
Оценка эксплуатации боевой тактической бронированной колесной машины «Дозор-Б» от военных 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады, эксплуатирующих эти машины с 2016 года.
Представитель бронетанковой службы бригады: «У нас есть машины, которые без тяжелых поломок прошли дорогами войны по 20 тыс км и больше»
- «Дозор-Б» Львовского бронетанкового завода мы начали получать с лета 2016-го. Эта машина на вооружении только в нашей бригаде. На мой взгляд, она надежнее, чем БРДМ и БТР-80, на которых ездили разведчики, не говоря уже о допотопных УАЗах. Машина в целом обеспечивает выполнение задач разведывательными подразделениями.
По сравнению с БТР, двигатель «Дойтц» (Deutz) намного тише работает, установлена автоматическая коробка передач. В машине была проблема с поворотом башни на 360 градусов, потому что на корпусе были установлены агрегаты, мешали полному обороту. По нашей просьбе заводчане этот недостаток устранили. Если учесть, в каких условиях работают и эксплуатируют «Дозоры», учитывая то, что они менее подвержены поломкам по сравнению с другой техникой, это очень хорошая машина.

У нас есть машины, которые без тяжелых поломок прошли дорогами войны по 20 000 километров и более. Только не понятно, почему машину не запускают в серию? Такими машинами необходимо оснастить все десантно-штурмовые бригады, прежде всего, разведывательные подразделения. На вооружении бригады есть небольшое количество «Дозоров», и в среднем 1-2 поломки в год на машину, по моему мнению, хороший показатель, как для военной техники.
Командир разведывательного подразделения бригады: «Машину всё же следует приводить в порядок, и заводчане знают, что следует делать»
- Машина еще «сырая», поскольку создана достаточно быстро. В будущем, через 2-3 года, её доведут до совершенства, ведь потенциал у нее большой. Она легкая, компактная и ниже по сравнению с «Козаками». Корпус ее будто присел и способен проехать там, где БТР или БРДМ не пройдут.
Здесь созданы гораздо более комфортные условия, чем в БТР. Но машину таки следует доводить. Заводчане знают, что следует делать, но, видимо, им не хватает времени. Не доведены некоторые узлы и агрегаты, кое-что надо изменить в компоновке. Машина как снаружи, так и внутри создает много шума. Даже иногда не слышно звонка вызова по телефону, а на больших скоростях бывает трудно разговаривать с водителем.



Пулеметчики сетуют на конструкцию башни, если бы установили боевой модуль с дистанционным управлением, было бы лучше. Трудно заменять короба с патронами к пулемету: люк узковат, если боец большой или в бронежилете, через люк протиснуться невозможно. Здесь короб на 50 патронов - в бою это на считанные минуты интенсивного огня. Кроме нашей бригады, насколько мне известно, машину нигде не эксплуатируют, хотя потребность в технике такого класса, особенно для разведывательных подразделений, огромна.
Инженер-техник бригады: «На комфорт экипаж не жалуется»
- В основном в автомобиле страдает ходовая. Выходят из строя торсионы и маятники, но справедливости ради следует отметить, здесь многое зависит от манеры водителя управлять. По компоновке - кресла экипажа крепятся не к днищу, что является большим плюсом в случае наезда на взрывное устройство. Есть капсула, противоминная защита. На комфорт экипаж не жалуется, очень удобно в ней ездить. В случае необходимости сложного ремонта - подается соответствующая заявка на завод-изготовитель. На машину установлен очень хороший немецкий двигатель, но нет запчастей к нему.
- Какие узлы заменяет только завод-производитель?
- Например, от педали газа идет провод дроссельной заслонки сначала на блок управления с креслом водителя, а затем непосредственно к двигателю. Мы его не можем сами заменить. Если с этим проводом возникает проблема, обращаемся к представителям производителя.

- В боевых условиях вы будете ждать прибытия заводчан?
- Если позволяют условия, его лучше полностью заменить с блоком управления, но самостоятельно это сделать не можем, есть большая вероятность сжечь бортовой компьютер. Поэтому соответствующие работы проводят только работники завода.
- Как быстро доставляют запчасти в случае необходимости?
- Если я сегодня подам заявку на завод, то через две-три недели получим необходимую деталь или узел. Если требуется участие в ремонте работника завода, он прибудет в часть в течение месяца. Все зависит от загруженности заводчан.
Выводы корреспондента
Машину приходится видеть не впервые, но когда сам сидишь за рулем и еще есть возможность проехаться, складывается личная впечатление от техники.
Первое, на что обращаешь внимание, - неудачная конструкция капота, которая существенно ограничивает обзор водителю и командиру машины. Во время движения машины он еще больше задирается вверх, «Дозор» вроде приседает на задние колеса.
Во-вторых, низкая шумоизоляция. Достаточно запустить двигатель и обогрев салона, как ты чувствуешь себя в относительно некомфортных условиях. После того, как автомобиль набирает скорость, уровень шума в салоне еще больше увеличивается.
Третье - работа кресла водителя больше похожа на работу какого-то аттракциона. Оно постоянно прыгает вверх-вниз, независимо от того, как машина движется - по прямой или с препятствиями, при этом достаточно жестко опускается вниз, а затем резким толчком подбрасывает водителя вверх. При таких условиях о комфорте для водителя бронемашины говорить не имеет смысла.
По сравнению с другими образцами техники, «Дозор» имеет и существенные преимущества, о которых уже говорили представители бригады, поэтому машину крайне необходимо совершенствовать и запускать в серию.
Journal information