Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Крест ВВС за 9-часовую операцию спасения сбитого экипажа с четырьмя дозаправками в воздухе


Колин Кларк и его A-7D (зав. номер 70-0970)





Не берите в голову невозможную погоду и боевые потери. Командир миссии Арни Кларк отказался оставлять сбитых летчиков.




Через три недели после того, как 354-я тактическое истребительное эскадрилья 355-го тактического истребительного авиакрыла (355th Tactical Fighter Wing) прибыла на авиабазу ВВС США Корат Роял Тай (Korat Royal Thai AFB) в середине октября 1972 года, этому первому набору A-7D ВВС США, предназначенному для ведения боевых действий, была поручена работа, для которой оно не было подготовлено – миссия Sandy по обнаружению и защите сбитых летных экипажей, а также координацию действий в зоне эвакуации. 354-й эскадрилье провели программу подготовки, используя бывших пилотов Sandy и FAC в качестве ядра этого нового поисково-спасательного подразделения. Примерно через неделю F-105G Wild Weasel, также из Кората, был сбит ночью возле Тханьхоа (Thanh Hoa) на побережье, примерно в 90 милях к югу от Ханоя. На следующее утро, летевшие в очень плохую погоду, трое из крыльев Sandy выявили возможное местоположение сбитого экипажа.  Эвакуация была назначена Координационным центром спасения на рассвете следующего дня.





В 4:30 утра 17 ноября пять Sandys из 354-й эскадрильи, за которыми вскоре последовали шесть А-7 Smoke Birds, поднялись с взлетно-посадочной полосы в Корате (Korat) во главе с майором Колином А. «Арни» Кларком (Colin A. "Arnie" Clarke), командиром миссии и бывшим лётчиком F-100 Misty FAC с более чем 800 часами боевого налета в трех предыдущих сменах в ЮВА. Они встретились со спасательными вертолетами  НH-53 Jolly Green над облаками в 70 милях к западу от Тхань Хоа (Thanh Hoa). Кларк велел HH-53 находиться в зоне ожидания, пока он и его ведомые, капитаны Дон Корнелл (Don Cornell) и Дейв Сойер (Dave Sawyer) тщетно искали разрыв в облаках. Кларк сделал несколько инструментальных заходов в узких долинах, используя свое отображение на проецируемой карты (PMD) и радиолокационный высотомер. Каждый раз потолок был слишком низким, а долина слишком узкой, чтобы свернуть. С запада не было проходов.



Затем Кларк вывел своих ведомых через Тонкинский залив, где двое оставались в зоне ожидания, пока он пробивался вниз через сильную ПВО, автоматические пушки и ЗРК. Ни один HH-53 не смог бы пройти мимо этих ракет и орудий, но Кларк смог точно определить местоположение сбитого экипажа и отметить его на своем PMD. Вернувшись наверх, он поднял своих ведомых, а затем снова пошел вниз, чтобы показать им, где прячется сбитый экипаж. А-7, в частности, Кларка, получили много попаданий снарядов калибра .51 в зоне эвакуации.


Кларк знал, что происходит в умах выживших. Он сам дважды бывал в подобных ситуациях. Он также знал, что противник скоро найдет сбитых летчиков. Сейчас или никогда. Пролетая по долине с востока под все более низкими облаками, он вызвал одного из HH-53, чтобы навести его. Пришел Jolly, но из-за недостатка топлива ему вскоре пришлось уйти. Прошло уже шесть часов пребывания в этом вылете.


Разочарованный Кларк пробил облака, чтобы заправиться и перегруппировать свои силы для еще одной попытки. Поднявшись выше облаков, он узнал, что эвакуация  должна быть проведена без промедления, потому что второй Jolly не хватало топлива. Не было времени искать открытый проход.


Недолго думая, Кларк нырнул в долину, заполненную облаками, и вызвал второго HH-53 для наведения на сбитых летчиков. Совершая 360-градусные виражи, чтобы остаться с Jolly, он привел его к точке возле выживших, маскируясь складками местности, чтобы защитить вертолет от орудий в зоне спасательной операции. Он велел пилоту подождать, пока он и его ведомые вошли, чтобы подавить огневые средства противника и поставить дымовую завесу.


Затем произошел неприятный сюрприз. Он заметил еще одно зенитное орудие калибра .51, всего в нескольких футах от выживших. Оно должно было быть выбито прежде, чем вертолет подошел.


В этот момент пилот HH-53, который, по-видимому, думал, что его взлет безопасен, поднял обоих выживших и начал набирать высоту прямо над позицией ЗПУ. Кларк призвал пилота оставаться на малой высоте и подождать, пока он обстреливал яму из пушки 20-мм снарядами, пролетая так низко, что получил выстрел из ЗПУ в нос А-7. На последнем проходе, когда вертолет благополучно покинул этот район, Кларк был поражен «чем-то, что напоминало 57-мм». Все его приборы погасли.


Летя на инстинкте, он прошел через пасмурную погоду, присоединился к другому самолету A-7 и совершил посадку по IFR в Дананге, крылом к крылу самолета A-7. «57-миллиметровый» оказался зажигательным .51, который взорвался в пустом крыльевом топливном баке в сторону фюзеляжа А-7.


Для Кларка это была изнурительная миссия, наполненная полетами мирового класса, великолепным руководством и смелой решимостью спасти двух товарищей-летчиков. Крест ВВС, которым он был награжден за превосходное выступление в те 8,8 часов, наполненных действиями, был заслужен в тот день.

Tags: ВВС США, Вьетнам, РЭБ, авиатехника, вертолеты, история, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 513
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments