Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Невооруженные и без брони: почему украинская армия не получила 48 БТР-4Е




Армия не получила 48 БТРов из-за «не той» стали и ссоры Минобороны с конструкторами
Украинские военные до сих пор не получили обещанные еще в июле 48 новых бронетранспортеров БТР-4Е-за того, что государственный завод закупил не ту сталь. Об этом говорится в сюжете Леси Ивановой «Без брони» для программы «Наши деньги с Денисом БИГУС».
В 2016 году Минобороны заказало у Харьковского конструкторского бюро машиностроения, который входит в состав государственного оборонного концерна «Укроборонпром», почти полсотни бронетранспортеров. Сначала корпуса для них планировали делать из украинского металла - стали марки 71, которая является базовой сталью для БТР-4. Однако из-за длинной производственной цепочки эта идея провалилась. Завод в Лозовой не смог выполнить своих обязательств по поставке готовых корпусов на харьковский завод, поэтому последний получил лишь 20 недоделанных вместо почти полсотни (49) готовых.


Поэтому в декабре 2018 г. ХКБМ заказал 33 тонн финской стали марки Miilux Protection 500, которую ранее уже использовали для изготовления БТРов, у официального дилера производителя, польской фирмы Texprotect. В марте ее привозят, но военная приемка (спецподразделение Минобороны, которое контролирует качество производства и ремонта), её отбраковывают из-за проблем с маркировкой, сопроводительными документами и, главное, химическим составом стали, который не соответствовал украинским требованиям. Последние содержатся в результатах исследования профильного Института электросварки им. Е.О.Патона.

Еще в 2015 году ХКБМ заказал Институту отдельное исследование по различным импортным сталям. Там установили, какое именно содержание легирующих элементов (полезных составляющих вроде никеля и марганца) и вредных примесей (вроде серы и фосфора) должно быть в металле, чтобы швы БТРа сварились нормально, и чтобы сталь от термообработки не утратила свои бронекачества. Эти требования даже вписаны в конструкторскую документацию.

Поэтому химический состав должен был обсуждаться с поставщиком на старте. Но в договоре по финской стали этого не было, поэтому завод приобрел сталь хоть и качественную, но не ту, которая является оптимальной для изготовления БТР-4Е в утвержденном конструкторами же виде.


Но вместо того, чтобы признать и исправить ошибку, руководство завода решило уговорить Минобороны использовать уже купленную партию стали. В частности, настаивал на этом директор ХКБМ Алексей Бабич, который и подписывал «неправильный» договор. Бабич в то время вообще-то был отстранен концерном из-за скандала с расследованием о масштабной коррупции в оборонке - он оказался одним из фигурантов. Однако, даже не имея полномочий на заводе, он проводил совещание, на котором убеждал работать именно с финской сталью.


В результате переговоров конструкторы и военные решили провести новые исследования и «отстрел» как целых кусков купленной стали, так и в дальнейшем сварных швов для того, чтобы решить, что делать дальше. Но даже эта проверка до сих пор не завершена. В Институте Патона разными способами сварили несколько образцов именно этой стали с заниженным содержанием легирующих компонентов и проверили швы на прочность, найдя участки с более низкими показателями твердости и, предоставив свое резюме: такой металл для корпусов БТР использовать можно лишь при условии дополнительных работ - приваривать вдоль всего шва дополнительную подложку из бронестали. Это вызвало новую волну затягивания работ: завод считает проблему решенной и хочет ставить подкладки, а приемка говорит, что это не тот БТР, который они заказывали.


Таким образом, сроки поставки сорвали и Минобороны до сих пор не получило БТРы. Министерство выставило заводу штраф на 82 млн. грн. за срыв контракта. Завод же хочет обжаловать штраф в суде и еще судится с министерской приемкой из-за её решений по отбраковке металла. По последней информации, на ХКБМ из запланированных полсотни машин пока собрана только четверть, из тех корпусов, которые смог за это время изготовить Лозовский завод из украинского металла.
Tags: БТР-4Е, ВТС, ГОЗ, ХКБМ им Морозова, коррупция, финансы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 582
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments