Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Слишком тяжкий якорь или можно ли возродить кораблестроение на Украине?



Украина - европейская морская держава сразу двух морей. Это аксиома, которая обусловлена, во-первых, наличием собственного морского торгового флота, призванного обслуживать постоянно растущие объемы экспортных перевозок, а во-вторых - современных ВМС, способных обеспечивать интересы страны на море. А предпосылкой этому должно быть наличие собственной развитой кораблестроительной отрасли промышленности и науки мирового уровня.
Шагреневая кожа наследия
Украина после распада бывшего СССР получила в наследство половину - 9 из 18 наиболее мощных судостроительных заводов, расположенных в Николаеве (3), Херсоне (2), Киеве (1), Севастополе (1), Феодосии (1) и Керчи (1), а также ряд специализированных предприятий по производству уникальных морских газовых турбин, специальных морских холодильных установок, радиолокационной техники и тому подобное. Что имеем на сегодня? Вследствие аннексии Крыма было временно потеряно 3 судостроительных завода, в т.ч. 2 (в Керчи и Феодосии) - новых или треть национального потенциала кораблестроения. Соответственно, потеряны и определенные экспортные возможности (Китай, Туркменистан, Вьетнам и т.д.).

Поэтому, пока мы можем рассчитывать только на мощности 6 заводов материковой части. Однако, за небольшим исключением, они находятся в критическом состоянии и требуют срочных мер по восстановлению производства, подготовки кадров и привлечения потенциальных заказов. После получения государственной независимости, к сожалению, Украина почти ничего не делала для развития этого наследия (в отличие от ракетно-космической или бронетанковой отрасли «оборонки»). Из-за отсутствия заинтересованности государства развитием собственного судо- и кораблестроения полученные по наследству промышленные мощности постепенно были приватизированы или деградировали из-за отсутствия заказов и оборотных средств, обанкротились и тому подобное. В то же время, перестала существовать система подготовки кадров, которая считалась одной из лучших в мире.

К сожалению, местные элиты оказались не в состоянии довести до сведения общества важность сохранения и развития судостроительной отрасли, как предпосылки государственно важного вопроса развития морского и речного транспорта и обеспечения боеспособности национальных ВМС. Поэтому планы развития судостроения, морского транспорта (строительство танкерного флота) и т.д. так и остались на бумаге, поскольку оказались никому не интересными. Видимо, наша национальная буржуазия все еще не созрела до такого понимания.
Частный спасательный жилет
Состояние отечественной судостроительной промышленности эксперты считают сложным, но не безнадежным. Однако попытки лечения или, скорее, реанимации, нуждаются в понимании на правительственном уровне важности развития морской отрасли как таковой. Существуют различные мнения относительно возможных путей возрождения судостроительной отрасли, в т.ч. путем создания Объединенной судостроительной корпорации, по примеру РФ, активизации государственно-частного партнерства, более широкого привлечения иностранного капитала и лицензий (турецкий пример) и др.
По мнению президента Ассоциации судостроителей Украины Виктора Лисицкого, важную роль мог бы сыграть мощный государственный заказ, как это было во времена СССР. Именно так в свое время в 20-х и 40-х послевоенных годах смогли преодолеть кризис и дать толчок развитию не только отдельным заводам, но и целой отрасли. Причиной этого были соответствующие планы развития ВМФ тогдашнего СССР и принятие на государственном уровне программ по строительству кораблей определенных проектов. Таким образом и появились необходимые средства на восстановление разрушенных нацистами в 1944 году заводов, подготовку специалистов и развитие экономики региона в целом. Развитие отрасли позволило модернизировать производство и перейти на выпуск широкой номенклатуры продукции, в т.ч. гражданского назначения.
Однако, если были совсем другие обстоятельства и геополитические условия, когда мощная экономика позволяла вкладывать в развитие военного кораблестроения значительные средства. Сегодня на Украине, в условиях войны на истощение, которая может длиться долго, а также экономических проблем, на такой сценарий надеяться не стоит. И даже с точки зрения развития ВМС Украины масштабы привлеченных ресурсов будут значительно меньше, чем требует сегодня возрождение отрасли. Поэтому, по мнению экспертов, более реальным может оказаться ориентация не столько на государство (хотя его возможности не исключаем), сколько на частный бизнес. И прежде всего следует делать упор на строительстве гражданской продукции, барж, буксиров, зерновозов и тому подобное. Это потребует также системных мер на государственном уровне по возрождению отечественного морского и речного судоходства, а соответственно - содействие развитию рынка отечественных морских и речных перевозок. Последнее должно гарантировать спрос на продукцию судостроительной отрасли и всячески способствовать ее инфраструктурном развитии. Ведь Украина имеет огромный экспортный потенциал продовольствия и изделий тяжелой промышленности, который постоянно расти. К тому же, развитие судостроения будет способствовать развитию производства в смежных отраслях - металлургии, машиностроении и других, прикладным научным исследованиям и тому подобное.


В качестве положительного примера можно привести опыт работы ООО СП «Нибулон», которое активно развивает собственное судостроение и судоходство на реках Украины. В частности, там разработали и начали реализовать программу по восстановлению Днепра.


По оценкам специалистов Укрречфлота, суммарных мощностей украинских судостроительных предприятий вполне хватит, например, для строительства ежегодно до 30 судов, из которых 15-типа «река-море», 10 барж и 5 буксиров. В течение 9 последующих лет численность коммерческого флота может быть доведена до 250-270 единиц. Бюджетные отчисления задействованных в производстве этих судов судостроительных заводов за 9 лет соответственно могут составить 202,5 млн. долл. (в т.ч. $ 151,2 млн. долл. - отчисления из фонда заработной платы и  51,3 млн. долл. - налог на прибыль). Это не исключает постепенного или параллельного перехода мощностей на строительство более сложных морских судов и кораблей для нужд ВМСУ или на экспорт.
Главное, что основное бремя возрождения отрасли возьмет на себя частный бизнес, как более эффективный и способен привлечь большие инвестиции. По государством, важно, остается только создание соответствующего законодательства и разумных и привлекательных для бизнеса и потенциальных инвесторов правила игры. В частности, отрасль нуждается в государственной поддержке в виде компенсации части процентных платежей по кредитным финансированием. В частности, пока текущая стоимость обслуживания долгов за банковской процентной ставке в 12% в USD делает строительство флота заранее нерентабельным.
В большинстве промышленно развитых стран мира (США, ФРГ, Италия, Нидерланды, РФ, Япония, Финляндия, Корея и т.д.) правительственная помощь в финансировании судостроительной отрасли является лишь частью кредитного портфеля и может включать: дотации на строительство судов, помощь на модернизацию производства, налоговые льготы, льготное кредитование, помощь в проведении НИОКР и т.д.

Сейчас в ВР Украины находятся на рассмотрении несколько вариантов законопроекта «О внутреннем водном транспорте», где наиболее реалистичным считается вариант №2475а-3, разработанный с учетом предложений частного бизнеса.
Оптимальный учет зарубежного опыта и собственных возможностей и потребностей должен быть основой для того, чтобы Украина возродилась как мощная морская держава и считалась ею не только из-за особенностей ее географического расположения.

Tags: ВМСУ, ВРУ, Украина, кораблестроение
Subscribe
promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 579
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments