный для ведения воздушной разведки днем ​​и ночью, а также поражения целей бортовым вооружением. При создании комплекса ГП «Антонов» взял за ориентиры возможности американского БПЛА RQ-7 Shadow 200.

Рис. БПАК  АН-БК-1 «Горлица»

В то же время следует отметить, что приоритеты в развитии тактических БПАК с ударными амбициями чрезвычайно тесно связаны не столько с продолжительностью и дальностью полета, но и с возможностями целевой нагрузки по идентификации, определению координат цели и наведению высокоточных боеприпасов. Выполнение задач воздушной разведки с помощью БПЛА представляет интерес, если обнаруженный «дроном» объект может быть отнесен к одному из типов военной техники: танк, автомобиль, самолет, РЛС. Это простейший уровень, так называемая «общая идентификация». В частности, для ударного БПЛА нужны современные гиростабилизированной платформы, которые интегрируют в едином блоке ТВ и ИК-камеры, лазерный дальномер и лазерный указатель цели, которые необходимы для наведения боеприпасов.

Кроме того, необходимо, чтобы воздушная платформа могла поднимать боеприпасы весом более 20 кг. Сейчас в Украине нет ни одного БПЛА, который способен поднять такой вес. Конечно, кроме существующего в виде демонстрационного макетного образца «Горлица». В случае, если АН-БК-1 будет реализован как действующая платформа, которая сможет поднять заявленные нагрузки в 50 кг (средства поражения плюс многофункциональная гиростабилизированная оптико-электронная платформа) оснований для оптимизма будет больше.


Разработка одноразовых ударных БПЛА

В Украине уже демонстрировались бесплотные комплексы, которые претендовали и претендуют на роль «умных гранат». Среди отечественных проектов украинских проектов «дронов-камикадже» - беспилотный летательный аппарат «Ятаган-2» и многофункциональный БПЛА «Гайдамака» М-49.

Также для ВС Украины предлагаются ударные «дроны-камикадзе» зарубежного производства - как для закупки, так и для совместного производства с украинскими компаниями. В экспозиции ОАО «ЧеЗаРа») на выставке «Оружие и безопасность 2016» был продемонстрирован малый беспилотный летательный аппарат Warmate разработки и производства польской частной компании WB Electronics SA. Warmate, который способен нести 1200-граммовую боевую часть, является образцом ударных БПЛА одноразового действия. Официальные представители ОАО «ЧеЗаРа» заявили о готовности к производству ударного БПЛА Warmate на мощностях собственного предприятия на основании лицензионного соглашения с польской фирмой, которая была подписана 18 марта 2016 г.

Рис. БПЛА  Warmate

Мультикоптеры также достаточного традиционно используются в конфликтах низкой интенсивности для выполнения ударных задач. В качестве готовых боевых частей могут использоваться ручные и кумулятивные гранаты. Также были попытки адаптировать квадрокоптер для выстрела по цели с помощью вертикально закрепленного одноразового реактивного гранатомета.

«Ударные» квадрокоптеры с импровизированной боевой нагрузкой применялись как с украинской, так и с российской стороны в зоне АТО. В частности, с помощью квадрокоптера, где в качестве боевого элемента применялись ручная кумулятивная граната, диверсионная группа пыталась уничтожить украинские системы РСЗО, которые, согласно минского соглашениями, были отведены на определенное расстояние от линии соприкосновения и находились в укрытии, но под легкой крышей.

Однако во всех случаях существенным недостатком остается низкая точность попадания в цель с квадрокоптера - даже при способности «дрона» зависать над объектом атаки, чувствительность от бокового ветра, небольшая дальность действия, значительно меньшее время пребывания в воздухе по сравнению с БПЛА, выполненных по самолетной схеме, малая скорость, а следовательно - уязвимость от огня из стрелкового оружия.

Выводы

Анализ опыта применения вооруженными силами беспилотных систем различных классов подтверждает высокую эффективность этого вида вооружения в условиях современных военных действий любой интенсивности. Противостояние Украины российской агрессии также является еще одним подтверждением этой новой реальности. Количество БПАК в войсках, а также круг решаемых ими задач будут неуклонно расти.

Государственная программа развития вооружений ВС Украины на период до 2020 г. предусматривает закупки БПАК различных классов, отличающихся по весу, боевому радиусу, и оперативным возможностям. В целом речь идет о необходимости иметь от 50 до 100 комплексов различного класса для Сухопутных войск Вооруженных Сил, почти такая же потребность - для Сил Специальных операций. Также определенное количество должно быть закуплено в интересах Воздушных сил и Военно-морских сил.

Неудовлетворенный, отложенный и потенциальный спрос со стороны силовых структур Украины на роботизированные системы открывает значительные возможности как перед отечественными, так и перед зарубежными разработчиками и поставщиками беспилотной техники. Это направление есть и будет перспективным с точки зрения бизнес-интересов разработчиков, производителей и поставщиков на рынок Украины технологической продукции.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 619
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment