
Ракетный перекос: без права на ошибку
Начинаем разговор об уже доступных для обсуждения составляющих ГОЗа (государственного оборонного заказа). Сегодня поговорим об одном из самых мощных родов оружия современности - о ракетных комплексах оперативно-тактического назначения.
Яркими представителями этого семейства в ВС Украины выступают достаточно известные ракетные комплексы «Точка» (9К79) и «Точка-У» (9К79-1) советского производства 70-80-х годов прошлого столетия. Следует отметить, что, несмотря на бережное хранение и экономное использование в течение 2014-15 годов, на сегодня количественные показатели запасов указанных ракет, мягко говоря, не соответствуют потребностям ВС Украины, не говоря уже о тактико-технических характеристиках комплексов, разработанных 40-50 лет назад.
Ответом оборонного ведомства и оборонного комплекса на эту сложную ситуацию стали открытие и продвижение комплекса ракетных программ под общим наименованием «Ольха». Все эти программы касались ремонта, модернизации и улучшения боевых возможностей реактивной системы залпового огня 9К58, более известной как «Смерч». Опытно-конструкторские работы в 2015-19 годах велись по трем направлениям: продление ресурса небольшого существующего запаса неуправляемых ракет 9М55 («Ольха-Р»), использование только корпусов ракет 9М55 и замена твердотопливных двигателей на новые, установка системы коррекции на базе GPS и инерциальной системы навигации, дооборудование ракеты дополнительными газодинамическими двигателями (собственно «Ольха») и ... разработка ракеты из полностью новых комплектующих - новый ракетный корпус, новый твердотопливный двигатель, аналогичная «Ольхе» система коррекции и газодинамических двигателей («Ольха-М»).
Первые два проекта были успешно завершены. В результате реализации ОКР «Ольха» только на базе старых корпусов ракет, ВСУ получало высокоточное оружие, способное на расстоянии в 70 км поражать цели с точностью до 30 м. Испытания «Ольха-Р» (обычных «неточных» ракет) и «Ольха» (высокоточная ракета) прошли успешно - уже в 2019-м году ВСУ получили около 100 ракет «Ольха».
Примечание: согласно официальной информации минобороны Украины, в 2019 г. получено в рамках ГОЗ всего 48 ракет «Ольха» неуказанной версии, скорее всего, восстановленных и продленных «Ольха-Р». При этом расходы по ОКР «Ольха» составили около 3 миллиардов гривен, а на ОКР «Нептун» (разработка противокорабельной ракеты - аналога советской ПКР Х-35) уже превысили 1,5 миллиарда гривен.
В этой связи нельзя не отметить дружный хор внезапно обнаруживших брешь в обороне державы и дыру в бюджетном финансировании...
«Ольха-М» (полностью новая ракета с дальностью 110 км) завершает государственные испытания, и планировалась к поставке в войска. Этот проект, между прочим, имеет значительный экспортный потенциал в сотни миллионов долларов - на испытаниях уже присутствовали делегации из Саудовской Аравии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов; ожидается объявление результатов тендера для Вооруженных Сил Кувейта.
В то же время, согласно доступной информации, оборонное ведомство Украины не планирует в 2020 году закупать высокоточные ракеты «Ольха» и «Ольха-М». Незначительное финансирование выделяется только на ремонт старых ракет - по проекту «Ольха-Р». Последствия такого подхода могут катастрофическими для и без того немногочисленных и неоснащенных должным образом воинских частей ракетных войск (или им подобных), что может только играть на руку нашему противнику. К выполнению указанных проектов привлечено всего около тридцати различных предприятий ВПК и с тысячами сотрудников. Таким образом, кроме прямого влияния на снижение уровня возможностей ВС Украины, остановка проектов «Ольха» и «Ольха-М» может привести и к спаду в ракетной отрасли Украины, так знакомому нам по ситуации довоенных лет.
P.S. Следует принять во внимание, что ракетостроение/модернизация является достаточно «инертными» отраслями даже в условиях проектных и производственных технологий нашего столетия; на исправление просчетов и ошибок в определении приоритетов для разработки и финансирования развития ракетной техники иногда уходят годы и десятилетия; имеем ли мы право пренебрегать общепринятыми эффективными подходами и в условиях конфликта экспериментировать с вопросами оснащения наших Вооруженных Сил высокотехнологичными системами вооружения?
Journal information