Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Начало разработки в США МБР "Минитмэн"

Взято в журнале "Двигатель" № 1 (109) 2017 г.



Первые испытания в США ракет "Атлас" и "Титан-1" с ЖРД внушали тревогу руководителям американской ракетной прог­раммы относительно возможностей завершения испытаний в бли­жайшее время, да и вызывали сомнения перспективы таких ракет. В этих условиях обратили внимание на твердое топливо. Еще в 1956 году некоторые промышленные фирмы США начали актив­ные работы по созданию относительно больших твердотопливных двигателей.

В связи с этим в научно-исследовательском отделе Уп­равления ракет в Рэймо-Вулдриже была собрана группа специа­листов, в обязанности которым вменялись сбор и анализ данных по ходу исследований в области двигателей на твердом топливе. В эту группу направили полковника Эдварда Холла, бывшего ру­ководителя ракетной программы "Тор", снятого с должности по причине целого ряда неудач на испытаниях этой ракеты. Деятель­ный полковник, желая реабилитироваться, после глубокого изуче­ния материалов подготовил проект новой ракетной системы, су­ливший заманчивые перспективы в случае реализации. Проект руководству понравился и оно запросило у руководства 150 млн долларов на его разработку. Предлагаемая ракетная система получила шифр WS-133А и название "Минитмен”. Первоначаль­но было выделение только 50 млн для финансирования первого этапа, предусматривавшего в основном теоретические исследо­вания. В этом нет ничего удивительного. В то время в США среди военных руководителей высокого ранга и политиков было много сомневающихся относительно возможности быстрой реализации такого проекта, который больше базировался на оптимистичес­ких идеях, еще не проверенных на практике.

Получив отказ в полновесных ассигнованиях, Шривер развил бурную деятельность и в конце концов добился выделения в 1959 г. целых 184 млн долларов. Шривер не собирался рисковать с но­вой ракетой, как это было ранее, и сделал все, чтобы не повто­рить печального опыта. По его настоянию руководителем проек­та "Минитмен” назначили полковника Отто Глазера, зарекомен­довавшего себя к тому времени способным организатором, вхо­жим в научную среду и влиятельные круги военно-промышленно­го комплекса. Такой человек был очень необходим, так как одоб­рив создание новой ракетной системы, руководство Министер­ства обороны США поставило жесткие требования - выйти на летные испытания в конце 1960 года и обеспечить принятие на во­оружение системы в 1963 году.

Работы развернулись широким фронтом. Уже в июле 1958 г. утвердили состав фирм-разработчиков, а в октябре фирма "Бо­инг” была назначена головной по сборке, монтажу и испытаниям. В апреле-мае следующего года были осуществлены первые на­турные испытания ступеней ракеты. Чтобы ускорить их разработ­ку, было принято решение привлечь несколько фирм: фирма "Тио­кол кемикэл корпорейшн" разработала первую ступень, "Аэроджет дженерал корпорейшн” - вторую ступень, "Геркулес Паудер корпорейшн" - третью ступень. Все испытания ступеней прошли успешно.
В начале сентября этого же года сенат объявил программу создания ракетной системы "Минитмен” наивысшим националь­ным приоритетом, что повлекло дополнительное выделение на ее осуществление 899,7 млн долларов.

Но несмотря на все меры, начать летные испытания в конце 1960 года не удалось. Первый испытательный пуск МБР "Минитмен-1 А” состоялся 1 февраля 1961 года. И сразу удача. По этому поводу поднялась громкая шумиха. Газеты преподносили ракетную систему "Минитмен" как воплощение технического превосходства США. Утечка информа­ции не была случайной. Ее использовали как средство устраше­ния Советского Союза, отношения с которым у Соединенных Штатов Америки резко обострились, прежде всего, из-за Кубы.

Однако ещё до начала летных испытаний, стало ясно, что "Ми­нитмен-1 А" не сможет летать на дальность свыше 9500 км. Испыта­ния подтвердили это предположение. В октябре 1961 г. разработ­чики приступили к работам по усовершенствованию ракеты с
целью повышения дальности полета и мощности головной части. Позже эта модификация получила обозначение "Минитмен-1 В”.

В начале 1963 года закончились испытания МБР "Минитмен- 1 В” и в конце этого года она стала поступать на вооружение. К ию­лю 1965 года создание группировки из 650 ракет этого типа закон­чилось. Испытания ракеты "Минитмен-1" проводились на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг). Всего с учетом учебно-­боевых пусков было запущено 54 ракеты обоих модификаций.

Корпус двигателя первой ступени изготавливался из специ­альной высокопрочной стали. На его внутреннюю поверхность наносилось покрытие, обеспечивавшее связь корпуса с топлив­ным зарядом. Оно же служило теплозащитой и демпфером, ком­пенсировавшим изменение объема топлива при колебаниях тем­пературы заряда. Тяга на земле составляла 76 тс. Время работы - 60 секунд. Топливо смесевое, состоящие из перхлората аммония, сополимера полибутадиена, акриловой кислоты, эпоксидной смо­лы и порошкообразного алюминия. Сопловой блок двигателя М-55 состоял из четырех сопел, каждое из которых отклонялось пос­редством гидропривода в одной плоскости. Такая схема позволя­ла реализовать управление полетом в трех плоскостях.

Двигатель второй ступени имел корпус из титанового сплава. Заряд смесевого топлива на основе полиуретана заливался в корпус. Четыре поворотных сопла обеспечивали управление по­летом. РДТТ М-56 развивал тягу в вакууме 27 тс.

Двигатель третьей ступени тягой 18,7 тс имел корпус из стек­лопластика. Продолжительность его работы составляла около 65 секунд. Заряд топлива по составу был схож с зарядом РДТТ вто­рой ступени. Четыре поворотных сопла обеспечивали управле­ние по все углам. Кроме того, в корпусе РДТТ этой ступени име­лись четыре отверстия, прикрытые заглушками (сопла противотяги). Они открывались по команде системы управления, что позво­ляло варьировать дальность стрельбы.

Инерциальная система управления, построенная на базе ЭВМ последовательного типа, обеспечивала управление поле­том ракеты на активном участке траектории и точность стрельбы (КВО) 1,6 км. "Минитмен-1 А" несла моноблочную ядерную голов­ную часть Мк5 мощностью 0,5 Мт, которая нацеливалась на за­ранее определенную цель.

"Минитмен-1 В” оснащалась моноб­лочной ядерной ГЧ Мк11 мощностью 1 Мт. Перед стартом она могла быть нацелена на один из двух возможных объектов пора­жения. Ракеты хранились в шахтных пусковых установках и могли быть запущены через минуту после поступления команды.

Наличие на вооружении такой ракетной системы значитель­но повышало потенциал ядерных сил США, а также создавало ус­ловия для нанесения внезапного ядерного удара, что вызвало большую озабоченность у советского руководства.
Tags: США, мбр, ракетное оружие
Subscribe
promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 580
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment