Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Министр экономического неразвития: Скандал с вмешательством в работу Абромавичуса закончился ничем



Вчера суд поставил жирную точку в скандале с давлением представителей украинской власти на министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса в 2016 году. Тогда министр подал в отставку в связи с активизацией блокирования его работы на посту министра, а также желанием некоторых представителей власти контролировать денежные потоки в «Нафтогазе» и оборонной промышленности.

Напомним, что литовец по гражданству был приглашен в 2014 г. возглавить МЭРТ под соусом ожиданий сделать из экономики Украины  конфетку «по-европейски»: минимальное присутствие государства в экономических процессах и регулировании бизнеса, привлекательная система налогообложения, минимизация теневой экономики и т.д. Некоторые авторитетные украинские источники считают, что приглашение он получил лично от Алексея Порошенко по рекомендации небезызвестного российско-американского финансиста-аналитика, интернет-журналиста и публициста Славы Рабиновича.

Абромавичус руководил МЭРТ до 2016 года, и уволился по собственному желанию в связи с давлением на него со стороны отдельных представителей украинской власти. По крайней мере, так звучала версия несостоявшегося реформатора экономики Украины. В феврале 2016 года он обратился в НАБУ с заявлением относительно возможного вмешательства в работу МЭРТ со стороны первого заместителя лидера фракции БПП Игоря Кононенко и других народных депутатов.



Спустя три года суд тихонько закрыл столь громко начинавшееся дело о вмешательстве в деятельность министра Абромавичуса.

За ярким заявлением в 2016 году, дескать, мешают и всячески блокируют активность, министр Абромавичус прятал что угодно, только не активную работу по подъему украинской экономики и торговли.

Если бы после ухода с должности каждого министра, проводили профессиональный аудит его достижений, то в случае с Абромавичусом напрашивался бы вывод о наличии отсутствия каких бы то ни было действий, свершений и результатов. Скорее, можно говорить о том, что было обещано и не сделано. Возможно, именно поэтому он и хочет провести дорогостоящий и долгосрочный аудит «Укроборонпрома» до начала своих «новаций», которые, судя по попавшим в СМИ материалам, представляют собой презентацию перелицованных прежних разработок по реформе ОПК.

Обещал министр и оптимизацию регуляторной политики государства в сфере бизнеса. В 2015 году он говорил, что будет «адвокатом» частной сферы. Однако, дальше громких слов и обещаний дело не пошло. Украина последние пять лет не преодолела основных проблем в виде доступа к крупным инвестициям и инвестфондам, упрощения формальностей при получении разрешений на строительство, подключения к электросетям, осуществлению трансграничной торговли и пр., которые были и остаются препоной на пути существенного повышения позиций страны в международном рейтинге Doing Business.

Позиции России и Беларуси в этом рейтинге остаются недостижимыми для Украины, хотя зарегулированность бизнеса в этих странах считается в украинском медиа-пространстве всем известным фактом. Украину опережает даже Молдова, где, оказывается, вести частный бизнес гораздо проще, и для этого не нужны министры экономики с иностранным гражданством. На момент ухода Абромавичуса из МЭРТ страна занимала 83-е место в мире по удобству ведения бизнеса из 189, и соседствовала в рейтинге с Саудовской Аравией и Брунеем, а отнюдь не с соседями по Восточной Европе.

Рассказы о реформах и дерегуляции были прекрасным прикрытием банального ничего неделания со стороны министра Абромавичуса.

Скорее, наоборот, при его руководстве министерство самоустранилось от решения проблем в подотчетных ему сферах.


В 2014 году СНБО Украины остановило осуществление военно-технического сотрудничества с Россией, и под удар попали предприятия оборонно-промышленного комплекса и сложные наукоемкие производства, в том числе и авиастроение, которое находилось под непосредственным управлением МЭРТ. Фактический отказ от поисков путей решения проблемы импортозамещения, развития производственных мощностей и поиска новых рынков и партнеров привел к окончательной потере позиций украинским самолетостроением. Последний серийный самолет Ан-158, изготовленный по заказу «Ильюшин Финанс Ко»,   был выпущен в 2015 г., после чего ГП «Антонов» было передано в «Укроборонпром»

В отсутствии российских комплектующих, финансирования и заказов производство украинских самолетов внезапно прекратилось. Нужна была схема замены российских узлов и агрегатов на другие аналоги, например, западного производства. Проект самолета Ан-132Д, который финансировала Саудовская Аравия должен был стать именно таким примером – машина получила западную авионику, двигатели, разрабатывалась и строилась по новым финансовым схемам и т.д.

Что мешало МЭРТ под руководством профессионального управленца и финансового менеджера тогда же запустить подобные схемы по перспективным самолетам семейства Ан-148/158/178?

Без решения осталась и ситуация на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. Под грузом долгов, и в основном перед государством, завод не смог выпускать самолеты, даже когда находились платежеспособные заказчики.

Позорно для государства закончилась эпопея со строительством самолета Ан-74ТК-300 для Казахстана. Проверенный жизнью партнер шесть лет вникал в ситуацию на заводе, выдавал авансы на завершение строительства, но, в итоге, вынужден был через суд возвращать свои средства, и отказался от продолжения совместной деятельности.

Если бы министр экономразвития приложил усилия к решению проблем государственного самолетостроительного производства, возможно, мы бы не констатировали с горечью потерю столь ценных для Украины активов. Увы. Не осталось даже призрачных шансов для появления новых Ан-74. Пассивная позиция МЭРТ под руководством Абромавичуса стала причиной потери рынков легких транспортных самолетов ХГАПП в Африке и Латинской Америке.

По иронии судьбы или хорошо продуманному умыслу, Абромавичус вскоре приступит к  фактическому продолжению своей внезапно прерванной деятельности в МЭРТ, возглавляя набсовет «Укроборонпрома», в том числе и с переданным туда авиастроительным дивизионом во главе с ГП «Антонов» . Он уже пообещал избавление концерна от непрофильных или убыточных активов. С такой логикой останется только зала заседаний наблюдательного совета. Все остальное, убыточное, требующее кропотливой работы и  капитальных вложений, нужно срочно продать. Иначе нечем будет рассчитаться с главой набсовета и его партнерами из инвестфондов за столь дорогие для Украины советы и управленческие решения.  

Tags: Ан-148, Ан-158, Ан-178, Беларусь, ГП «Антонов», ИФК, МЭРТ, Порошенко, Россия, Украина, Укроборонпром, ХГАПП, авиатехника, суды, финансы, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 599
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments