Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Финансово-экономические обоснования создания на ГП «Антонов» модификаций Ан-132Д, Ан-178 и Ан-188




А. В. ЛОСЬ
Государственное предприятие «Антонов», вице-президент по проектированию

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ МОДИФИКАЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Государственное предприятие «Антонов» является одним из ведущих в мире по разработке и введению в эксплуатацию модификаций самолетов транспортной категории, в том числе и военно-транспортных самолетов (ВТС). Объем затрат на разработку и освоение серийного производства новых ВТС и авиадвигателей составляет, как правило, несколько миллиардов долларов, поэтому для окупаемости проекта необходима его реализация через создание и введение в эксплуатацию модификаций уже существующих базовых вариантов. При этом неизбежно встает проблема корректного сравнения эксплуатируемых ВТС и их модификаций.

В настоящее время отсутствует приемлемая методика определения уровня конкурентоспособности сложной промышленной продукции, поскольку конкурентоспособность – понятие комплексное, которое требует многогранной оценки. Важными составляющими такой оценки являются стоимостные показатели вновь созданной модификации: стоимость модификации как нового самолета, стоимость самолето-часа, часовые затраты на топливо и т. п.

В работе показано, что стоимостные параметры модификаций в существенной мере зависят от типа самолета (легкий, средний или тяжелый) и от года представления модификации на рынке авиаперевозок.

Приведен анализ изменения цен отечественных легкого, оперативно-тактического и тяжелого ВТС в сравнительной постановке с конкурентами-аналогами. Из проведенного анализа следует, что эти отечественные самолеты по их цене являлись конкурентоспособными до 2012 года, а теперь существует экономическая проблема повышения их конкурентоспособности.
Решение такой задачи осуществлено путем геометрической перекомпоновки крыла (для повышения его аэродинамического качества) и заменой маршевых двигателей с меньшим удельным расходом топлива. Таким образом созданы такие модификации: на базе Ан-32Б – Ан-132Д с удельным расходом топлива 223 г/т∙км, на базе Ан-148 – Ан-178 с удельным расходом топлива 222 г/т∙км и на базе Ан-70 – Ан-188 с удельным расходом топлива 154 г/т∙км при максимальной грузоподъемности.

Учитывая, что стоимость часового расхода топлива занимает примерно 70 % стоимости самолето-часа, то полученные результаты существенно повышают конкурентоспособность приведенных выше ВТС.

Ключевые слова: ВТС; модификации; параметры конкурентоспособности; цены самолетов; ценовые коридоры ВТС различного назначения.

Введение

Отечественное Государственное предприятие «Антонов» является одним из ведущих по разработке и введению в эксплуатацию военно-транспортных самолетов, таких как Ан-12, Ан-26, Ан-32, Ан-70 и Ан-124. Созданные еще в прошлом веке, они до сих пор остаются конкуренто-способными как в базовом варианте, так и во многочисленных своих модификациях [1 – 4].


Объем затрат на разработку и освоение серийного производства новых ВТС и авиадвигателей составляет, как правило, несколько миллиардов долларов, поэтому для окупаемости проекта необходима его реализация через создание и введение в эксплуатацию модификаций уже существующих базовых вариантов [4, 5].


При этом неизбежно встает проблема корректного сравнения эксплуатируемых ВТС и их модификаций, поскольку в настоящее время отсутствует приемлемая методика определения уровня конкурентоспособности сложной промышленной продукции, в том числе и авиационной.


Конкурентоспособность продукции – понятие комплексное, которое требует многогранной оценки. Существуют следующие наиболее известные методы оценки конкурентоспособности [6, 7]:

– метод сравнения модификации с базовым вариантом;
– экспертная оценка конкурентоспособности;
– оценка конкурентоспособности по объему продаж;
– возможность базирования модификации ВТС на укороченных взлетно-посадочных полосах с грунтовым покрытием;
– предельно возможные габариты перевозимой техники и некоторые другие.


В подавляющем большинстве случаев покупателями самолетов являются авиакомпании как конечные потребители [8]. Поэтому можно утверждать, что основным обобщающим фактором конкурентоспособности самолета являются требования к его техническим и экономическим характеристикам со стороны авиакомпаний. Можно предположить, что эти требования в максимальной степени отвечают характеру конкуренции на рынках самолетов и авиаперевозок [9]. При этом авиакомпании учитывают следующие параметры:

грузоподъемность (как главный фактор позиционирования ВТС), цену самолета и стоимость технического обслуживания (как главные затратообразующие факторы), расход топлива и динамику роста цен на топливном рынке, надежность, а также общее воздействие нового самолета на парк эксплуатируемых воздушных судов. Другие факторы конкурентоспособности, такие как, например, акустические и экологические характеристики ВТС, чаще всего отходят на второй план, но в настоящее время входят в список обязательных требований.

В связи с этим необходимо оценивать модификации, исходя не только из технических, но и из экономических показателей.


Оценка стоимости самолетов на основе украинских и американских коэффициентов

Для оценки экономической эффективности вновь создаваемых самолетов международные организации ИКАО, АТА и JАТА разработали единые стандартные методы и методики [6]: – метод расчета эксплуатационных расходов, выпущенный АТА в 1967 году; – методика расчета полных расходов на эксплуатацию самолетов транспортных категорий, выпущенная ассоциацией Европейских авиатран-спортных компаний (АЕА) в 1989 году; – методика расчета эксплуатационных расхо-дов авиакомпании (JATA), предложенная Международной ассоциацией воздушного транспорта. Следует отметить, что по всем трем методикам затраты на эксплуатацию оцениваются в виде прямых (ПЭР) и косвенных (КЭР) эксплуатационных расходов с учетом американских коэффициентов (АК).

Отечественная модель оценки ПЭР и КЭР, представленная в работах ведущих специалистов ГП «Антонов» В. Н. Короля, В. И. Новикова, Ю. Г. Андриенко, базируется на АТА-67, однако в ней более тщательно учитываются расходы на силовую установку с учетом так называемых украинских коэффициентов (УК) [7].

При оценке экономической эффективности новой модификации как по американским коэффициентам (АК), так и по украинским (УК) исходным показателем выступает так называемая контрактовая цена, которая существенно зависит как от типа самолета, так и времени его выставления на продажу.

Так, на рис. 1 показано изменение цен на легкие военно-транспортные самолеты.



Рис. 1. Динамика изменения цен самолетов «Антонов» и их конкурентов в секторе легких военно-транспортных самолетов


При анализе конкурентоспособности самолета Ан-70 и его модификаций следует иметь в виду, что этот оперативно-тактический вариант ВТС обладает параметрами короткого взлета и посадки, что существенно повышает возможность его использования на укороченных взлетно-посадочных полосах и даже на грунтовых аэродромах.



Решение такой задачи в самолете Ан-70 осуществлено путем увеличения расчетной перегрузки при посадке самолета на укороченную ВПП, что сказывается не только на росте массы стоек шасси, непосредственно воспринимающих посадочный удар, но и на увеличении масс фюзеляжа и крыла, что (при фиксированном значении ВПП) неизбежно ведет к снижению грузоподъемности и даже к некоторому снижению дальности действия ВТС. Так, например, увеличение расчетной перегрузки с 2,56 до 4,15 (что имеет место в самолете Ан-70) приводит к снижению его грузоподъемности с 47 т до 30 т.

Аналогичные изменения имеют место и у других самолетов короткого взлета и посадки.

Важно сравнить модификации самолета Ан-70 с другими оперативно-тактическими самолетами ВТА по их стоимости (рис. 2).



Рис. 2. Динамика роста цен самолетов Ан-70 и конкурентов в секторе оперативно-тактических военно-транспортных самолетов


На этом рисунке показаны цены самолета Ан-70, рассчитанные с использованием украинских коэффициентов (УК) и коэффициентов США (АК). Здесь также приведены цены самолетов компаний-конкурентов, определенные с использованием коэффициентов США. Как видно из рисунка, при подсчете цены самолета Ан-70 с применением украинских коэффициентов самолет Ан-70 стал неконкурентоспособным уже к середине 2011 года.

Аналогичные тенденции имеют место и при анализе и сравнительной ценовой оценке Ан-124, который является выдающимся достижением авиастроения в Украине.


Существенно возрастала грузоподъемность его модификаций с 120 т до 150 т, а также практическая дальность, что существенно увеличило их транспортные возможности, т. е. рейсовую производительность. По этому показателю самолету Ан-124-100 нет равных в мире.


Важным моментом является его ценовое сравнение с конкурентами в области тяжелых самолетов транспортной категории (рис. 3).





Рис. 3. Динамика изменения цен самолета Ан-124-100 и его конкурентов в секторе тяжелых транспортных самолетов

Очевидно, что по стоимости самолет Ан-124 уступает основным своим конкурентам.


Ценовые коридоры при оценке конкурентоспособности ВТС различного назначения


В оценке конкурентоспособности важным фактором является так называемая контрактная цена на рынке самолетов. При этом различают три области: «низких», «средних» и «высоких» контрактных цен (рис. 4).



Рис. 4. Ценовые коридоры военно-транспортных самолетов различного назначения

В формировании этих цен важнейшими факторами выступают: тип самолета (легкий, средний, тяжелый), а также дата выхода самолета на рынок продаж. Кроме того, в этих ценах присутствуют и возможные эксплуатационные расходы в виде стоимости самолето-часа, стоимости часового расхода топлива и т. п.

Таким образом, на рис. 1 – 4 приведено убедительное доказательство того, что для обеспечения конкурентоспособности отечественных легких, оперативно-тактических или тяжелых самолетов возникла жесткая необходимость разработки их модификаций, сравнимых по стоимостным показателям с самолетами-аналогами других стран.

Одним из направлений повышения экономической эффективности ВТС при разработке их модификации является снижение удельных затрат топлива путем модификационных изменений в силовой установке и геометрии крыла. О влиянии таких модификационных изменений на стоимостные показатели убедительно свидетельствует стоимост-ная оценка модификаций МС-21-100, МС-21-300 и А-320 (табл. 1).
Как видно, стоимость летного часа в основном определяется часовыми затратами на топливо.




Доказательством использования такого пути повышения конкурентоспособности модификаций является создание ВТС Ан-132Д, Ан-178 и Ан-188. Так, при реализации глубоких модификационных изменений в крыле и в силовой установке удалось обеспечить такой удельный расход топлива: Ан-132Д – 223 г/т∙км, Ан-178 – 222 г/т∙км, Ан-188 – 154 г/т∙км.

При существенном росте производительности этих модификаций показатель высокой топливной эффективности позволит обеспечить их конкурентоспособность на рынках самолетов и авиаперевозок.

Выводы

В процессах создания модификаций самолетов транспортной категории, в том числе и ВТС, весьма важными являются их стоимостные характеристики, такие как: цена самолета, часовые затраты на топливо, стоимость летного часа и т. п. Эти показатели в ряде случаев – решающие в оценке их конкурентоспособности.

Показано, что стоимостные параметры существенно зависят от типа самолета (легкий, средний, тяжелый транспортный) и от времени его представления на рынках авиаперевозок.

Приведен также анализ изменения цен на отечественные ЛА: легкий, оперативно-тактический и тяжелый ВТС в сравнительной постановке с конкурентами-аналогами. Из проведенного анализа следует, что эти отечественные самолеты по их цене являлись конкурентоспособными до 2012 года. Так возникла экономическая проблема повышения их конкурентоспособности.

Её решение предложено осуществить путем геометрической перекомпоновки крыла (для повышения его аэродинамического качества) и заменой маршевых двигателей с меньшим удельным расходом топлива. На основе такого подхода созданы модификации: на базе Ан-32Б – Ан-132Д с удельным расходом топлива 223 г/т∙км; на базе Ан-148 – Ан-178 с удельным расходом топлива 222 г/т∙км; на базе Ан-70 – Ан-188 с удельным расходом топлива 154 г/т∙км при максимальной грузоподъемности этих ВТС.



Таблица 1 Оценка по стоимостным показателям среднемагистральных самолетов


Если учесть, что стоимость часового расхода топлива занимает примерно 70% стоимости самолето-часа, то полученные результаты существенно повышают конкурентоспособность указанных выше ВТС.


Литература

1. Кривов, Г. А. Мировая авиация на рубеже ХХ – ХХI столетий. Промышленность, рынки [Текст] / Г. А. Кривов, В. А. Матвиенко, Л. Ф. Афанасьева. – Киев : КВІЦ, 2003. – 295 с.
2. AIRBUS S.A.S. A330-200/A330-300 Maintenance. Issue august 16, 2002.
3. Boeing 777, Aircraft Maintenance Manual. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issuu.com/brendamann2129/docs/aircraft-maintenance-manual-boeing- – 11.03.2019.
4. Военно-транспортный самолет Ан-70 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.airport.ru/directory/aviation/310.html. – 11.03.2019.
5. Сколько стоит самолет. Обзор фирмы Airclaims [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ato.ru/34/to05.html. – 11.03.2019.
6. Овруцкий, Е. А. Проектирование пассажир-ских самолетов с учетом экономики [Текст] / Е. А. Овруцкий. – М. : Машиностроение, 1965. – 265 с.
7. Офіційний портал ІКАО. ІКАОДАТА+Pricing Grid [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icao.int/dataplus/Pages. – 11.03.2019.
8. Бізнес-план державного концерну «Антонов» – Харьков : ХДАВП, 2004. – 237 с.
9. Бабенко, Ю. В. Методика стоимостной оценки модификаций ближнемагистральных пассажирских самолетов [Текст] / Ю. В. Бабенко // Авиационно-космическая техника и технология. –2015. – № 9(126). – С. 145–149.



Tags: А-320, Ан-124-100, Ан-132, Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ан-188, Ан-32, Ан-70, ГП «Антонов», МС-21, финансы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 619
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments