Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Французы летят в Украину, или Что делать с отечественным вертолетом?



То, что долго и с разной долей оптимизма обсуждалось в авиастроительных кругах нашей страны, свершилось — Украина закупает французские вертолеты.
14 июля в Киеве был подписан контракт на поставку вертолетов французской компании Airbus Helicopters. Винтокрылы будут использоваться в системе авиабезопасности и защиты Министерством внутренних дел Украины.
Лучшего подарка для Французской Республики, а 14 июля отмечался главный национальный праздник Франции — День взятия Бастилии, установленный в 1880 году, — трудно представить. Франция получит от Украины 555 млн. евро за поставку 55 вертолетов. Со стороны Украины договор о поставке подписал генеральный директор госпредприятия «УАТП Хорив-Авиа» (принадлежит МВД) Геннадий Балла, а с французской стороны подпись поставил глава Airbus Helicopters Бруно Евен. На официальной церемонии также присутствовали премьер-министр Украины Владимир Гройсман, посол Франции в Украине Изабель Дюмон и глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков, которого уже давно считают самым заинтересованным лицом в продвижении этого контракта. Он давно продвигал эту сделку, и теперь, как подчеркнул в ходе подписания документов наш премьер, вертолеты получат Нац­полиция, Нацгвардия, пограничники и ГСЧС. Часть вертолетов может быть направлена в ВСУ.

Уже в конце нынешнего года, как ранее отметил Аваков, первые четыре вертолета Н225 Super Puma компании Airbus Helicopters прибудут в Украину. В полиции добавили, что до 2020 года Украине передадут 10 вертолетов. Всего по контракту будет поставлено 21 вертолет Н225, 10 вертолетов Н145 и 24 вертолета Н125 Airbus Helicopters.
Данное соглашение учитывает как закупку вертолетов, так и техническую поддержку, обучение пилотов и обслуживающего персонала, отметили в Кабмине. Часть средств предоставляет пул французских банков, а также казначейство Франции в форме среднесрочных кредитов, то есть, с финансовой стороны, Украина в очередной раз берет в долг.
Если кто-то интересуется целесообразностью такого типа сотрудничества со страной Евросоюза, то может ознакомиться со статьей в «Голосе Украины» от 11 апреля, которая называется «Живем в Украине, выбираем французское?», где сравниваются технические характеристики французских машин. Обратите внимание, я отправляю вас не к публикациям блогеров, которым можно все, а к официальному изданию Верховной Рады Украины.
* * *
Но факт подписания контракта уже свершился. Порассуждаем об этом и мы. С одной стороны, неплохо, что на вооружении наших силовых структур появится современная техника. Лучшая ли — вопрос? Ибо лучшие в мире — американские и российские вертолеты.


А французские «стрекозы» — известные неженки. Поэтому надо научиться их эксплуатировать, и на земле и, особенно, в воздухе. Как тут не припомнить статистику, когда в начале года на официальный запрос одного из СМИ в пресс-службе Национальной полиции Украины сообщили, что в 2017 году в ДТП попал 461 служебный автомобиль. Больше всего разбитых патрульных Toyota Prius зафиксировано в Киеве — 150, Харькове — 45, Одессе — 36, Львове — 34, Днепре — 33. Всего же с 2015 года в ДТП побывали более 60% автомобилей патрульной полиции.
Но будем надеяться, что пилоты полицейских вертолетов не будут устраивать опасные гонки в воздухе.
Куда более пессимистично другое — будущее отечественного вертолетостроения. Оно не может развиваться без государственного финансирования, и хватит ли теперь на это внимания и финансов со стороны государства, совсем не понятно.
А ведь в Украине есть свои возможности, конечно, не такие отлаженные, как за рубежом, на начальном этапе, но есть.
Так в ОПК Украины все еще надеются, что закупка МВД французских вертолетов в рамках госпрограммы создания единой системы авиабезопасности и гражданской обороны вертолетов «откроет новые возможности для привлечения госинвестиций в организацию серийного производства в Украине новой отечественной перспективной вертолетной техники».
Во-первых, речь идет об украинском аналоге западной авиатехники — легком многоцелевом КТ-112 «Кадет», совместной разработке украинского ОПК с участием КБ «Вертикаль», ГП «Ивченко-Прогресс», ГП «Антонов». По своим характеристикам КТ-112 не уступает европейской вертолетной технике и даже имеет хороший экспортный потенциал.
Напомним, на международной выставке IDEX 2017 в Абу-Даби на стенде концерна «Укроборонпром» был представлен макет данного многофункционального ударного вертолета КТ-112УД. Это модель с противотанковым ракетным комплексом «Барьер-В» и ракетами класса «воздух-воздух» для поражения воздушных целей типа других вертолетов или беспилотных летательных аппаратов.
Его прогнозируемая стоимость на порядок ниже по сравнению с зарубежным аналогом — около 350 тыс. долл.
А в Запорожье в апреле на площадке компании «Мотор Сич» уже начались летные испытания другого отечественного вертолета — «Надия». Вертолет предназначен для патрулирования дорог, мониторинга трубопроводов и газопроводов, для использования подразделениями Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, санитарной авиации, Госпогранслужбы и для других оборонных целей.
Он сделан на базе хорошо зарекомендовавшего себя Ми-2 и по многим показателям не уступает, если не превосходит «француза». Например, два двигателя, вместо одного на Н125. Но сертификация летательного аппарата продлится до весны следующего года. Это при наличии финансирования, не говоря уже о госинвестициях или заказах. Кстати, года два-три назад даже рассматривались возможности изготовления ряда деталей и комплектующих для запорожского вертолета на Харьковском авиазаводе.
Но все это — уже в прошлом. А в настоящем — ждем французские вертолеты. Добро пожаловать, bienvenue, camarade!



***

Цена одного вертолета составляет 5—6 млн евро, то есть стоимость 55 вертолетов «потянет» примерно на десять миллиардов гривен (!), плюс стоимость строительства отдельных ангаров для хранения, в которых они нуждаются. Ежегодное техническое обслуживание и продление ресурса каждого вертолета — это еще 85—120 тыс. евро. Таким образом, ежегодные затраты на содержание 55 вертолетов марки Aіrbus будут составлять в среднем 5,5 млн евро. А за 10 лет эксплуатации этих машин даже без учета ремонта необходимо будет выплатить 55 млн евро (почти два миллиарда гривен) бюджетных средств. Реализация контракта  на поставку вертолетов марки Aіrbus французской компании Airbus Helicopters — прямого конкурента украинских авиастроительных и сопредельных с ними предприятий — негативно повлияет на отечественную авиастроительную промышленность.


Напомним, в 2012 году в Украине была создана своя вертолетостроительная отрасль, а это свыше 3 000 рабочих мест. Предприятия отрасли, и в первую очередь запорожское АО «МОТОР СИЧ», уже несколько лет плодотворно сотрудничают с Министерством обороны Украины, оснащая военные подразделения современными вертолетами Ми-2МСБ, которые способны выполнять различные задачи и отвечают всем техническим требованиям, предъявляемым к многоцелевому легкому вертолету. Если установить на такие вертолеты соответствующее специальное оснащение, они могут использоваться как патрульные для нужд Государственной пограничной службы, спасателей ГСЧС, в санавиации, полиции и Нацгвардии. А главное — стоимость запорожских Ми-2МСБ меньше, чем вертолетов марки Aіrbus, в два раза, а стоимость летного часа — в четыре раза. Украина хочет приобрести французские вертолеты трех моделей: Н125, Н145 и Н225. Это аналоги украинских геликоптеров, которые выпускаются на запорожском АО «МОТОР СИЧ»: Ми-2МСБ, МСБ-2 и Ми-8МСБ. Вот только наши, отечественные, вертолеты имеют целый ряд преимуществ над французскими.


Каких именно? Давайте проанализируем. Украинские вертолеты не нуждаются в ангарах и могут храниться на открытых стоянках в аэропортах. Межремонтный ресурс вертолетов Ми-2МСБ составляет восемь лет, обслуживание выполняется в Украине.


Они в отличие от французских «неженок» могут похвастаться наличием противообледенительной системы. При этом у вертолета Н125 — один двигатель, что очень рискованно и не гарантирует безопасности полета, тем более над городом, а у его украинских «коллег» Ми-2МСБ и МСБ-2 — по два мотора. Максимальный взлетный вес у Н125 и Н145 составляет 2370 кг и 3585 кг соответственно, а у запорожских вертолетов Ми-2МСБ и МСБ-2 он значительно выше: 3700 кг и 4300 кг, а значит, и взять на борт они могут больше груза. Кроме того, отечественные машины выигрывают за счет дальности полета. Для сравнения, французский Н125 дальше, чем на 646 км, без заправки не улетит, у его собрата Н145 это расстояние составляет 685 км, а Ми-2МСБ спокойно может преодолеть 750 км, да и МСБ-2 легко осилит 720 км. Причем оба они могут быть оборудованы дополнительными баками (на Ми-2МСБ устанавливаются внешние баки, на МСБ-2 они ставятся внутри), что позволяет практически в два раза повысить дальность полета — до 1330 км. А это расстояние, на минуточку, больше, чем от Львова до Луганска (самые удаленные друг от друга города в Украине). К тому же обучиться пилотировать отечественные вертолеты можно на родине, и стоимость подготовки летчика в 10—20 раз ниже, чем переобучение персонала за рубежом для управления французской техникой. Да еще и средства наземного обслуживания для нее закупать придется. Тот же вывод можно сделать, сравнивая эксплуатационные характеристики еще одной модели французского среднетяжелого вертолета H225 Super Puma и украинского аналога — Ми-8МСБ с двигателями  ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который установил ряд мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд высоты горизонтального полета в классе Е1 — 9155 м, что на 300 м превышает высоту горы Эверест — высочайшей горной вершины мира. Да и стоит он в три раза меньше H225 Super Puma, спрос на который заметно упал после ряда нештатных ситуаций и аварий, произошедших с ним в последние годы (в апреле 2016-го произошла катастрофа H225LP в Норвежском море, а в 2012 году два H225 совершили аварийные приводнения в Северном море).


Возникает вопрос: почему же в стране, испытывающей серьезные финансовые затруднения, принято решение так потратиться на импортную авиационную технику? Действительно, современная вертолетная служба реагирования для спасателей ГСЧС, полиции и Нацгвардии крайне важна для Украины, но она может и должна быть оснащена вертолетами украинского производства.

Tags: ГСЧС, МВД, Ми-2МСБ, Ми-8МСБ-В, Мотор Сич, Украина, Франция, вертолеты
Subscribe
promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 582
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments