Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Уходящий год не стал для укроборонпрома переломным, не станет и следующий

Хроники оборонпрома…




Уходящий 2019-й не стал переломным для украинской оборонной промышленности.

Приходится констатировать факт, что система управления в этой сфере до сих пор отсутствует, и мы имеем дело с хаотическими управленческими функциями органов исполнительной власти, не обеспечивающими взаимодействие и кооперацию во всех направлениях оборонного производства, включая фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, а также производственную деятельность предприятий.

Ни многомиллиардные ассигнования на оборонный заказ, ни даже открытие отдельной бюджетной программы с целью финансирования создания новых мощностей для производства оборонной продукции пока существенным образом не сказались на серьезном увеличении объемов производства и оздоровлении финансово-экономического положения предприятий оборонно-промышленного комплекса, который, к сожалению, с каждым годом можно "комплексом" именовать лишь с большой натяжкой.

Дискуссии о необходимости создания центрального органа исполнительной власти для управления оборонной промышленностью, формирующего военно-промышленную политику, идут пока лишь на уровне экспертной среды, не выходя за пределы указа предшественника В.Зеленского и без четкого законодательного и нормативно-правового закрепления основ этой политики.

Судя по всему, ни президент, ни Кабинет министров не рассматривают проблему формирования эффективной системы управления ОПК в качестве приоритета. Соответственно и говорить о создании новых поколений вооружений и военной техники в ближайшей перспективе нет смысла. Скорее всего, в следующем году каких-либо прорывов в создании ракетно-космического щита, высокоточного оружия, авиационной и артиллерийской техники мы не увидим, поскольку работы в таких направлениях ведутся не один десяток лет при серьезной поддержке всех государственных институтов.

На сегодняшний день вопрос сохранения научно-технического потенциала и наукоемких производств госсектора более не актуален для нашей страны, поскольку большинство промышленных предприятий, ранее относимых к предприятиям оборонной промышленности, утратили свое значение для этой сферы, и в ближайшее время их основные фонды уйдут с молотка на аукционах, организованных Фондом госимущества. Складывается впечатление, что никто даже не прилагал усилий по анализу состояния предприятий оборонной промышленности, попавших под приватизацию (скорее надо читать под распродажу основных фондов), и возможному возобновлению их деятельности с учетом того, что по результатам завершившегося оборонного обзора общая потребность в ассигнованиях на вооружения и военную технику на последующие 10 лет должна составить 2 трлн 950 млрд грн.

Понятно, что в условиях дефицита финансовых ресурсов в государстве желания военных чиновников удовлетворить будет очень сложно, но даже для удовлетворения 50% потребностей в ОВТ необходимо будет вернуть к жизни по меньшей мере около 70–80% утраченных производственных мощностей и научно-конструкторского потенциала. Задача в условиях отсутствия внимания и поддержки со стороны государства почти неподъемная. Естественно, работу по созданию производства ОВТ под абрис будущих вооруженных сил надо начинать с завтрашнего дня, увеличив финансирование целевых государственных программ в десятки раз.

Судя по запланированному финансированию программы реформы и развития ОПК на 2020 г. в таких объемах, как и в 2019-м, говорить о переходе от единичного производства образцов основной номенклатуры ОВТ на предприятиях украинского ОПК преждевременно. Кроме того, даже при глубокой модернизации основной номенклатуры ОВТ, большинство из которой создано конструкторской мыслью прошлого века, достигнуть соответствующего уровня боеспособности и боеготовности в течение последующих 10 лет вряд ли удастся. А посему в этой сфере необходима концентрация финансовых, материально-технических, научных, производственных и инженерных ресурсов на интенсивном развитии отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Запланированное появление в ВСУ одного ОТРК "Сапсан" к 2025 г. (при определенной оборонным обзором потребности в 40 единицах этих изделий) выглядит малореалистичным. Напомню, что решение о создании многофункционального ракетного комплекса "Сапсан" было принято в еще далеком 2005 г. с одновременным принятием государственной целевой программы, работы по которой были прекращены министром обороны П.Лебедевым в 2013 г. Сегодня как никогда актуальным является вопрос о реализации подобного проекта с объединением усилий предприятий ракетно-космической отрасли, научных учреждений и конструкторских бюро, с серьезной государственной поддержкой, а не упованием и надеждой на иностранного заказчика.

Под знаком вопроса находится и возможность производства с последующей закупкой 20 Ан-178 и такого же количества Ан-148, учитывая, что ГП "Антонов" с 2015 г. не выпустило ни одного самолета. Хотя государственный заказ на изготовление такого количества самолетов в интересах вооруженных сил мог бы серьезно поддержать авиационную отрасль, особенно при условии, что в ближайшее время будет принята Государственная целевая научно-техническая программа развития авиастроения.

Об аудите "Укроборонпрома" заговорили еще во время каденции бывшего президента. Большинство экспертов тогда и сейчас выражали скепсис по поводу результативности подобного аудита, ибо о критическом состоянии многих предприятий, входящих в государственный концерн, давно известно. Как известно и то, что вопросы реструктуризации, корпоратизации и приватизации "мусолятся" разномастными руководителями государственного сектора оборонной промышленности с момента создания указанного объединения. Давно уже пора понять: является предприятие частным или государственным, для вооруженных сил значения не имеет. Для армии имеет лишь значение, способен или не способен украинский ОПК удовлетворять ее потребности в современных вооружениях и военной технике, или необходимо прекратить стенания по поводу того, что мы "его (ОПК) теряем".

В Украине с каждым годом сокращается количество оборонной продукции, выпускаемой по замкнутым циклам. Даже в такой сфере как производство бронетехники утрачено производство брони, что не могло не привести к срыву выполнения оборонного заказа. Естественно, что в подобной ситуации правительство должно было инициировать разработку соответствующей программы по воссозданию хотя бы основных звеньев производственного цикла.

Украинские чиновники, инициируя введение санкций относительно поставщиков комплектующих и запчастей из страны агрессора, ничего не предложили взамен. Из-за отсутствия мероприятий по импортозамещению украинские предприятия полностью остановили производство, ремонт и модернизацию самолетов. Реестр продукции, подлежащей импортозамещению, превратился в ритуальный список, ни на секунду не приблизивший предприятия к решению этой проблемы. Внесенный народными депутатами еще в сентябре 2018 г. законопроект по выделению из бюджета 700 млн грн дополнительных ассигнований на реализацию программы импортозамещения в авиационной отрасли так и остался проектом. В бюджете на 2020 г. на эти цели средства также не предусмотрены.

Вынесенная по решению СНБО за пределы аппарата Совбеза Межведомственная комиссия по реформе и развитию ОПК пока не начала свою работу при Кабинете министров. Учитывая, что среди приоритетов работы на 2020 г. Минэкономики, ответственного за формирование военно-промышленной политики, нет вообще упоминания оборонно-промышленного комплекса, то ожидать системных подходов по выводу из кризисного состояния предприятий отрасли не приходится. Давно уже назрела необходимость создания государственного специализированного фонда для финансирования передовых разработок в сфере критических технологий, проведения фундаментальных и прикладных исследований на прорывных направлениях для оборонной сферы, создания новых поколений вооружений и военной техники, в том числе роботизированных систем с применением искусственного интеллекта.

По результатам оборонного обзора, Минобороны обнародовало фантастические цифры на закупку ОВТ на протяжении последующих 10 лет для достижения соответствующего уровня готовности вооруженных сил к отражению агрессии. Сложно предположить, что государство в состоянии ежегодно финансировать почти 290 млрд грн на обеспечение армии вооружениями и военной техникой.

Tags: #Дмитрий, Ан-148, Ан-178, ГОЗ, ГП «Антонов», МОУ, СНБО, Сапсан, Укроборонпром, коррупция, финансы, цирковое училище, экономика
Subscribe

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 638
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments