Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Абромавичус лоббирует мошенников, похитивших средства ГАХК «Артем» на боеприпасное производство

Стокгольмский синдром «Укроборонпрома»: новые детали хищения денег на производстве боеприпасов


На выставке «Оружие и безопасность» ГАХК «Артем» оптимистично демонстрировал макеты новых снарядов


Американская компания Grey Fox Logistics должна вернуть деньги Украине за невыполненный контракт по поставке оборудования для производства боеприпасов больших калибров. В целом речь идет о почти 9 млн. долл. Но это - лишь один из фрагментов этой истории, итог которой еще совсем неизвестен. О том, что известно - в материале Defense Eхpress.

Решение по делу против Grey Fox Logistics в пользу Украины было принято еще 30 апреля 2020 г. Таков был вердикт Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты после рассмотрения иска к американской компании со стороны Государственной акционерной холдинговой компании «Артем», входящей в состав Государственного концерна «Укроборонпром».

Этому предшествовал почти год анализа арбитрами всех предоставленных материалов и документов - как со стороны украинского, так и американского предприятий. Но это победное для «Артема» решение имело неожиданную обратную сторону - увольнение с должности Президента компании ГАХК «Артем» Марины Грищенко.

Сама Марина Грищенко считает свое увольнение абсолютно необоснованным. «Я действовала в интересах компании «Артем» и в интересах страны. Или в «Укроборонпроме» уже руководствуются совершенно противоположной логикой?» Ее адвокаты готовят иск в суд по поводу ее увольнения.

Марина Грищенко начала работать на предприятии экономистом в 1990 году, за тридцать лет прошла путь от начальника планово-экономического отдела до вице-президента (в 2009 г.) и Президента компании (2019 г.).


А 30 апреля на сайте «Укроборонпрома» появилось сообщение о том, что «команда государственного концерна выражает благодарность Марине Грищенко за многолетнюю работу и преданность предприятию, бесспорный вклад в развитие ГАХК «Артем».
Все обязательства Концерна по контракту с Мариной Грищенко выполнены своевременно и в полном объеме, в соответствии с трудовым законодательством».

Там же сообщалось, что вместо Марины Грищенко в рамках «плановой смены руководства» на должность Президента ГАХК «Артем» решением гендиректора концерна Абромавичуса назначен Владимир Зимин, который «до недавнего времени работал в ГАХК «Артем», где в течение шести лет отвечал за внешнеэкономическую деятельность, маркетинг и сбыт компании, входил в правление «Артема».

Предложение, от которого не отказываются


В решении Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты отмечается, что Grey Fox Logistics должна вернуть «Артему» авансовый платеж, заплатить штрафные санкции за пользование средствами и компенсировать затраты предприятия.



В решении Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты отмечается, что Grey Fox Logistics должна вернуть «Артему» авансовый платеж, заплатить штрафные санкции за пользование средствами и компенсировать затраты предприятия, связанные с судебными издержками.

Решение не подлежит обжалованию и вступает в силу сразу. Инициатором иска к Grey Fox Logistics было руководство компании «Артем» - прежде всего речь идет о Президенте компании Марина Грищенко.


Марина Грищенко в разговоре с корреспондентом Defense Express признала, что для нее освобождение от должности Президента ГАХК «Артем», которое состоялось в тот же день, что и принятия решения в Стокгольме, - было полной неожиданностью.

И что когда она спросила у гендиректора концерна «Укроборонпром» Айвараса Абромявичуса о причине увольнения, то услышала в ответ два слова - Grey Fox.

Ранее руководство концерна «Укроборонпром» упрекало Президента «Артема» относительно целесообразности, точнее - нецелесообразности судебного спора с Grey Fox Logistics и выражало пожелание, чтобы Грищенко, как руководитель предприятия, нашла варианты мирового соглашения с Grey Fox.

Этой же позиции, по ее словам, придерживались и должностные лица в Минэкономразвития и в государственном предприятии «Безпека» (об их роли чуть позже).


Появление Grey Fox Logistics


Grey Fox Logistics - собственно, компания-фантом. Даже с названием есть нюансы.



В документе арбитража, как видно из отчета, название компании требовало уточнений и пояснений.



Grey Fox стала победителем в тендере, который проводило украинское предприятие «Безпека» по выбору поставщика оборудования для Украины, на котором можно было бы изготавливать боеприпасы различных калибров.

Новым для себя боеприпасным направлением ГАХК «Артем» решила овладеть с 2016 г. с целью стать ключевым центром компетенций по этому направлению на Украине.

Потому, что боеприпасная тема была и остается чрезвычайно актуальной для страны при отсутствии собственных производств боеприпасов всех типов и калибров - от стрелковых к артиллерийским.

В 2017 г. была разработана и принята Государственная целевая программа развития боеприпасной отрасли и спецхимии, которая была рассчитана на период до 2021 г.

В рамках этой программы «Артем» взял на себя обязательства по созданию отечественного производства корпусов артиллерийских снарядов разного калибра и гильз.

На эти цели в 2017 г. было выделено 16 млн. долл. бюджетных средств по линии Минэкономразвития. Отбор поставщиков оборудования для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, осуществляло государственное предприятие «Безпека», которое получило на это полномочия от Минэкономразвития.

По утверждению представителей «Артема», изначально они были сторонниками сотрудничества с поставщиками оборудования или из Турции, или из Южной Кореи.

С корейской компанией HBE Press и турецкой REPCON «Артем» уже имел контакты. Затем в список претендентов добавилась китайская Poly Technologies Inc. А потом - и американская Grey Fox Logistics.

Как именно она появилась?

В ответ на этот вопрос Defense Express объяснили так: «Был звонок в приемную «Артема» и поскольку разговаривали на английском языке, то пригласили Владимира Зимина - это был наш директор департамента по внешнеэкномической деятельности.

Человек представился как Дейл Вуд, исполнительный директор компании Grey Fox Logistics, у которого, якобы, есть информация, что мы ищем такое оборудование. Дейл Вуд сказал, что они хотят поучаствовать в этом тендере. В результате у нас в списке появилась еще четвертая компания, которую мы вообще раньше не знали».

Технические предложения Grey Fox Logistics оказались наиболее соблазнительными. Почти фантастическими. Корейцы предлагали классическую технологию прессования. Турки - технологию ротационного выдавливания. Она была вдвое дороже, чем корейская - но более гибкая.


Американцы предложили лучшее решение, чем турки, но по цене корейцев.

Речь шла о полуавтоматической линии с двумя независимыми потоками - на одном делаются снаряды, на другом - гильзы.

Перенастройка оснастки под разные калибры - от 100 мм до 155 мм - очень быстрая. Ну, разве не фантастика?


Импровизации вокруг безопасности




Госпредприятие «Безпека» (рус. - «Безопасность») настаивало на заключении контракта именно с Grey Fox Logistics. Его тогдашний директор Вячеслав Глазунов в 2019 году так объяснял преимущества американцев корреспондентам Defense Express: «Перед заключением контракта по закупке оборудования для производства корпусов боеприпасов большого калибра мы провели очень тщательный анализ. Была выбрана передовая технология, которую в оборонной отрасли во всем мире используют всего четыре страны.


Тот технологический процесс и новое оборудование, которое закупается для ГАХК «Артем», позволяет на одной линии производить корпуса снарядов больших калибров, на другой - гильзы.


Предварительный просчет себестоимости изделий с использованием современных технологий показал почти двукратное ее снижение.


Именно по этому пути идет ГАХК «Артем», и в 2019 году мы эти работы завершим».

Но и это еще не все: «Мы также провели переговоры и предложили американской стороне взять на себя так называемую вторую очередь порохового производства. То есть, производство пороха из покупного пироксилина. Когда мы выйдем на собственное производство пироксилина в рамках национальной программы, то сможем использовать для производства порохов уже подготовленную линию, полученную в рамках офсета».


Впрочем, технологический путь, о котором говорил директор предприятия «Безпека», оказался другим.



Ход документов и денег


ГП «Безпека», которое относится к сфере управления Министерства экономического развития и торговли Украины, которое в 2014-2016 гг. возглавлял Айварас Абромавичус, и ГАХК «Артем» 15 декабря 2017 г. подписывают контракт, который предусматривал закупку и передачу предприятию «Артем» нового оборудования для обеспечения серийного производства корпусов артснарядов калибра 152/155 мм - со сроком исполнения до 30 декабря 2019 г.

15 декабря 2017 г. - это уже перед Новым годом. Все хорошо понимают, что если где-то до 27 декабря деньги не поступят на счет «Артема», то следующий год для работы потерян.

Но руководство «Артема», как нам объяснили, не доверяло реальным возможностям Grey Fox Logistics, и решает перестраховаться и вносит изменения в контракт с ГП «Безпека». «Мы подписываем с «Безпекой» контракт 15 декабря 2017 г., в который вносится новый пункт о том, что поставщик оборудования определяется и согласовывается непосредственно предприятием «Безпека», - объясняли на «Артеме».


В конце декабря 2017 г. с банковского счета ГП «Безпека» на банковский счет «Артема» были переведены средства в сумме более 271 млн. грн. авансового платежа.

5 марта 2018 г. Вячеслав Глазунов письмом сообщил предприятию «Артем» об избрании поставщиком по контракту от 15 декабря 2017 г. американской компании Grey Fox Logistics.

Сейчас Служба безопасности Украины и НАБУ ведет уголовное производство в отношении действий бывшего руководителя государственного предприятия «Безпека» Вячеслава Глазунова и бывшего заместителя министра МЭРТ Украины Юрия Бровченко. Потому что по состоянию на конец 2019 г. условия боеприпасного контракта так и не были выполнены. Что, в свою очередь, сорвало реализацию согласованных этапов выполнения государственного оборонного заказа и нанесло значительный ущерб государству.

В НАБУ придерживаются версии, что Вячеслав Глазунов письмом от 5 марта 2018 г. фактически обеспечил заключение контракта между предприятием «Артем» и компанией Grey Fox Logistics -соглашения №GFA-180312 от 12 марта 2018 г. на изготовление и поставку на Украину полуавтоматизированной линии по производству корпусов снарядов, осознавая, что указанная иностранная организация не имеет намерения и возможности его выполнить.

16 мая 2018 г. на счет Grey Fox Logistics предприятием «Артем» был перечислен авансовый платеж в сумме  8 млн 289,5 тыс. долл. Затем в период с 17 мая по 29 мая 2018 г. лицами компании Grey Fox Logistics часть указанных средств были переведены на банковские счета физических и юридических лиц, которые, по версии украинских расследователей, не имели никакого отношения к выполнению этого контракта. Хотя, конечно, это в зависимости от того, как понимать слово «выполнение».




Часть счетов физических и юридических лиц, на которые переводились средства со счета Grey Fox Logistics с 17 мая по 29 мая 2018 г.


Примечание: Обращают на себя внимание чисто американские бенефициары - OLENA ZAICHENKO (Kyjev, Tutkovského akad. 39, PSČ 030 58, Ukrajina) из очень вовремя созданной в Чехии в октябре 2016 г. компании Rich Trading S.R.O. (Křemenáčová 90/6, Pitkovice, 104 00 Praha) и Giorgi Kalandadze, которому перевели деньги в грузинский и венгерский банки.

ГИОРГИ КАЛАНДАДЗЕ

Бригадный генерал в отставке, экс-начальник Объединенного штаба Вооруженных Сил Грузии (2012).

Окончил Военную академию в Грузии, школу рейнджеров в США, штабное командное училище в Эстонии, проходил подготовку в Форт-Бенинг (США).


  • Командир батальона;

  • Командир бригады;

  • Командующий Сухопутных войск Вооруженных сил Грузии;

  • Советник штаба АТО;

  • Советник командующего Национальной гвардии Украины.

Участвовал в миротворческих миссиях в Ираке и Афганистане. Участник русско-грузинской войны 2008 года (командир 4-й пехотной бригады). Участник АТО. В 2016 г. после эмиграции из Грузии работал советником в МОУ.

Будучи командующим Сухопутных войск, а позже – Объединенного штаба Вооруженных Сил Грузии, принял участие в реформировании армии, создании военной промышленности, формировании новой системы образования вооруженных сил Грузии и в целом модернизации грузинской армии после войны.


Кроме того, этим делом занялось и ФБР. Дейл Вуд (Dale Scott Wood), с которым с самого начала проекта контактировали представители предприятия «Артем», был задержан и осужден в США в апреле 2019 г. за мошеннические действия на срок в 12 лет. Но не по делу Grey Fox Logistics – по другому мелкому делу с фондами на 7 млн. долл.




Кроме Дейла Вуда, интересы Grey Fox Logistics в отношениях с Украиной представлял также и Чарльз Провини (Charles Provini). Его фамилия и женское лицо с фамилией Provini фигурирует в банковских проплатах за период с 17 мая по 29 мая 2018 г.

Также небезынтересно - создание и регистрация на территории США компании Grey Fox Logistics произошло 20 февраля 2018 г. Как раз накануне подписания контракта с ГАХК «Артем» №GFA-180312 от 12 марта 2018 г.


Конец иллюзий



Однако все эти вещи стали известны позже. Они означали, что с американской стороны контракт фактически никто не собирался выполнять. Но как развивалась ситуация в реальном времени?



Уже через шесть месяцев с момента подписания контракта №GFA-180312 Grey Fox Logistics предложила подписать дополнительное соглашение по замене оборудования, прописанного в основном договоре.

Это было неожиданностью для «Артема». Ведь именно продекларированная техническая уникальность оборудования - способность одновременного изготовления на производственных линиях как корпусов снарядов, так и гильз с минимальным временем, а также низкая цена по сравнению с предложениями от турецких, корейских и китайских конкурентов как раз и определила выбор в пользу услуг со стороны компании Grey Fox Logistics.




Об интриге с заменой оборудования - в изложении документов Стокгольмского арбитража


Дополнительное соглашение существенно ухудшало качество оборудования, уменьшало количество оборудования и не позволяло выйти на те мощности производства, которые предусматривались техническим заданием. Вместе с тем, позиция Grey Fox Logistics была противоположной. Там доказывали, что предложенное оборудование уже в другой комплектации вполне пригодно для выполнения тех обязательств, которые брала на себя американская компания.

В результате, «Артем» и Grey Fox Logistics вступили в длительный переговорный процесс. В итоговом документе дела «Артем» против Grey Fox Logistics арбитражного Института Стокгольмской торговой палаты, который был подробно проанализирован агентством Defense Express, этому посвящено аж 90 страниц текста. Среди прочего, там есть интересный фрагмент.

Меж слов и дел

А именно: адвокаты Grey Fox Logistics утверждали, что на самом деле украинская сторона вела себя непоследовательно, потому что, собственно, согласилась на замену оборудования. При этом представители Grey Fox ссылались на рабочие видео-конференции и переписку с руководством «Артема».

Более того, утверждалось, что представители «Артема» в начале 2019 г. на территории США провели встречу с представителями компании Grey Fox Logistics а также согласовали замену оборудования, подписав соответствующий документ. От предприятия «Артем» это были должностные лица: технический специалист - Александр Тимошко и начальник департамента ВЭД Владимир Зимин, от Grey Fox Logistics - Чарльз Провини.



О толковании согласия / несогласия на замену оборудования - из документов арбитража


В разговоре с корреспондентом Defense Express непосредственный участник командировок Владимир Зимин отметил, что аргументация адвокатов Grey Fox Logistics не соответствует действительности. Командировка в США представителей «Артема» имела целью проверить реальное состояние дел с ходом контракта. Уже были существенные подозрения, что Grey Fox Logistics сознательно затягивает время и де-факто не имеет возможности для выполнения контракта с Украиной.

«Ни Тимошко, ни я не имели полномочий на согласование перечня нового оборудования. Это мог сделать только тогдашний Президент ГАХК «Артем» Антон Карпенко путем подписания дополнительного соглашения. На одной из таких видеоконференций Карпенко сказал, что да, мы согласны на замену.

Но, опять же, это был протокол видеоконференции, который не имел юридической силы. По условиям нашего контракта, юридическую силу имело бы лишь дополнительное соглашение, которое определяло перечень оборудования.

По результатам нашего визита в США мы составили протокол, который затем подали на рассмотрение Президенту компании. Там мы шли по перечню оборудования, который был предусмотрен базовым соглашением и констатировали факт его отсутствия. Учитывая отчет и то, что состояние выполнения контракта с американской стороны был очень низким, Президент ГАХК «Артем» Антон Карпенко и принял решение подавать в суд», - утверждал Владимир Зимин.


Позиция «Артема» - как Президента ГАХК «Артем» Антона Карпенко, а затем Марины Грищенко, которая была назначена руководителем компании после того, как Карпенко оставил пост президента по собственному желанию, была неизменной. А именно - обеспечить выполнение американской компанией своих обязательств.

В разговоре с корреспондентом Defense Express Марина Грищенко подчеркнула, что обращение в Стокгольмский арбитраж было необходимым решением, учитывая нежелание представителей Grey Fox Logistics выполнять условия контракта по поставкам на Украину оборудования с необходимыми техническими и технологическими возможностями.

Однако, по ее словам, переговоры представителей «Артема» в начале 2019 г. в США помешали интересам «Артема», потому что это дало основания Grey Fox Logistics ссылаться именно на этот визит, как на доказательство непоследовательности и предвзятости украинской стороны.


В сентябре 2019 г. Владимир Зимин уволился с предприятия «Артем» по собственному желанию. Причина увольнения, по его словам, заключалась в том, что ему было предложено перевестись на новую должность в компании, но с существенным понижением.

Дальше вы уже знаете.

30 апреля 2020 г. «Артем» выигрывает суд в Стокгольме, и в тот же день гендиректор концерна «Укроборонпром» Абромавичус освобождает Марину Грищенко, которая не прислушалась к советам выйти на мировую с Grey Fox Logistics, от должности президента ГАХК «Артем». Хотя, кажется, по логике вещей, Абромавичус должен поблагодарить Грищенко за отстаивание интересов концерна и возвращенные государству деньги.


На вопрос о причине увольнения услышала в ответ два слова - Grey Fox ...


На должность Президента ГАХК «Артем» решением гендиректора концерна Абромавичуса назначен Владимир Зимин, а его советником немедленно становится уволенный накануне бывший заместитель гендиректора «Укроборонпром» по управлению активами – Александр Берчий J

Опять - по замкнутому кругу

... Да, действительно, есть ощущение, что в этой истории чего-то еще не хватает и за кулисами остается что-то важное. Поэтому велика вероятность, что будет продолжение. Когда и как, рано или поздно, публично или кулуарно - увидим.

И здесь, собственно, идет речь не только о Grey Fox Logistics, а о том, что в очередной раз символизирует эта история. Ибо очевидно, что с 2017 г. Украина почти не продвинулась вперед в создании собственной боеприпасной отрасли. Зато раз бродит по замкнутому кругу из слов, обещаний, жадности и очередных беспочвенных ожиданий...

Maximus Octavius
Ви краще литовців спитайте, хто такий Абрамовічус, вони вам скажуть одне - корупціонер!

Вячеслав Пересунько
тоб-то, варяг виявися з шлейфом ФСБ чи просто хабарником, який обслуговатиме будь чиї інтереси? Ха-ха. Зебіли позбирали за зупинкою всі бички, які вже викинули за Пороха і тепер ми тут дивуємось. Хтось сумнівався, що цього Абрамовічуса туранули пару років тому тому, шо він профнепридатний?


Tags: ВТС, ГАХК «Артем», МЭРТ, США, Укроборонпром, боеприпасы, коррупция, криминал, цирковое училище
Subscribe
promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 579
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments