Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Автоматизация процессов боевого управления ВСУ: лишь 20% ОКР дошли до изготовления опытных образцов


Р у с н а к  Ив а н  С т е п а н о в и ч, Первый заместитель Министра обороны Украины, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, генерал-полковник запаса

- Иван Степанович, недавно, кроме выполнения всего спектра задач, которые возлагаются на заместителя Министра обороны Украины, Вы также возглавили Совет по вопросам автоматизации. Задачи по автоматизации процессов боевого управления и повседневной деятельности Вооруженных Сил ставятся уже не впервые. На это выделяются финансовые и человеческие ресурсы, а результаты все еще ожидаются. Как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию вокруг усилий и мер по автоматизации в наших Вооруженных Силах?
- Фактически в период с середины 90-х годов до 2015 г. был проведен значительный комплекс научных исследований, который должен обеспечить создание предпосылок для построения автоматизированной системы управления (АСУ) ВСУ. В целом, начиная с 1992 г., Научно-исследовательскими учреждениями Вооруженных Сил, Национальной академии наук Украины и промышленности по тематике автоматизированных систем для ВСУ выполнялось более 100 НИР и более 40 ОКР. Опыт проведения этих работ показал их низкую эффективность. Лишь около 20% работ дошли до стадии изготовления опытных образцов, опытной эксплуатации и государственных испытаний, а около 80% из них не нашли своего применения. Часто с приходом нового руководства в Министерство обороны ОКР по созданию АСУ приостанавливались, не финансировались, а потраченные средства в бюджет государства не возвращались. При этом среди значительного количества ОКР, которые планировались и выполнялись для создания АСУ ВС, лишь незначительная часть имела непосредственное отношение к АСУ войсками оперативного и оперативно-тактического уровней.

- Как сейчас это сказывается на практике прежде всего боевого управления в украинской армии?

- Уровень автоматизации деятельности органов военного управления ВСУ составляет лишь 10-30% от потребностей, поскольку имеющиеся комплексы средств автоматизации и программно-технические комплексы не составляют целостных систем. Существующие информационно-расчетные задачи обеспечивают минимальный набор функциональности. Поэтому руководящему составу в существующей системе управления остается 15-17% времени оперативного планирования для выработки и принятия решений. В то время как в ведущих странах мира наоборот - 75-80% времени тратится на моделирование ситуаций, боевых операций и принятия решений.

Подводя итоги предыдущих этапов, должен констатировать: к этому времени понимание важности автоматизации для Вооруженных Сил и в самих Вооруженных Силах не было таким серьезным, как в нынешних условиях. Ведь были сделаны выводы только на основе нового опыта боевых действий, так и с учетом требований базовых документов, определяющих цели нашей оборонной реформы. Сейчас проводятся мероприятия по решению всего комплекса задач, связанных с ускорением процесса автоматизации. И главное - получение конкретных и ощутимых результатов.



- Какие стратегии избран на этот раз, чтобы получить долгожданный заметен результат? По моему мнению, прогресс в области управления, связи, автоматизации на разных уровнях - решающий для формирования перспективных ВСУ. Без этого говорить о новом качестве нашей армии, честно говоря, будет просто несерьезно. Особенно в условиях, когда та же Россия уже осуществила ряд мероприятий, связанных с улучшением автоматизации, особенно в бригадах, дислоцированных вблизи наших границ, включая танковые армии.

- Чтобы упорядочить все процессы по разработке и внедрению как Единой автоматизированной системы управления Вооруженными Силами Украины, так и ее составляющих, Министром обороны Украины было принято решение создать Координационный совет по вопросам внедрения информационных технологий и создания ЕАСУ ВС Украины. Такой совет был создан. Его председателем назначили меня как первого заместителя Министра обороны. Заместителями председателя является первый заместитель начальника Генерального штаба ВСУ, отвечающий за направление автоматизации, а также главный конструктор. Всего в состав Совета входят 28 представителей различных структур, предприятий и компаний. Среди них - заказчики, пользователи и разработчики элементов и составных систем автоматизации и боевого управления.

Работа пошла довольно направлено. Мы отработали Концепцию программы развития ЕАСУ и информационной системы. Министр обороны утвердил этот документ. Также создано Управление развития автоматизации Вооруженных Сил Украины, которое непосредственно замыкается на профильного заместителя начальника Генштаба. И оно будет фактически главным органом, который будет отвечать за организацию заказов и контроль выполнения НИОКР по направлению автоматизированных систем, закупку принятых на вооружение образцов в рамках создания и внедрения ЕАСУ ВС Украины. А в Министерстве обороны существует Управление информационных технологий, которое будет сопровождать разработки информационной системы учета и управления оборонными ресурсами (DRMIS).



- Координационный совет также принял решение, что надо собрать и сформировать базу данных по всем наработкам, которые используются в качестве отдельных элементов систем ЕАСУ. Значит ли это, что до сих пор у нас была полная разобщенность знаний о всех предыдущих разработках?

- Фактически двадцать лет у нас не было научно-производственной структуры, которая бы держала руку на пульсе всех процессов автоматизации, происходящих в Вооруженных Силах. И могла бы оперативно, реально, объективно доложить, что именно делается. И чтобы люди в этой структуре работали долгое время, и, как следствие, владели информацией, какие были заказы, что было разработано, на каком программном обеспечении. Также персонал этого учреждения, получив от исполнителя - а это государственные или чаще частные фирмы, осуществляющие работы в рамках государственного оборонного заказа - соответствующий программный продукт или изделие, может его освоить, обеспечить эксплуатацию и сопровождение. Включая обучение должностных лиц, которые приходят на те или иные должности и должны знать, как пользоваться автоматизированным инструментарием.





У нас есть структуры, которые могут взять на себя такие функции, задачи и полномочия. Мы в Центральном научно-исследовательском институте Вооруженных Сил Украины имеем Центр по вопросам автоматизации, который станет основой для решения этих задач.

- Но, если не ошибаюсь, в упомянутом Вами Центральном научно-исследовательском институте Вооруженных Сил Украины направлением автоматизации занимаются только два десятка человек по штату. А де-факто - меньше десяти. Не мало?

- Главное, что есть структура, которую можно будет расширить по численности, набрать специалистов. Но Центр имеет прямое назначение для решения этих задач. Эта структура подчинена Генеральному штабу. Заместитель НГШ координирует ее деятельность. Кому, как не им, определять потребность в людях. Главное, чтобы должностные лица и исполнители понимали, чем они должны заниматься. Имея в составе ГШ ВСУ Центр и управления связи, надо сформировать нормальную рабочую структуру. У нас сейчас именно такое видение. Поэтому мы намерены усилить по этому направлению Центр и Институт. Центр будет рабочим механизмом, который будет обладать реальным знанием о потенциале того или иного предприятия, которое будет предоставлять услуги и быть исполнителем наших работ. А Институт возьмет на себя, скажем так, контроль качества, эксплуатацию и сопровождение того, что будет.

Тогда у нас будет вся информация в наличии, мы будем понимать, как распределять средства, какие работы в приоритете. И что мы будем иметь через год, полтора, два совместной работы с исполнителями.

- Возникает вопрос об исполнителях. Количество отечественных предприятий, которые способны выполнить подобные задачи, очень ограничено. Можно ли говорить о том, что Украина имеет достаточный потенциал, чтобы решить эти задачи? Конечно, я могу частично предвосхитить ваш ответ, что, мол, у нас много программистов, работающих на известные зарубежные компании, которые создают конкурентные продукты. Но есть и другая сторона медали. Я пообщался со многими украинскими компаниями в области ИТ технологий. Далеко не все, или, точнее, единицы проявляют готовность работать с оборонным ведомством. Это и сложности понимания, и смутные перспективы финансирования и процедуры, которые многих пугают своей заскорузлостью. Каково ваше мнение?

- Я уверен, что мы можем это сделать собственными силами, соединив потенциал отечественных частных и государственных компаний, работающих в информационные сфере. Да и, собственно, у нас нет другого пути. Автоматизация боевого управления должна быть реализована украинским учреждениями. Учитывая целый ряд предпосылок и обстоятельств.

С другой стороны, бурное развитие ИТ, которое происходит в последнее время, предоставляет новые возможности для создания автоматизированных систем управления и их внедрения в деятельность Вооруженных Сил для эффективного управления в мирное время и в особый период. В целом можно утверждать, что на Украине существуют достаточные основания для успешной реализации программ по созданию эффективных АСУ войсками и оружием для ВС Украины.

- А что уже делается сейчас?

- Осуществляются меры, которые должны на практике создать необходимые научные, программные, аппаратные и организационно-штатные основы для всех составляющих автоматизации в интересах Вооруженных Сил. Речь идет как о системе учета и управления оборонными ресурсами (DRMIS) для Министерства обороны, так и о комплексной автоматизации процессов оперативного (боевого) управления, связи, разведки и наблюдения, а также других составляющих, которые будут интегрированы в ЕАСУ ВСУ, которая в отдельных руководящих документах приравнивается к системе уровня C4ISR.

В рамках развития системы оперативного (боевого) управления (C4ISR) ВС Украины осуществляются ОКР «Колокол-АС» и «Ореанда-ПС», где «Ореанда» охватывает создание комплексов средств автоматизации перспективной автоматизированной системы управления авиацией и противовоздушной обороной. Также речь идет о таких проектах как «IТ-артиллерия» - система в интересах Ракетных войск и артиллерии; «ИТ-логистика»- для управления материальными ресурсами; «Пространство» - автоматизированная система тактического звена управления для механизированных и танковых частей.







Также отмечу, что мы сформировали прямые связи между заказчиками и исполнителями, чтобы обеспечить основу для качественного взаимодействия. Заказчики у нас - на уровне начальника рода войск или начальника управления. В качестве примера, заказчиком той же «ИТ-артиллерия» выступает командование РВиА. Командующий является и заказчиком продукции, и фактически отвечает за состояние и развитие программ, которые он будет использовать в интересах своих войск.



- Когда планируется оценить результаты этих наработок?


- Осенью мы уже будем иметь практические результаты совместной работы и Координационного совета и главных наших подразделений - Управления развития автоматизации Вооруженных Сил Украины, управления информационных технологий Министерства обороны. Именно к концу года, когда мы получим определенную продукцию, у нас будет возможность по результату оценить состояние выполнения тех контрактов, которые уже заключены в рамках Государственного оборонного заказа. Поэтому на заседании Координационного совета на ноябрь-декабрь мы определили практический показ начальнику Генерального штаба и министру обороны системы информационного учета оборонных ресурсов и элементов системы боевого (оперативного) управления и ЕАСУ. Там, где будут серьезные наработки, мы будем предлагать министру обороны увеличить ресурс на эти направления.

Tags: АСУ, ВС ВСУ, ВСУ, ГОЗ, МОУ, НИОКР, артиллерия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova Березень 13, 2018 23:11 582
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments