Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

75 лет Запорожскому моторостроительному конструкторскому бюро "Прогресс" им. А.И. Ивченко

old_ceh

5 мая 1945 г. приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина на заводе № 478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии (1963 г.) генеральным конструктором предприятия. Основу коллектива нового ОКБ составили опытные специалисты запорожского моторного завода, прошедшие великолепную школу создания и доводки авиадвигателей от М-11 до М-88Б и АШ-82ФН. В 1966 г. предприятие было переименовано в ”Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) ”Прогресс”. С 1994 г. предприятие носит имя первого генерального конструктора академика А.Г. Ивченко, основателя ОКБ.

В разные годы Запорожским ОКБ руководили выдающиеся конструкторы авиадвигателей:

В 2010 г. Генеральным конструктором, руководителем предприятия  назначен И.Ф.  Кравченко, а  с 30.11.2015 г — директором предприятия.

Уже в 1946 году в ОКБ был создан двигатель М-26ГР (геликоптерный, редукторный) мощностью 500 л.с. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов. Двигателю присваивается индекс «АИ» (Александр Ивченко) — АИ-26ГР. Опытный АИ-26ГР и его модификации: АИ-26ГРФ мощностью 550 л.с., АИ-26ГРФЛ мощностью 575 л.с. — устанавливались на вертолеты Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11 И.П. Братухина и Як-100 А.С.Яковлева. Всего было изготовлено около 30 опытных вертолетов и  250 двигателей АИ-26 ГР/ГРФ.

Большинство первых советских опытных и серийных вертолетов оснащались поршневыми моторами, спроектированными в Запорожском ОКБ.
Начиная с 1947 г., на предприятии приступили к опытным работам по созданию легкого мотора АИ-10 — 5-цилиндровая звезда воздушного охлаждения мощностью 80 л.с. для учебно-спортивного самолета Як-20. Было построено только 2 опытных самолета и 9 моторов.
В 1948 г. разработан АИ-4Г мощностью 55 л.с. для корабельных вертолетов связи и наблюдения Ка-10. Изготовлено 15 вертолетов и малая партия двигателей — 35 штук.

В этом же году создается уникальный двигатель АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р — 9-цилиндровая звезда воздушного охлаждения с нагнетателем и редуктором мощностью 265 л.с. — устанавливался на различные модификации Як-12 и Як-18. Самолеты имели как учебно-тренировочное, так и боевое применение. Серийно выпущено более 12000 самолетов в СССР, Польше, Китае, из них около 8500 единиц с двигателями АИ-14. Всего в этих странах изготовлено свыше 12500 двигателей АИ-14Р различных модификаций. Также этот мотор устанавливался и на самолет короткого взлета и посадки Ан-14 «Пчелка», серийно построено 332 самолета. И в наши дни под маркой М-14 двигатели семейства АИ-14 применяются на тысячах  легких учебно-тренировочных, спортивно-пилотажных, административных и сельскохозяйственных самолетах КБ им. А.С. Яковлева и КБ им. П.О.Сухого и эксплуатируются во многих странах мира.

Вертолетным вариантом АИ-14В мощностью от 255 до 280 л.с. оснащались корабельные многоцелевые вертолеты Камова Ка-15 и Ка-18. Всего изготовлено 465 машин и 1200 двигателей.

Также в 1948 году на базе моторов АИ-10 и АИ-14 был создан самолетный двигатель АИ-12 – 7-цилиндровая звезда воздушного охлаждения мощностью 175 л.с. Двигатель проходил летные испытания на Як-18М и По-2. Изготовлена опытная партия из 4 двигателей.

Особо плодотворным в те годы было сотрудничество с конструкторским бюро М.Л. Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В мощностью 575 л.с. Разработанный в 1953 г. вертолет имел более десятка модификаций и широкое гражданское и военное применение. Строился он в двух станах: СССР и Польше общим количеством 2691 вертолет. Двигателей АИ-26В, а  в Польше  под маркой Lit-3, изготовлено свыше 4000 единиц.

С 1953 г. ОКБ начинает работы по созданию газотурбинных двигателей. Первой работой в этом направлении была разработка мощного турбостартера ТС-12 для турбовинтового двигателя (ТВД) НК-12, который создавался на Государственном союзном опытном заводе № 276 под руководством Н.Д. Кузнецова. Им оснащались пассажирские Ту-114 и самолеты военного назначения Ан-22, Ту-95, Ту-126, Ту-142. Изготовлено более 2500 турбостартеров ТС-12Ф.

С целью подачи сжатого воздуха для запуска маршевых поршневых двигателей АИ-14В и АИ-26В на вертолетах Ка-15, Ка-18 и Ми-1 в 1957 году был создан поршневой пусковой двигатель АИ-2МК. Серийно изготовлено свыше 5000 ВПД.

Для приобретения опыта по разработке и доводке газотурбинных двигателей из ОКБ Н.Д. Кузнецова был передан ТВД ТВ-2Ф и документация. В 1954 г. на его базе Запорожским ОКБ создана модификация ТВ-2Т с максимальной мощностью 6250 э.л.с. для прототипа транспортного самолёта Ан-8 (П). Изготовлена опытная партия — 7 двигателей.

В 1955 г. на предприятии разработана ещё одна модификация — ТВ-2ВК с максимальной мощностью 5900 э.л.с. с оригинальным редуктором для привода подъемных и тяговых винтов самого большого в мире винтокрыла Ка-22 конструкции Н.И. Камова. На этом опытном винтокрыле установлены мировые рекорды скоростей и высоты полета. Двигатели были установлены на первом экземпляре Ка-22.

Для экспериментального вертолёта В-7 (Ми-7) в 1957 г. был создан ТРД АИ-7 с максимальной тягой 60 кгс. Два двигателя устанавливались на концах двухлопастного винта, и винт раскручивался при помощи их реактивной тяги. В 1959 г. работы по созданию АИ-7 прекращены в связи с закрытием темы по вертолету В-7. Был изготовлен один опытный вертолет и 11 двигателей.

В этом же, 1957 году, успешно прошел государственные испытания одновальный ТВД АИ-20 – один из первых в мире ГТД с большим ресурсом. Простой по конструкции, технологичный и недорогой в производстве двигатель характеризуется высокой эксплуатационной надежностью. Долгие годы его модификации АИ-20А (4-х серий), АИ-20Д (5-ти серий), АИ-20К, АИ-20М мощностью от 4000 до 5250 э.л.с. успешно эксплуатировались на пассажирских самолетах Ан-10, Ил-18 и самолетах ВВС — Ан-8, Ил-20, Ил-22 и сегодня продолжают эксплуатироваться на Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-38. В процессе эксплуатации на двигателе серии АИ 20М, на первом в СССР, достигнут самый большой межремонтный ресурс 8000 ч. и назначенный — 22000 ч. Всего изготовлено 2663 самолета и 14162 двигателей АИ-20 всех модификаций.

В 1958 г. разработан ТВД АИ-24 мощностью 2550 э.л.с., в основу которого лег опыт конструирования ТВД АИ-20 и прогрессивный метод моделирования. Модификации двигателя эксплуатируются на пассажирских самолетах Ан-24 и самолетах специального назначения Ан-26, Ан-30. Всего  построено 2735 самолетов и 12 388 двигателей АИ-24 разных модификаций. Для двух первых опытных вертолетов В-8 (Ми-8) в 1960 году было изготовлено 11 турбовальных двигателей АИ-24В мощностью 2000 л.с. Позднее, в связи с выбором для Ми-8 двигателя ТВ2-117, работы по АИ-24В были прекращены.

С начала 60 гг. ОКБ ведет разработку ТРДД. В 1965 г был разработан первый в СССР ТРДД с повышенной степенью двухконтурности АИ-25 (степень двухконтурности больше 2), максимальной тягой 1500 кгс. для самолёта местных пассажирских авиалиний Як-40. Самолет производился серийно —1011 единиц. Двигатель также устанавливался на сельскохозяйственном самолете М-15 (Польша), построено 138 самолетов. Серийно выпущено 9312 двигателей.

Для выпускаемого в ЧССР УТС L-39 в 1973 г. была создана модификация АИ-25ТЛ с тягой 1720 кгс. Двигатель разработан на базе ТРДД АИ-25 с удлиненной выхлопной трубой, охлаждаемыми рабочими лопатками турбины высокого давления и маслосистемой, обеспечивающей смазку подшипников в условиях перевернутого полета. Серийно выпущено 5766 двигателей. На сегодняшний день 2650 АИ-25ТЛ эксплуатируются в 37 странах мира на УТС и боевых самолетах. Всего построено 2868 самолетов L-39. Модификация двигателя АИ-25ТЛК устанавливается на китайский УТС K-8J (JL-8), выпущенно 288 двигателей, другая модификация — АИ-25ТЛ 300.11 проектировался для БПЛА Ту-300.

Шестидесятые годы ознаменовались разработкой семейства малых вспомогательных силовых установок для привода электрогенераторов,  для работы системы кондиционирования,  подачи сжатого воздуха при запуске маршевых ГТД как гражданской, так и военной авиации. Это вспомогательные силовые установки (ВСУ): АИ-8, АИ-9, АИ-9В для самолетов Ан-8, Ан-10, Бе-12, М-15, Як-40 и большинства вертолетов Камова: Ка-27, -29, -31, -32, -50, -52, -60 и Миля: Ми-6 ,-8 (17), -10, -14, -24 (35), -26,  -28. Всего построено около 9900 летательных аппаратов, на которых устанавливались ВСУ этих марок и изготовлено порядка 13000 пусковых двигателей. В настоящее время в эксплуатации — свыше 7000 единиц ВСУ.

В 1971 г. для пассажирского самолёта Як-42 спроектирован первый в СССР ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-З6 и максимальной тягой 6500 кгс. Впервые на двигателе такого класса применена трехвальная схема с широким применением титана и прогрессивных конструкторских, технологических и металлургических разработок. Также впервые двигатель выполнен по модульной схеме. Модификации этого двигателя успешно эксплуатируются на военно-транспортных и многоцелевых самолетах Ан-72, Ан-74. Новой модификацией двигателя Д-36 серии 4А оснащен транспортно-конвертируемый грузопассажирский самолет Ан-74ТК-300. Всего построено 350 самолетов и серийно изготовлено 1651 двигатель Д-36. В настоящий момент в эксплуатации находятся около 1373 ТРДД всех модификаций. .

В середине 70 гг. на базе Д-36 был создан турбовальный ГТД Д-136 с максимальной мощностью 11400 л.с. для самого грузоподъемного в мире военно-транспортного вертолета Ми-26. Изготовлено 288 вертолетов и 924 двигателей, в эксплуатации находятся — 746 двигателей

В рамках военно-технического сотрудничества стран-участниц СЭВ в 1984 г. спроектирован ТРДД ДВ-2 с максимальной тягой 2200 кгс для УТС L-59 чешского производства. Построено 65 самолетов.  С 1991 г. двигатель серийно выпускался в Словакии малой серией — 70 единиц.

В первой половине 80-х годов основные усилия предприятия были направлены на создание ТРДД сверхвысокой тяги для стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Был создан мощный, высокоэффективный двигатель Д-18Т с тягой 23430 кгс. Он также установлен и на самом грузоподъемном в мире транспортном самолете Ан-225 «Мрия». Всего построено 56 самолетов Ан-124 и один Ан-225, выпущено 188 двигателей.

Для широкофюзеляжных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» разработана новая модификация двигателя Д-18Т: Д-18Т серии 3М с улучшенными акустическими характеристиками и низким уровнем эмиссии. В августе 2016 года собран полноразмерный двигатель Д-18Т серии 3М, проводятся испытания. Для тяжелых транспортних самолетов ведутся проектные работы по созданию двигателя АІ-38 с высокими тягово-экономическими характеристиками в диапазоне тяг 27850…32000 кгс и большой степенью двухконтурности. .

Первый отечественный и первый в мире демонстрационный опытный трёхвальный ТВВД Д-236Т максимальной мощностью 9450 э.л.с. был создан и испытан в 1985 г. Двигатель был построен для отработки проблемных вопросов, связанных с созданием двигателей винто-вентиляторной схемы. Их было изготовлено два экземпляра.

Для удовлетворения прогнозируемого роста спроса на авиатехнику предприятие разрабатывает ряд новых авиационных двигателей гражданского и военного назначения. В апреле 2014 года успешно завершены государственные испытания военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 с первым в мире маршевым ТВВД Д-27 мощностью 13240 э.л.c. В 2015 году самолет принят на вооружение ВВС Украины.
.

На сегодняшний день единственным рабочим винтовентиляторным двигателем без внешнего обтекателя является Д-27. Согласно проведенным акустическим расчетам установлено, что Ан-70 с двигателями Д-27 удовлетворяет нормам ИКАО и АП-36 по шуму на местности и в кабине самолета. Уровень выбросов вредных веществ значительно ниже норм ИКАО. Д-27 относится к двигателю 5-го поколения..

Ан-70 имеет уникальную для самолетов своего класса способность взлетать и приземляться с коротких, необорудованных взлетно-посадочных полос. Ведутся работы по подготовке серийного производства.

На основе газогенератора двигателя Д-27 прорабатываются модификации турбовальных и турбореактивных двигателей с редукторным приводом малошумного широкохордного вентилятора и сверхвысокой степенью двухконтурности.

Для регионального грузопассажирского самолёта Ан-140, на базе ТВЗ-117ВМА-СБМ1, прорабатываются модификации ТВД повышенной мощности ТВЗ-117ВМА-СБМ2: 2800 л.с. (МЧР 3200 л.с. ). Серийно выпущено 5766 двигателей. Для перспективных многоцелевых вертолетов ведутся работы по двигателю ТВ3-117ВМА-СБМВ2 с взлетной мощностью 2800 л.с.(МЧР 3600 л.с.).

Для пассажирских самолётов Ан-148, Ан-158 и самолёта-амфибии Бе-200 развивается семейство ТРДД Д-436 тягой от 6400 до 7500 кгс. Универсальная подвеска позволяет производить установку двигателя на различные типы самолетов, в том числе и на региональном самолете.

В ноябре 2008 г. ТРДД Д-436ТП первым из авиационных двигателей в СНГ получил одобрение EASA на соответствие европейским нормам летной годности, обеспечив тем самым выход гидросамолета Бе-200ЧС на международный рынок. Серийно выпущено 165 двигателей семейства Д-436 .

Предприятие проводит дальнейшие работы по развитию семейства турбореактивных ТРДД Д-436; для транспортного самолета Ан-178 — Д-436-148ФМ с тягой до 8600 кгс. 5 февраля 2016 года в Киеве состоялся первый полет Ан-178, оснащенный двигателем Д-436-148ФМ сертификационного профиля. Двигатель отличается увеличенной тягой на взлетном режиме и улучшенными эмиссионными характеристиками. Для снижения уровня шума в профиль двигателя внедрены эффективные звукопоглощающие конструкции.

Для применения на последующих модификациях ближнемагистрального пассажирского самолёта Ан-148, а также на вновь разрабатываемых перспективных пассажирских и транспортных самолетах создается ТРДД нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности (более 10) АИ-28 в диапазоне тяг 7000….11000 кгс.

Высокие показатели термодинамического цикла и прогрессивная конструкция позволяют обеспечить удельный расход топлива на 15…20% ниже, чем у существующих двигателей этого класса тяги, вместе с существенным улучшением экологических характеристик.

Создано и продолжает развиваться семейство ТРДД АИ-222 тягой от 2500 до 4500 кгс для современных УБС. ТРДД АИ-222-25 установлен на Як-130 , а его модификация ТРДД АИ-322 с агрегатами украинского производства на L-15 AJT. На базе ТРДД АИ-222-25 создан двигатель с форсажной камерой ТРДДФ АИ-322Ф, с тягой 4200 кгс на форсированном режиме, для сверхзвукового самолета L-15 LIFT, которой проходит сертификационные испытания. Ведутся проектные работы по созданию двигателя повышенной мощности: АI-322-30..

Используя большой опыт создания двигателей АИ-222-25, АИ-322Ф прорабатывается ТРДДФ АИ-9500Ф тягой 9,5 тс предназначенный для использования в составе силовых установок легких боевых самолетов.

Для модернизации УТС L-39 чешской фирмы AeroVodohody на базе двигателя АИ-25ТЛ создана модификация АИ-25ТЛШ с увеличенной на 8 % максимальной тягой (до 1850 кгс). В декабре 2008 г. двигатель в составе самолета L-39 прошел государственные летные испытания. По данным на 2016 год уже 9 модернизированных самолетов L-39М1 поступили на вооружение Воздушных сил Украины.

Для легких многоцелевых вертолётов со взлетным весом 1500…4000 кг создается семейство турбовальных двигателей (ТВГТД) АИ-450 мощностью 400…750 л.с. Первый полет вертолета Ми-2М с ТВГТД АИ-450М со взлетной мощностью до 465 л.с. состоялся 10 сентября 2012 г. В апреле 2015 года получен Сертификат типа АРМАК на турбовальный двигатель (ТВГТД) АИ-450 (модели АИ-450М/М1/М-П/М1-П).

ТВГТД АИ-450М, АИ-450М-П устанавливаются на модернизированные вертолеты Ми-2МСБ, Ми 2МСБ В. Первый полет Ми-2МСБ, состоялся 4 июля 2014 года. 16 апреля 2018 года совершил первый полет украинский вертолет МСБ-2 «Надія» с двигателями АИ-450М-Б. В течение года вертолет будет проходить летные испытания

На базе газогенератора АИ-450 создано семейство ТВД: АІ-450С мощностью 450…495 л.с, который установлен на самолете DA50-JP7 (Австрия) его первый полет состоялся 19 января 2015 года; 5 мая 2018 года успешно завершена сертификация Государственной Авиационной Службой Украины нового турбовинтового двигателя AI-450СР, предназначенного для учебно-тренировочных самолетов типа DART-450 (Diamond Aircraft Industries, Австрия), и обеспечивающего выполнение высшего пилотажа, включая перевернутый полет. Получен Сертификат на соответствие двигателя AI-450СР европейским «Нормам летной годности EASA CS-E».ТВД АІ-450С-2 (630…750 л.с.) предназначен качестве маршевой силовой установки для самолетов типа ЕV-55 (Evektor, Чехия). .

Проводятся проектные работы по созданию ТРДД АІ-450БП (409 кгс) и АІ-450БП-2 (560 кгс) для легких многоцелевых самолетов и БЛА.
На базе газогенератора двигателя АИ-450 разработан вспомогательный ГТД АИ-450-МС для регионального самолета Ан-148. 20 декабря 2013 года состоялся его первый запуск.

Для вертолетов в классе до 10 тонн разработан двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 3. В мае 2018 года вертолет Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 3 установил 12 мировых рекордов.
Для модернизированного вертолета МСБ-8 разрабатывается ТВ3 117ВМА-СБМ1В 5 серии повышенной мощности.
В августе 2007 г. ТВГТД Д-136 сертифицирован СААС. Устанавливается на вертолет Ми-26, Ми-26Т. Соответствует действующим нормам стандарта ИКАО по экологии. С целью улучшения его летно-технических характеристик в условиях повышенной температуры окружающей среды и высокогорья разрабатывается его модификация: ТВГТД АI-136Т-2 с максимальной мощностью до 12200 л.с. Для тяжелых транспортных вертолетов большой грузоподъемности. Летом 2016 года собран полноразмерный двигатель, проводятся испытания. В нем использован современный газогенератор ТРДД Д-436 и новая электронная система автоматического управления.





Tags: Ивченко-Прогресс, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 655
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal