Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Предварительный аудит космической отрасли Украины новым председателем ГКАУ



Мы с командой провели предварительный аудит космической отрасли Украины.

Главная проблема, по моему мнению, это отсутствие государственной политики по космосу: мы как бы забыли, что Украина - космическая держава с огромным потенциалом, историей, замечательными специалистами и собственными разработками. Страна много лет выбирала тактику не замечать высокотехнологичную и дорогу отрасль, которая за это время почти пришла в упадок.

Как результат, к началу 2020-го года имеем:

📍Задолженность по зарплате работникам предприятий: сейчас составляет 343 млн. грн. (люди не получали деньги по полгода). Средняя зарплата -  9 300 грн. Задолженность за электроэнергию - 42 млн. грн.

📍Бросается в глаза низкая эффективность хозяйственной деятельности государственных предприятий, несовершенная структура, медлительность принятия решений и нежелание внедрять новые подходы. Среди 17 предприятий, которые подчинены космическому агентству, 8 - убыточные (в том числе 2 предприятия длительное время находятся в стадии ликвидации). Львиная доля заявленной доходности 2019 г. в размере 343 млн. грн. на самом деле образовалась из-за курсовой разницы, а не эффективной работы отрасли.

📍Мы одна из девяти стран мира, которая имеет полный цикл производства ракет-носителей, но в реальности предприятия почти не выпускают ракетно-космическую продукцию. Завод «Арсенал», «Киевприбор», «Укркосмос», «Природа», «ДПИ» в 2019 году вообще не производили ракетно-космическую продукцию.

📍У Украины нет собственных спутников на орбите, что является угрозой национальной безопасности государства. Это недопустимо для страны, которая находится в состоянии войны. Собственный спутник - это защищенные коммуникации, свой «глаз» для мониторинга границ и независимая связь.

📍Украинский космос теряет молодых и квалифицированных специалистов. Самые талантливые едут из Украины, потому что запрос на специалистов в космической сфере за рубежом становится очень высоким. Ежегодно теряем 5-8% от численности работников.
И напоследок.

📍Наиболее амбициозные и высокобюджетные для страны проекты - запуск спутника «Лыбидь», строительство космодрома «Алькантара» в Бразилии и проект «Морской старт» покинули страну с огромными долгами и убытками.

Речь идет о более $ 1 000 000 000.

Об этих историях я опубликую отдельный пост, где объясню, как новая команда планирует минимизировать потери для страны и вывести космическую отрасль на новый качественный уровень.

***

Ну, аудитом це назвати важко. Так, поверхневе ознайомлення дуже похапцем. І дурниці, звісно, є.


Ну, аудитом это назвать трудно. Так, поверхностное ознакомление очень поспешное. И глупости, конечно, есть.
Во-первых, собственный спутник не решит проблему коммуникаций, наблюдения с орбиты и связи (именно так, связь почему-то указана отдельно от коммуникаций). Не решит, потому что телекоммуникационный спутник и спутник ДЗЗ это не один, а по крайней мере два различных спутника. И если даже представить фантастический вариант сочетания различного специфического оборудования на борту одного спутника, то заставить его летать одновременно по двум совершенно разным орбитам - невозможно.
Кроме того, непонятно, что скрывается под словом «собственный».
Собственные разработки и производство? Не верю. Напомню, что все последние «собственные» спутники ДЗЗ по своим техническим характеристикам были устаревшими еще на этапе эскизного проекта. И ни один не отработал, как положено, если вообще работал. Современные телекоммуникационные спутники мы вообще разрабатывать не в состоянии. Та же «Лыбидь» разрабатывалась в основном в Канаде, а изготавливалась в РФ, где и лежит до сих пор на складе. При этом представители нашего Минобороны уже крутят носом по её заявленным возможностям.
Собственное управление? Так ту же «Лыбидь» должен был обслуживать иностранный оператор. О какой гарантии относительно соблюдения интересов национальной безопасности может идти речь при таком подходе? Еще раз напомню, что Национальная система спутниковой связи «Лыбидь» (это официальное название) разрабатывалась за рубежом, производилась за рубежом, должна запускаться за рубежом иностранным пусковым оператором и, наконец, эксплуатировать ее должен также иностранный оператор. При этом разработка и производство осуществлялись за одолженные за рубежом средства. У нас нет ни собственных денег, ни доступной современной элементной базы, ни опыта разработки и производства, ни собственных возможностей для запуска, ни опыта эксплуатации, ни опыта продажи телекоммуникационных услуг на внешнем рынке.
Во-вторых, очень порадовал перечень предприятий, которые в течение 2019 г. не выпускали космическую технику. Ну, там Укркосмос, например, или ДПИ (это аббревиатура и пишется без кавычек). В очередной раз напомню, что ДПИ это Днепровский проэктный (теперь, видимо, проектный, но я привык по старинке) институт. Эта уважаемая организация вообще никогда не выпускала космическую технику. И ракетную не выпускала. И любую другую тоже не выпускала. Это, конечно, не значит, что такого не будет в будущем. Тем не менее, новая амбициозная команда с новыми идеями. Интересно будет посмотреть, как они справятся с перепрофилированием ДПИ.
Если же серьезно, то рано господин Усов отчитывается о результатах аудита, пусть и предыдущего. Там еще азбуку изучать и изучать. А аудит - это уже когда материальная часть будет усвоена.
Я все же еще не дошел до окончательного заключения о перспективах украинской космической деятельности под руководством господина Усова. Но мне очень тревожно.
Ведь сам перечень проблем, который им изложен, свидетельствует о концептуальном непонимании главного - проблемы космической промышленности вообще не должны быть проблемой космического агентства, чья основная задача космическая деятельность. Для осознания этого достаточно прочитать профильный закон (он один и не очень большой) и положение о космическое агентство. Можно также посоветовать господину Усову почитать статью 26 того же закона и спросить себя и подчиненных: а что при агентстве вообще делают многочисленные военнослужащие, а также некоторые подразделения агентства и подчиненные ему учреждения?
Заниматься же агентству надо:
1. Собственными космическими проектами (реальными, а не местечковыми и спекулятивно-фантастическими).
2. Интеграция в международную космическую деятельность и совместные проекты (через вступление в Европейское космическое агентство).
Последнее особенно важно из-за возможности получения полного доступа к результатам совместных проектов, синергетического эффекта от совместной деятельности и гораздо более эффективное расходование средств с гораздо меньшими коррупционными рисками. Предшественникам не нравился именно последний момент. Посмотрим, как с этим у господина Усова.





Tags: ГКАУ, финансы, цирковое училище
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 618
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal