
1 октября 2019 состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, на котором рассматривали ряд законопроектов.
Но главный интерес вызвало обсуждение реформирования системы государственного оборонного заказа (ГОЗ, оборонных закупок), которые представили совместно заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Светлана Панаиотиди и советник Министра обороны Украины Артур Переверзев.

Были представлены концептуальные основы закона об оборонных закупках, а не законопроект. Хотя известно, что существует сам проект закона, который должен быть принят взамен существующего Закона Украины "О государственном оборонном заказе".
Проект закона основывается на положениях Директивы ЕС # 81 (Директива по закупкам в сфере обороны), направленной на создание общего, свободного и конкурентного для стран ЕС европейского рынка оборонного оборудования.
По словам экспертов, главными нововведениями закона будет перенос ответственности за планирование ГОЗ с Минэкономики в Минобороны. Это позволит обеспечить проведение унификации основных образцов вооружения и техники. Но при этом может привести к конфликту интересов, когда Минобороны объединит в себе функции координатора по ГОЗ и одновременно функции государственного заказчика. А это может привести к бесконтрольности процесса.

Также планируется либерализовать сами подходы к осуществлению закупок, когда будет ликвидирована существующая норма об обязательной закупке товаров, работ и услуг оборонного назначения у отечественных производителей и поставщиков, а не иностранных поставщиков. Взамен предложено создать равные возможности для отечественных и иностранных производителей принимать участие в закупках в интересах сил обороны и безопасности. При этом европейское законодательство предусматривает, что "в специальных условиях рынков обороны и безопасности с государствами-членами (ЕС) сохраняются полномочия решать, может ли заказчик позволять субъектам хозяйствования из третьих стран участвовать в процедурах присуждения контрактов".


Пока неизвестно, вовлечены ли в процесс разработки нового закона кроме МОУ и МЭРТ другие государственные заказчики с ГОЗ, закупающие вооружения и военную технику(всего 16 министерств и ведомств), а также Министерство финансов, государственные компании (ГК Укроборонпром) и частные компании, занимающиеся производством вооружения, контролирующие органы.
По результатам обсуждения в Комитете было принято решение о создании рабочей группы для выработки вышеупомянутых законодательных инициатив, которая будет работать в рамках созданного в составе Комитета подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации.
Это позволит привлечь к процессу разработки новых законов в системе ГОЗ независимых экспертов.
Journal information