Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Космическая гонка миллиардеров, или На что богатые в Америке тратят деньги


В NASA внимательно следят за успехами коммерческих компаний Blue Origin и SpaceX и надеются на их помощь в освоении спутника Земли

Мировая пресса постоянно сообщает об активизации Соединенными Штатами плана по освоению Луны, активная фаза которого началась еще в 2017 году, когда Дональд Трамп подписал Директиву №1 о Космической политике США (Space Policy Directive 1).

За два последних месяца накопилось немало интересных новостей по этому поводу. Например, вице-президент США Майк Пенс твердо заявил, что первая (по крайней мере, в XXI веке) пилотируемая миссия к Луне, которой в американском космическом агентстве NASA накануне дали имя "Артемида" (Artemis), состоится в 2024 году. Еще одно сообщение - на поверхность спутника впервые предстоит высадиться женщине.

Тем временем самый богатый человек мира Джефф Безос (тот, который основатель Amazon и Blue Origin) поделился планами покорения Луны: в начале мая он представил прототип посадочного модуля под названием Blue Moon, дав понять своему конкуренту, владельцу компании SpaceX Илон Маск, что борьба за первенство на Луне набирает обороты.

Давайте по порядку. А начнем мы... с "Артемиды".

Почему такое название?

Помните школьные уроки истории, посвященные древнегреческим мифам? Так вот, Артемида - это богиня охоты и плодородия. А еще - покровительница Луны и родная сестра Аполлона. В честь последнего была названа программа пилотируемых космических полетов NASA (миссия "Аполлон", или Apollo), в рамках которой жители Земли (американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин) впервые в истории человечества ступили на поверхность другого небесного тела - Луны (1969 год). Символично, не правда ли?..

Впрочем, название «Артемида» имеет еще один зашифрованный смысл: у NASA есть амбициозный план высадить на Луну первую женщину-астронавта. В 60-70-х годах на спутнике побывало 17 человек, и все они - мужского пола.

«Я думаю, это удивительно, что через 50 лет после «Аполлона» программа «Артемида» отправит на Луну еще одного астронавта и первую женщину. У меня 11-летняя дочь, и я хочу, чтобы она могла представить себя в той же роли, что и женщины, которые побывали на Луне», - заявил директор американского космического агентства NASA Джим Брайденстайн. И добавил, что в отличие от прошлых десятилетий, нынешний состав космонавтов - очень разнообразен, а значит, чуть ли не каждый американец имеет шанс оказаться в составе миссии.

Что известно о запланированном полете?

Пожалуй, самый главный вопрос: а состоится ли полет астронавтов NASA вообще и, собственно, при каких обстоятельствах? Несмотря на то, что в 2020 году космическое агентство ожидает рекордное финансирование из бюджета - 22,6 миллиарда долларов, перспективы однако остаются достаточно туманными. Для полета астронавтов на Луну и, собственно, в других миссиях, NASA будет использовать «самую большую» и «самую мощную» ракету SLS, и космический корабль (капсулу) «Орион». Но есть одна проблемка. Тестовый запуск «мощнейшей» и «крупнейшей» постоянно переносится, начиная с 2016 года. Причины всевозможны - вплоть до того, что, как сообщают в агентстве, проведено «недостаточно тестов на экологичность». Новая дата запуска - 2021 год (при условии, если его опять не перенесут). SLS неоднократно подвергалась критике, в частности, от экспертов NASA: ракета предполагает использование твердотопливных боковых ускорителей, сложных и дорогих (пусть и высокопроизводительных) центральных водородных двигателей, а также отсутствие возможности повторного использования большинства компонентов ракет (кроме капсулы и боковых ускорителей). К тому же, кроме срыва сроков и массы критики, ракета оказалась еще и очень дорогим удовольствием: американское космическое агентство уже потратило на строительство SLS около 11,9 миллиарда долларов, еще более 13 миллиардов ушло на разработку корабля «Орион. А тем временем SpaceX Илона Маска за примерно аналогичный срок успешно разработали и запустили Falcon 9 и Falcon Heavy, а Blue Origin Джеффа Безоса провели 11-й тестовый запуск (все предыдущие тоже были успешные) многоразовой суборбитальной ракеты New Shepard и разработали посадочный модуль Blue Moon. И это уже не говоря о новых проектах ракет – SpaceX (Falcon Heavy і BFR) і Blue Origin (New Glenn).



Рядом со всем этим SLS выглядит, ну, весьма бесперспективно. Похоже, это понимают и в американском космическом агентстве, и считают, что "компании-частники" справятся с заданием гораздо быстрее - первые прототипы и даже первые пуски упомянутых тяжелых и сверхтяжелых ракет могут пройти уже до конца 2020 года. Поэтому присматриваются к ним и надеются на помощь, в частности, в разработке посадочного модуля для "Артемиды". Что ж, один из возможных вариантов под названием Blue Moon накануне представил Джефф Безос.

За право «первенства»: Маск против Безоса

На первый взгляд, Джефф Безос и Маск очень похожи друг на друга, как минимум по трем причинам: во-первых, они - миллиардеры, которые разбогатели за счет Интернета, во-вторых, их компании Blue Origin и SpaceX разрабатывают многоразовые ракеты-носители, способные перевозить людей и спутники для государственных и коммерческих клиентов, а в-третьих, оба «положили глаз» на Луну, конкурируя за право называться первым. И вот почему.

В начале мая Джефф Безос представил концепцию и макет нового космического аппарата для полетов на Луну. Планируется, что он сможет доставить оборудование и людей на спутник Земли до 2024 года (то есть выполнить условие Белого дома. - Ред.).

Беспилотный аппарат под названием Blue Moon будет пригоден для многоразового использования. Он сможет доставлять полезные грузы на поверхность Луны (научные инструменты), разворачивать до четырех самоходных транспортных средств (луноходов), запускать спутники на орбиту Луны и, возможно, людей. Вес Blue Moon почти 15 тонн при старте с Земли, а на момент приземления - уменьшается примерно до 3,1 тонны.



Посадочный аппарат оснащен новым кислородно-водородным двигателем, который Blue Origin разработали совместно с NASA. Рабочие тестирования планируют провести этим летом. Кстати, как сообщил Джефф Безос, цель его детища - приземлиться на южном полюсе Луны, где в кратерах нашли запасы льда. Воду, полученную из этого льда, можно будет использовать для производства водорода, который затем может обеспечить энергию для космического аппарата для дальнейших миссий в Солнечной системе. Как доставить этот аппарат - вопрос. Ведь из ракет-носителей у Blue Origin есть только New Shepard, предназначенный для космического туризма, и он точно не сможет доставить 15-тонный модуль до Луны. Поэтому надежда на супертяжелый New Glenn, который компания обещает построить до 2021 года.

На счету Blue Origin Джеффа Безоас 11 удачных запусков. Но компания до сих пор не вывела ни одного аппарата на орбиту и проводит только суборбитальные полеты. Однако Безос, похоже, серьезно настроен побороться с Маском за первенство в "лунной гонке".

Ну, а владелец компании SpaceX сразу напомнил о себе, тут же разместив немного измененное фото корабля Безоса в своем Twitter: там вместо Blue Moon ("Голубая луна") написано Blue Balls ("Голубые шары»).

Впрочем, это не более, чем невинный твит, за которым на самом деле скрывается здоровая конкуренция. Маску тоже есть чем похвастаться. За последние несколько лет SpaceX стала одной из самых активных компаний-производителей ракет на планете. Только в 2018 году SpaceX осуществила 21 запуск, или около 20% всех запусков в мире. Более того, в феврале 2018 года компания выпустила первую ракету Falcon Heavy, которая состоит из трех видоизмененных степеней Falcon 9 и способна доставить на низкую околоземную орбиту более 60 тонн груза - намного больше, чем любая другая ракета-носитель из ныне существующих. Но даже на этом послужной список Маска не заканчивается. Сейчас SpaceX разрабатывает космический корабль Starship (верхняя ступень с экипажем) и гигантскую ракету Super Heavy (нижняя ступень ракеты-носителя), что в комплексе получило название Big Falcon Rocket или BFR.




Возможности - перевозка до 100 тонн груза и 100 (!) пассажиров на Марс. Начало испытаний новой ракеты запланировано на конец 2019 года. Если все пойдет по плану, то, как сообщают в SpaceX, первый беспилотный полет на Марс состоится в 2022 году, а в 2024-м - первый полет с людьми на борту. Миссия по облету Луны с частными пассажирами на борту запланирована на 2023 год.

Поэтому запасаемся поп-корном - "космическая" борьба миллиардеров продолжается, и обещает быть очень увлекательной.

Tags: США, космос, ракета-носитель, финансы
Subscribe
promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 446
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнутся в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments