Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Ан-32 в Афганистане: у моджахедов


Взято у коллеги militarizm.

Часть 2. Ан-32 у афганских моджахедов.

Итак, в апреле 1992 года Кабул был захвачен мятежниками, причем представляющими нацменьшинства Афганистана, которые и поделили посты президента (таджик Раббани) и министра обороны – Ахмад Шах Масуд, то же, кстати, таджик. С ними заодно был и дважды Герой Демократической Республики Афганистан генерал Абдул-Рашид Дустум (узбек) и шииты-хазарейцы. А вот исламистские отряды Гульбеддина Хекматияра, представляющие “белую кость” Афганистана – пуштунов, к взятию Кабула не успели. Обиженный предложенной должностью премьер-министра, Хекматияр захватил высоты вокруг Кабула и начал тупо расстреливать город и вчерашних “камрадов” по борьбе с “кровавым режимом”. Началась новая гражданская война между группировками моджахедов.

В августе 1992 года ситуация в Кабуле из-за обстрелов стала настолько невыносимой, что иностранные посольства начали бежать из города. Было принято решение эвакуировать и оставшийся состав российского посольства, торгового представительства и примкнувших иностранный дипмиссий, не имевших возможность удрать из Кабула самостоятельно.

Аэродром Кабула обороняли дружественные войска генерала Дустума (узбекская дивизия бывшей Афганской армии). Дустум сразу предложил вывести бывших советских своими Ан-32 в безопасный Мазари-Шариф. Но посольство отказалось из-за наличия трех КАМАЗов различного барахла, “нажитого непосильным трудом” российских граждан. “Посольские”, а особенно их жены, категорически отказались эвакуироваться без барахла, несмотря на то, что два человека уже погибли при обстреле. Третий Ил-76 подрулил к месту погрузки и почти сразу был подожжен близким разрывом реактивного снаряда. Второй Ил-76 прервал рулежку, под обстрелом подкатил и забрал экипаж горящего Ила и улетел, бросив посольских с их шмотками.

Ил-76 горит в аэропорту Кабула
Прибывшие в Кабул десантники бегут от горящего Ил-76

Основная часть посольства, отделение десантников с последнего Ила и КАМАЗ барахла остались на негостеприимной афганской земле. Посольству удалось связаться с генералом Дустумом и он взялся помочь своими Ан-32.

На следующее утро в Кабул пришла пара дустумовских Ан-32, в которые закидали шмотки, посадили безлошадных десантников (от греха подальше) и отправили в Мазари-Шариф. С окрестных высот по транспортникам попыталась отработать хекматияровская “Шилка”, но не “достала” их.

После разгрузки в Мазарях, дустумовские Ан-32 вернулись в Кабул за оставшимися людьми. Несмотря на огонь хекматиаровской ЗСУ-23-4 оба Ан-32 успешно долетели до Мазари-Шарифа.

Ан-32 N339 авиации генерала Дустума
Подлинный кадр эвакуации сотрудников российского посольства на дустумовском Ан-32 N339. Другие фотографии этого борта не известны. Фото личного охранника посла Юрия Осипова.

По западным данным 28 августа 1992 в Кабульском аэропорту в результате обстрела было уничтожено несколько транспортных самолетов Ан-26 и Ан-32, причем приводится даже номер Ан-32 – “280”. На фотографиях аэропорта того периода действительно вдалеке мелькают транспортные Аны и вполне возможно, они могли быть уничтожены, но конкретно Ан-32 N280 в это время был в Хосте в состоянии далеком от летного.

Афганский Ан-32 принадлежащий одной из таджикских группировок моджахедов
Доблесный моджахед отдыхает на солнышке перед Ан-32. Судя по головному убору – таджик, принадлежащий группировке Ахмад Шаха Масуда или Бурхунутдина Раббани.

Ахмад Шах Масуд владел крупной авиабазой Баграм недалеко от Кабула. Президент Бурхануддин Раббани контролировал аэропорт Кабула и аэродром в Герате. Гульбеддин Хекматияр захватил авиабазу Шинданд. Авиацию в Кандагаре, Джелалабаде и Кундузе контролировали местные племенные групировки. В дальнейшем все группировки успели вдоволь повоевать друг с другом, деля власть и влияние в Афганистане.

Афганский Ан-32 без опознавательных знаков
Тот же борт N342, что и на заглавном фото. Закрашенные опознавательные знаки позволяют легко идентифицировать его как самолет использовавшийся для перевозки оружия из бывших советских республик Средней Азии в Афганистан в интересах “Северного альянса”.

Точное распределение афганских Ан-32 по группировкам моджахедов неизвестно. Очевидно, что определенная их часть досталась Раббани и Масуду соответвенно по месту базирования в Кабуле и Баграме, но наиболее активно они использовались авиацией генерала Дустума, который контролировал север страны с аэродромом Мазари-Шариф и большими запасами авиационного имущества и боезапаса.

Дустумовские Ан-32 поддерживали узбекскую группировку в Кабуле, совершая регулярные полеты между Кабулом и Мазари-Шарифом. 27 апреля 1993 года дустумовский Ан-32 попытался совершить вылет из Кабула в Мазари-Шариф, но был вынужден вернуться в Кабул из-за плохой погоды. Вечером, экипаж все же вылетел в Мазари-Шариф, попал в сложные метеоусловия, но все же приступил к снижению для посадки, после чего связь с самолетом прервалась. Через два дня обломки Ан-32 нашли на склоне горы около населенного пункта Ташкурган. Это стало одной из крупнейших авиакатастроф в истории Афганистана – погибло 76 человек, включая 5 членов экипажа. Среди погибших был командир транспортной авиации генерал Мохаммад эс Хак и 15 членов молодежной спортивной команды направлявшиеся для празднования годовщины падения просоветского режима.

Ан-32 N342 один из немногих выживших самолетов этого типа в Афганистане
Ан-32 N342 оказался одним из немногих самолетов этого типа, переживших “темные времена” в Афганистане.

Повоевав вместе с таджиками в Кабуле против Гульбеддина Хекматияра, генерал Дустум позже схлестнулся с Ахмад Шахом Масудом за город Кундуз, и в январе 1994 года заключил союз уже с Хекматияром против таджиков. В ходе этого противостояния был потерян еще один Ан-32 из состава ВВС генерала Дустума – 29 июня 1994 года в провинции Логар разбился самолет перевозивший 70 новобранцев из Мазари-Шарифа к линии фронта. При этой катастрофе Ан-32 выжило 20 человек.

Пока “старые моджахеды”, племена и “дважды герой ДРА” самозабвенно делили Афганистан при помощи временных союзов и боевых операций, в Пакистане возникло афганское движение Талибан, которое начало наводить решительный “исламский порядок” в Афганистане и весьма преуспело в этом деле к 1996 году. Преуспело настолько, что всем остальным пришлось объединиться в “Северный альянс”, чтобы хоть как-то отстоять свои вотчины от вскормленных пакистанской разведкой “исламских студентов”.

Один из транспортников "Северного альянса" - Ан-32 N353
Ан-32 N353 “Северного альянса” за работой. Файзабад.

Вечером 26 сентября 1996 года самолет Ан-32 №350 произвёл взлёт из Кабула с высокопоставленными чиновниками правительства Масуда, спасавшимися от входивших в город талибов. Куда лететь было неизвестно – нигде в Афганистане нельзя было приземлиться в темное время суток. Решили лететь в Узбекистан, в Термез. После препирательств с диспечером, из-за аварийного остатка топлива самолету дали посадку. Ан-32 интернировали и передали авиации генерала Дустума, самолет перегнали в Мазари-Шариф.

После захвата столицы талибами несколько уцелевших Ан-32 досталось им в кабульском аэропорту и вошли в Военно-воздушные силы учрежденного талибами Исламского Эмирата Афганистан. Противники Талибана в лице “Северного альянса” также имели некоторое количество таких машин (по неподтвержденным оценкам – 6 штук).

Ан-32 N353 с хорошо различимым опознавательным знаком
Еще одна фотография Ан-32 N353. Хорошо виден довольно неудачный опознавательный знак ВВС “Северного альянса” – белый круг с вписанным в него трехцветным треугольником. Похожий знак был у “дореволюционных” ВВС Афганистана, но там в треугольник был образован красным, зеленым и черным цветами. Северный альянс исключил из треугольника красный, третим цветом стал белый нижний сектор, отделенный от белого круга тонкой и почти незаметной линией. Это нижний сектор на фотографиях сливается с белым кругом и в результате классический афганский “треугольник” на знаке превратился в непонятно что.

19 мая 1997 года узбекский генерал Абдул Малик перешел на сторону талибов и они без боя заняли Мазари-Шариф. Однако, талибы так лихо начали наводить новые порядки на захваченных территориях, что уже 24 мая в Мазари Шарифе вспыхнуло восстание шиитов-хазарейцев и узбеков Абдул Малика против них – несколько тысяч талибов было перебито и город освобожден. Однако, при этом несколько экипажей самолетов бывших дустумовских ВВС сбежало к талибам. К этому времени ВВС Дустума были серьезно ослаблены боевыми потерями, авариями и дезертирством. Вскоре Дустум вернулся из эмиграции, снова собрал узбеков под свои знамена и разгромил Малика.

Афганский Ан-32 N281 в Мазари-Шарифе
Ан-32 N281 вставший на прикол около взлетки Мазари-Шарифа. Снимок был сделан в 2003 году с борта взлетающей ООН-вской Цессны. В чьих руках побывал самолет после падения режима Наджибулы – неизвестно. Как известно, многие годы Мазари-Шариф был вотчиной генерала Дустума, но мог принадлежать и “оккупантам”-талибам.

Информации о действиях транспортной авиации в этот период мало. Известно, что Ахмад Шах Масуд пользовался поддержкой Таджикистана, Дустум – соответственно – Узбекистана. Воздушный мост обеспечивали не только вертолеты Ми-8, но и транспортные самолеты. Как вспоминали служившие в Таджикистане российские пограничники: “Каждый вечер через пограничный Пяндж на Файзабад уходили “борты” без опознавательных знаков с оружием и боеприпасами. График их пролета через таджикско-афганскую границу держался в строгом секрете”.

21 августа 1997 года Ан-32 “Северного альянса” при посадке в Бамиане выкатился за пределы полосы и разрушился.

Обломки Ан-32 N352 разбившегося при посадке в Бамиане
Обломки Ан-32 в гражданской окраске и с военным номером 352 с необычным опознавательным знаком с голубым фоном. В блоге разместившем эту фотографию, говорится, что самолет был разбит при посадке на грунтовой полосе в Бамиане и принадлежал местной хазарейской группировке Hizb-e-Wahdat (входила в “Северный альянс”), точнее “авиакомпании Bamyan Air”. Использовался для перевозки руководства группировки. Из других источников известно, что Ан-32 “Северного альянса” снабжали эту труднодоступную провинцию вплоть до ее падения под ударами талибов в 1998 году. Очевидно, это именно тот самолет, что разбился в Бамиане 21 августа 1997 года.

13 января 1998 года талибский Ан-32 вылетел из Кандагара в Герат с личным составом исламистов на борту. Погода в Герате испортилась и экипаж решил лететь в пакистанскую Кветту, однако топлива самолету не хватило и он разбился в 110 км севернее Кветты. Погиб 51 человек.

Афганский Ан-32 N346 в Файзабаде
Принадлежащий “Северному альянсу” Ан-32 N346 в 1998 году в Файзабаде
Разбитый Ан-32 N346 в Файзабаде
Отлетался. Снимок невысокого качества и последняя цифра не читается четко, но судя по особенностям камуфляжа это тот же самый борт N346 в том же Файзабаде в 2001 году. Фото Сергея Андреева.

2 августа 1998 еще один талибский Ан-32 потерпел катастрофу столкнувшись с горой при заходе на посадку в Кундузе, при этом погибло 5 человек.

Но уже на следующий день, 3 августа, талибы захватили аэродром в Шибергане, главную базу ВВС Дустума. По их заявлениям – “оппозиция отступила и подожгла все свои самолеты на военной базе”. На самом деле сожгли не все – 7 боевых самолетов, несколько транспортных машин и два вертолета были эвакуированы в таджикский Куляб.

18 августа 1998 г. талибы прорвали оборону дустумовцев и во второй раз взяли Мазари-Шариф. На этом, фактически, история личных ВВС генерала Дустума и закончилась. В дальнейшем речь уже шла о “ВВС Северного альянса”.

Ан-32 N353 в Пакистане
Ан-32 N353 “Северного альянса” сфотографирован в Пакистане в 1998 году. У меня нет истории как он там оказался, но нельзя исключить, например, бегство или дезертирство – в том году талибы разгромили Дустума и его ВВС перестали существовать. Учитывая, что Пакистан целиком и полностью поддерживал талибов, это скорее всего было именно дезертирство. Противники талибов перелетали в Таджикистан, в Куляб.

Зафиксировано несколько случаев дезертирства экипажей самолетов и вертолетов на сторону Талибана. В частности, 29 сентября 1998 года полковник Муххамад Хан угнал принадлежащий “Северному альянсу” Ан-32 в Кабул, к талибам.

Два афганских Ан-32 - один взлетающий, второй разбитый
Этот снимок запечатлел сразу пару моджахедских Ан-32, один разбитый и один взлетающий. На хвосте разбитого Ан-32 заметна интересная особенность – круг стал не белым, а голубым, на нем теперь стал виден нижний белый сектор треугольника. Увы, номер не разглядеть и никакой информации о принадлежности самолетов нет. Вероятнее всего, снимок сделан в Шинданте, судя по раскуроченной тушке учебного Ил-28.

По итогам военной кампании 1998 года талибы овладели практически всей территорией Афганистана, за исключением одной провинции – вотчины Ахмад Шаха Масуда, выйдя на границу с среднеазиатскими республиками бывшего Советского Союза. Боевые действия на этом не закончились, но ситуация не менялась кардинально вплоть до американского вторжения в Афганистан в 2001 году.


Tags: АИ-20Д, Ан-32, Афганистан, ГП «Антонов», Россия, СССР, авиатехника, история, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 645
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments