См. с 34:00.
Как известно, 3 мая 2019 года в столице Польши городе Варшава прошел военный парад в честь 228-й годовщины принятия конституции 3 мая, 20-летия вступления страны в НАТО и 15-летия вступления в ЕС. Воздушная часть парада обратила на себя внимание отсутствием истребителей МиГ-29.

Несмотря на то, что в конце апреля с.г. появились сообщения о намерении ВВС Польши возобновить полеты МиГ-29 уже в мае, они так и не приняли участия в воздушной части этого парада.
Одновременно появилась информация, что летчики МиГ-29 польских ВВС утверждают, что причиной последней аварии истребителя 4 марта этого года был износ обоих его двигателей. В то же время комиссия, которая занималась расследованием летного происшествия, не передала командованию рапорт и не проинформировала о состоянии машин, на которых они должны были продолжить полеты уже в мае.
«Нам вообще ничего не говорят. Еще никогда не было того информационного застоя», - сказал один из пилотов. Официально в армии утверждают, что хотят как можно быстрее возобновить полеты МиГ-29, которые были приостановлены в марте.
Эксплуатация всего парка самолетов МиГ-29 ВВС Польши была приостановлена после трёх летных происшествий и потери ещё одного самолета в результате пожара ГТДЭ-117 во время гонки двигателей на земле 11 июня 2016 г.
Дата происшествия | Зав. номер | Бортовой номер | Год выпуска | Эксплуатирующая организация | Потери |
18 декабря 2017 | 2960526367 | 67 | Июль 1989 | 23rd Tactical Air Base Minsk Mazowiecki | - |
6 июля 2018 | 2960526301 | 4103 | 1988 | 22nd Tactical Air Base Malbork | 1 |
4 марта 2019 | 2960532040 | 40 | 1989 | 23rd Tactical Air Base Minsk Mazowiecki | - |
Как заявил польский военный эксперт Юлиуш Сабак, комментируя последнюю аварию 4 марта, столь значительные потери авиационной техники вызваны катастрофической ситуацией с обслуживанием самолетов. По словам эксперта, командование польской армии официально не комментирует сложившуюся ситуацию, однако, ее причины очевидны. «Дело в том, что «МиГи» просто разваливаются», - написал Сабак.
Он отметил, что самолеты МиГ-29 служат в польской авиации в течение 30 лет, и считались очень безопасными. Причиной участившихся аварий стал возраст машин, износ компонентов самолета и несоблюдение технических параметров при замене комплектующих. За время эксплуатации самолетов Польша не получала запчасти от российского производителя РСК «МиГ» из-за антироссийской позиции правительства страны. [Примечание: Это не совсем так. Например, в 2012 г., согласно отчету об итогах работы РСК «МиГ», сообщалось о заключении контракта на ремонт, поставку запасных частей и оказание услуг с Польшей. Договор на поставку 7 двигателей РД-33 сер.2 заключен в августе, а 5 двигателей поставлены уже в декабре 2012 г.]
Для ремонта использовались запчасти, купленные со складов бывших стран «восточного блока» и произведенные самостоятельно. Как отмечает эксперт, запчасти польского производства не проверялись заводом-производителем и не могут считаться надежными.
Небезынтересно, что Польша выполняет ремонт и закупку комплектующих для МиГ-29 также и на Украине, о чем неоднократно сообщали представители «Укроборопрома», Львовского государственного авиационного ремонтного завода, Луцкого завода «Мотор» и Одесского авиационного завода.
Journal information