Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Юбилей первого полёта российского авиатора в Одессе





Михаил Никифорович Ефимов – первый дипломированный пилот России.

Родился 13 ноября 1881 года в селе Аполье Духовщинского уезда Смоленской губернии. В конце XIX века в поисках лучшей доли семья Ефимовых переезжает в Одессу, где поселяется в доме № 24 на Княжеской улице. Отец, гренадер, отличившийся при штурме Плевны, долгое время маялся в Одессе без работы, пока не устроился простым рабочим в мастерские Российского общества пароходства и торговли. Михаил в 1902 году окончил Одесское железнодорожное техническое училище и работал электриком-наладчиком телеграфа Юго-Западной железной дороги.

Михаил Ефимов с детства увлекался велосипедом, а затем и мотоциклом. В 1908 году он – чемпион России по мотоциклетному спорту. Созданный в марте этого же года одесский аэроклуб оказал огромное влияние на формирование Ефимова как пилота. Первый летательный аппарат одесский аэроклуб приобрел в 1909 году.

Первый полет на планере в одесском аэроклубе совершает Михаил, это был и первый в его жизни самостоятельный полет. А через некоторое время уже все одесские газеты называют Ефимова “рекордсменом по количеству полетов на планере”.




Ефимов М.Н.



Один из почетных председателей одесского аэроклуба, банкир Ксидиас, решил купить аэроплан у французского пилота и конструктора Анри Фармана. Он обращается к Ефимову. Ефимов принимает предложение и выезжает во Францию – в небольшой городок Мурмелон. В мурмелонской летной школе Михаил проявляет себя как один из самых талантливых учеников. Обучением его занимается сам Анри Фарман. Михаил Ефимов становится дипломированным пилотом – первым из русских авиаторов (диплом № 31 от 15.02.1910). Более того, Фарман решил оставить Ефимова в школе в качестве инструктора.

В феврале 1910 года Ефимов прибывает в ставшую ему родной Одессу и в марте совершает свой знаменитый полет на аэроплане “Фарман-4”. Ефимов взлетает, делает три круга на высоте 50 метров и плавно опускается на землю. Всего в тот день Ефимов совершил пять полетов, в том числе два – с пассажирами:Анатрой и Ксидиасом.

Ефимов М.Н.

Ефимов М.Н.

Благодарная публика несла любимца Одессы на руках, он снова взмыл в воздух, на этот раз без аэроплана, но с лавровым венком на шее. Такого аншлага ипподром не видел больше никогда. Даже с крыши тюрьмы Ефимову рукоплескали арестанты.

Ефимов М.Н.Авиаторы: А.А. Васильев,
С.И. Уточкин и М.Н Ефимов

Всего через 23 дня взлетит Сергей Уточкин, но памятники в Одессе и Гатчине поставят именно Ефимову.

А Михаил продолжал удивлять мир своими полетами. Имя его становится легендарным. Во время всероссийского праздника воздухоплавания в Петербурге в жизни Михаила Никифоровича происходит знаменательное событие. Он знакомится с профессором Н.Е. Жуковским. Автор всемирно известных трудов по воздухоплаванию просит Ефимова совершить несколько показательных полетов в Москве. Ефимов соглашается, и еще долго его имя не сходит с уст москвичей.

После Москвы Михаил едет в Севастополь, где неподалеку, в Каче, ему предложили место главного инструктора в первой в России Севастопольской военно-авиационной школе. Здесь он проявил себя не только как прекрасный пилот, но и как талантливый изобретатель.

В 1912 году Ефимов разработал приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.

1914 год. Началась Первая Мировая война. Михаил Ефимов подает рапорт об отправке его на фронт. С апреля 1915 года он начинает службу в качестве летчика-охотника (добровольца) в 32-м авиационном отряде на Западном фронте. Ему присвоили чин прапорщика. Мужественный летчик, он становится полным Георгиевским кавалером и награждается орденом Анны III степени с мечами. Ефимов воевал в 6-м авиаотряде и 4-м отряде истребителей.

Ефимов М.Н.

В начале 1917 года он был переведен в гидроавиацию Черноморского флота. Здесь Михаила застала весть о февральской революции. Ефимова назначают флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации.

Весной 1918 года в захваченном немцами Севастополе Ефимов был арестован. Из тюрьмы он вышел только тогда, когда Красная Армия освободила город. После занятия в июле 1919 года Севастополя деникинскими войсками Ефимов отступил с Красной Армией из Крыма в Одессу. В августе 1919 года Одессу захватывает белогвардейский десант.

Ефимов скрывался, но был арестован и 19 августа 1919 года расстрелян.

По инициативе астронома Тамары Михайловны Смирновой, 31 мая 1988 года Международный планетный центр утвердил название “Ефимов” для малой планеты № 2754. В официальном извещении сообщается, что название дано “в память русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), который в числе первых летчиков осуществил спирали и виражи”.

Ефимов М.Н.

Ефимов М.Н.

27 апреля 2005 года в Одессе на территории Госпредприятия МО Украины “Одесавиаремсервис” в торжественной обстановке был открыт памятник М.Н. Ефимову.

Леонид Рукман, инженер


История Одессы при ближайшем рассмотрении очень часто открывает все новые и новые интересные эпизоды. Оказывается, наш город был не только крупнейшим морским портом, но на рубеже XIX-XX веков стал и авиационной столицей Российской империи, где происходили самые передовые события авиационной жизни. В этом смысле день 8 марта становится новым праздником для одесситов.

В начале XX века Одесса славилась не только своей контрабандой с Малой Арнаутской, но и первыми полетами воздушных шаров, первым аэроклубом, первым полетом самолета, первым авиазаводом и первым серийным аэропланом, собранным на территории Восточной Европы. Слова «первый» и «впервые» будут самыми частыми в этой статье, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Одесса стала тем благополучным местом, где встретились талантливые люди многих специальностей — мечтатели-энтузиасты, слесари-самоучки и спортсмены-любители современной техники. И конечно же, в Одессе были большие деньги банкиров и предпринимателей, которые весьма способствовали реализации самых смелых идей.

Начнем с того, что аппараты легче воздуха (воздушные шары) парили над Одесским заливом еще в XIX веке, но особый интерес к ним возник только в первое десятилетие века двадцатого. Особенно урожайным стал 1908 год, когда в Одессе основали первый аэроклуб. 8 марта 1908 года в небольшой комнате Черноморского яхт-клуба на Дерибасовской, 5 состоялось первое собрание членов-учредителей научно-спортивного общества «Одесский аэроклуб». Устав организации гласил, что «аэроклуб должен вызывать в народных массах интерес к воздухоплаванию, сделать технику доступной для изучения лицам, желающим посвятить себя служению великому делу и соорганизовать силу, которая в тяжкую годину могла бы послужить Родине и противопоставить врагу новое оружие».

Первым президентом аэроклуба стал командующий войсками Одесского военного округа генерал от кавалерии барон Александр Васильевич Каульбарс. Этот разносторонне одаренный человек, военный, государственный деятель и ученый-географ, в 60 лет впервые сел за штурвал биплана, через несколько лет отправился за границу в школу пилотирования, а в 70-т стал одним из инициаторов создания большого Воздушного флота империи. Во время Первой мировой, вплоть до 1916 года, Каульбарс руководил всей авиацией Западного фронта, после Октябрьского переворота воевал с большевиками, но был вынужден эвакуироваться в Константинополь. Умер в Париже в 1929-ом.

Но вернемся к истокам. В первых полетах на воздушных шарах принимали участие простые одесситы, а управляли ими опытные воздухоплаватели, которые впоследствии стали летчиками. К одному из них, Алексею ван дер Шкруфу, слово «впервые» можно применить дважды — он первым поднял над городом воздушный шар, а через год, в 1909-м, первым совершил попытку, правда неудачную, поднять в небо самолет.

В это же время первый опыт воздухоплавания получил и Михаил Ефимов, которому спустя два года, в 1910-м, удалось-таки поднять аппарат тяжелее воздуха. Среди тех, кто летал пассажиром на воздушном шаре, был известный одесский спортсмен, а впоследствии летчик Сергей Уточкин.

Параллельно с полетами на шарах будущие одесские авиаторы пытались летать на планерах, собранных техниками-энтузиастами. Журнал «Спорт и наука» в №13 за 1908 год сообщал: «Почти ежедневно в Одессе на 4 станции Малого Фонтана на беговом кругу совершались полеты планера. В опытах принимали участие Уточкин, Ефимов, Греков, Маковецкий, Заинчковский. Отдельные полеты продолжались до 50 секунд».

Все упомянутые люди – будущие одесские летчики. Во время одного из полетов планер потерпел крушение и долго ремонтировался. Весной 1909 он стал экспонатом большой торгово-промышленной выставки, но трудолюбивый Михаил Ефимов все-таки смог восстановить его и поднял с бывшей Михайловской площади (ныне парк Шевченко). Для взлета аппарат буксировали автомобилем «Мерседес», и под восторженные крики пацанов он все-таки взлетел. Таким образом, Ефимов совершил на нем несколько десятков удачных полетов. Конечно, полетами в буквальном смысле это назвать сложно, это были всего лишь длинные прыжки, во время которых будущий авиатор оттачивал навыки управления.

Надо сказать, что пионеры авиации – американцы братья Райт, взмывшие в небо в конце декабря 1903 года, на самом деле, очень редко поднимали свой «Флайер». Они надеялись сначала заключить выгодный контракт с военным ведомством о продаже самолета, а уже потом выставлять его на всеобщее обозрение. Таковы жестокие законы рынка. За последующие пять лет они совершили всего несколько удачных полетов, постоянно улучшая машину. В 1906 и 1907 году полетов вообще не было — братья колесили по Европе, пытаясь заключить выгодные контракты. Публика знала, что самолет существует, однако почти никто его не видел. Даже фотографии полетов не попадали в печать и являлись большим секретом. И лишь 8 августа 1908 года, заключив большой контракт с французским министерством обороны, американский «Флайер» сделал 105-секундный прыжок в небо при большом стечении зевак на ипподроме городка Ле-Манн.

Параллельно с полетами американцев несколько европейцев в 1906-1908 году пытались поднять в воздух свои этажерки. Самым удачным оказался Анри Фарман, которому удалось продержаться в воздухе целых 74 секунды. В июне 1908 года летчик Делагранж продержался 18 минут, но Райты побили и этот рекорд, отлетав осенью того же года полтора часа, а в декабре – более двух часов. В общем, на фоне этих скромных успехов, 50-секундный полет Ефимова на планере уже не кажется детским, и становится понятно, что Одесса в те времена шла в ногу с Европой и Америкой.

Летом 1908-го, узнав о том, что во Франции добились некоторых успехов, одесский аэроклуб начинает сбор денег на приобретение самолета. Требовалось найти огромную по тем временам сумму – порядка 20 тысяч рублей. К слову, литр молока стоил 6 копеек, ведро сорокаградусной водки (12 литров) – 1 рубль, сапоги – 3 рубля, зарплата рабочего была до 40 рублей, офицерская лошадь стоила 100, автомобиль Ford-T – 2500 рублей.

В достаточно короткие сроки требуемая сумма была найдена, и осенью того же года два гонца с мешком денег отправились в Париж. Был заказан аэроплан системы «Вуазен», который в силу разных причин прибыл в Одессу лишь в апреле 1909-го. Это была крайне несовершенная и хрупкая конструкция с маломощным, постоянно чихающим мотором «Антуанетт» мощностью не более 50 «лошадей». После сборки аппарата начались многочисленные эксперименты, которые, увы, завершились аварией. В одной из неудачных попыток пилот Алексей ван дер Шкруф окончательно разбил «этажерку».

Несмотря на фиаско, сразу два спонсора решили поддержать престиж одесских авиаторов. Банкир Артур Анатра выделил деньги на закупку двух аппаратов конструкции «Блерио», а другой член аэроклуба — финансист Ксидиас — послал во Францию Михаила Ефимова с задачей купить самолет «Фарман» и научиться его пилотировать.

Михаил не был коренным одесситом, после приезда в Одессу сразу увлекся мотоциклетными гонками. Работая на телеграфе электриком, он купил мотоцикл «Пежо» и начал тренироваться вместе с популярным тогда спортсменом Уточкиным. Всего через год Ефимов стал чемпионом страны по мотоциклетному спорту. С началом эры авиации он старается идти в ногу со временем и осваивает сначала воздушный шар, а затем и планер. Ксидиас сделал Ефимову предложение, от которого тот не смог отказаться. Грек послал его во Францию и платил за обучение с условием, что Михаил в течение трех лет будет летать перед публикой, отдавая львиную часть своих доходов спонсору.

Прибыв во французский Мурмелон, Ефимов сразу обратил на себя внимание Анри Фармана, который к тому времени стал почти легендой. Знаменитый француз лично занялся подготовкой одессита. Непонятно только одно — было ли это желание «подкормлено» деньгами Ксидиаса, или русский действительно подкупил француза своими личными качествами. Тем не менее, в конце декабря 1909 года Ефимов занимает место за штурвалом Farman IV и совершает свой первый самостоятельный полет, который длился 45 минут. Через несколько дней он телеграфирует Ксидиасу, что остается во Франции, а деньги за обучение вернет, когда заработает. Грек в ответном послании требует придерживаться условий договора, но идет на компромисс… Согласно новым условиям, Михаил должен сделать несколько полетов в Одессе и обучить одного летчика. В итоге Ефимов, отказавшись от очень выгодных контрактов на показательные выступления, становится первым русским дипломированным пилотом. В начале 1910 года с купленным самолетом «Фарман 4» он отправился в Одессу.

По-настоящему звездный час Ефимова наступил 8 марта 1910 года. В этот день на одесском ипподроме собралась стотысячная толпа, которая требовала зрелищ — даже знаменитые портовые грузчики закончили смену часом раньше, чтобы попасть на беговое поле…

Вот что на следующий день писали одесские газеты: «Безо всяких приготовлений, испробовав только работу пропеллера, авиатор поместился на аэроплане. Девятиметровый «Фарман» быстро покатился на колесиках по беговой дорожке, на четвертой сажени красиво оторвался от земли и плавно поднялся ввысь… Дважды обойдя по воздуху громадный круг ипподрома со скоростью 60 верст в час, Ефимов, сильно наклонив машину, великолепно и легко спускается. Стотысячная толпа с энтузиазмом его приветствует…»

Ефимов мгновенно становится звездой. В тот день он пять раз поднимался в небо, причем один раз с пассажиром — своим спонсором Ксидиасом. После полета испуганный грек так описал свои впечатления: «Когда я взлетел и увидел такое огромное количество публики, я испытал ощущение больших денег, которые получу. Потом я испугался. Что если вдруг Ефимов меня разобьет, кому достанутся эти деньги? И потому решил скорее спустится на землю».

На следующий день аэроклуб избрал Ефимова своим членом. Была послана телеграмма великому князю Александру Михайловичу с просьбой доложить об успехах одесского авиатора его внучатому племяннику, царю Николаю II, на что был получен «милостивый ответ». Интересно, что ровно через сто лет одесский авиатор Константин Оборин собрал почти точную копию аэроплана Farman IV и в апреле 2016 года смог поднять его в небо над Одессой.

Через несколько месяцев того же 1910 года журнал «Спортивная жизнь» писал: «Положительно, скоро придется называть Одессу «авиастолицей», а в путеводителях об одесских достопримечательностях будут говорить, кроме традиционного – море, лестница, биржа, Дюк и театр, еще и Одесса – авиационная».

В общем, Одессу ждали большие перспективы, но об этом в следующей части статьи…

Автор — Сергей Смоленцев



Ефимов на "Фармане"
Ефимов на "Фармане"

Французские летчики впали в легкий шок, увидев Фарман Константина Оборина
Французские летчики впали в легкий шок, увидев Фарман Константина Оборина






Tags: Одесский авиазавод, Россия, Украина, авиатехника, история
Subscribe

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 618
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments