Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Украинский прорыв: Безопасность и оборона



22 с половиной года независимая Украина жила в мире. И казалось, что так будет всегда. Однако 2014 год перевернул все наши представления. Война из возможной превратилась в реальную, враг — из условного в конкретного. И прорыв в вопросах безопасности и обороны стал насущным залогом выживания нации. Если оценивать изменения в секторе безопасности и обороны Украины, которые произошли за 29 лет независимости, а особенно за последние шесть лет, то можно констатировать: наше государство стало весомым элементом системы региональной безопасности в Европе.
1. СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
После распада СССР в 1991 году Украина получила большой обломок Советской Армии. В частности, на территории Украины дислоцировались три общевойсковые и три танковые армии, армейский корпус, четыре воздушные армии, одна армия противовоздушной обороны, ракетная армия, Черноморский флот, два узла системы предупреждения о ракетном нападении, другие военные формирования. Общая численность личного состава составляла более 800 тыс. военных, а на вооружении было 6,5 тыс. танков, 7 тыс. бронированных машин, 1,5 тыс. самолетов, 350 кораблей, 1272 единиц ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет.
В 1991 году Украина была ядерной державой, обладала третьим после США и РФ ядерным арсеналом. Его основу составляли 5 дивизий 43-й ракетной армии ВС СССР, на вооружении находились стратегические комплексы стационарного базирования в шахтах, мобильные ракетные комплексы. Всего на территории Украины распологалось 176 межконтинентальных баллистических ракет (130 межконтинентальных ракет РС-18 на жидком топливе с шестью ядерными боеголовками каждая и 46 ракет РС-22 на твердом топливе с десятью боеголовками) и около 2,5 тыс. единиц тактического ядерного оружия, а на вооружении Военно-воздушных сил в то время находилось 44 стратегических бомбардировщика (ТУ-95МС и ТУ-160) с боекомплектом до 500 крылатых ядерных ракет.
Таким образом, 29 лет назад Украина теоретически могла иметь одну из сильнейших армий мира и стать активным игроком на международной арене, претендуя на 3 место в мире по военной мощи.
2. НЕПОДЪЕМНОЕ БРЕМЯ
Однако на практике для молодой страны, ставшей на путь демократических преобразований, почти миллионная армия, которая на тот момент не могла считаться украинской, стала неподъемным бременем.
Кстати, для того, чтобы на период трансформации постсоветского монстра в национальные вооруженные силы иметь гарантию неприкосновенности страны, Верховная Рада Украины, которая тогда выступала драйвером создания украинского государства, была вынуждена даже создать параллельную военизированную структуру – Национальную гвардию Украины, одной из основных задач которой была "защита конституционного строя Украины, целостности ее территории от попыток изменить их насильственным путем".
К тому же, в мире не очень радовались возможности расширения ядерного клуба и появления нового мощного игрока на мировой арене. А у Российской Федерации, которая объявила себя правопреемницей СССР, были собственные планы на долю того, что получила Украина в наследство, в частности – на ряд стратегических военных компонентов и часть Черноморского флота. Следствием последнего, кстати, стало то, что вместо половины средств Черноморского флота при окончательном распределении в 1997 году Украине досталось лишь 18% его корабельного состава и 50% вооружений и военной техники.
3. ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ
Исходя из провозглашенных обязательств относительно безъядерного статуса (кстати, принцип безъядерности был закреплен уже в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года), Украина выбрала компромиссный и наиболее реальный в тех условиях путь обеспечения своей безопасности – путь ядерного разоружения. Концепция его раскрывалась в формуле: ядерное разоружение в обмен на совместный контроль за этим процессом, финансовую компенсацию и гарантии безопасности.
Закономерным результатом такой политики стало подписание 5 декабря 1994 года президентом Украины Леонидом Кучмой Будапештского меморандума о безъядерном статусе Украины. Согласно этому документу, президенты США, Великобритании и России, а в их лицах и возглавляемые ими страны, обещали уважать независимость, суверенитет и границы Украины; воздерживаться от угроз силой, не использовать никакого оружия против Украины, воздерживаться от экономического давления, не использовать ядерное оружие против Украины и добиваться от Совбеза ООН срочной помощи в случае, если Украина подвергнется военной агрессии. Эти гарантии и миф о действенности Будапештского меморандума были разрушены Россией уже через 20 лет, именно тогда, когда ее агенты сделали все для того, чтобы Украина окончательно потеряла унаследованный потенциал, не пополнив его своими разработками...
4. УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Строительство Вооруженных Сил Украины, которое началось очень активно и на первом этапе имело определенные успехи, растянулось на много лет. А в отдельные периоды, особенно после назначения на пост министра обороны людей с паспортами РФ в кармане (Дмитрий Саламатин и Павел Лебедев, например) этот процесс можно было охарактеризовать не как строительство, а скорее, как разрушение. Одним из основных содержаний реформ в Вооруженных силах Украины было сокращение, или оптимизация численности. И на начальном этапе становления украинского войска это было обусловлено не только желанием избавиться от лишнего количества вооружений и военной техники и оптимизировать количество личного состава в соответствии с возможностями бюджета по его содержанию, но и международными обязательствами.
5. ПОТЕРЯ ПОТЕНЦИАЛА
В середине июня 1992 года Верховная Рада Украины ратифицировала Договор об обычных вооруженных силах в Европе, которым определялись максимальные уровни вооружения и военной техники для Украины. На тот момент необходимо было сокращать имеющееся количество танков на 5300 единиц, боевых бронированных машин — на 2400 единиц, боевых самолетов — на 477 единиц.
Кстати, позже Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины, которая была создана для проведения расследования сведений относительно фактов хищения в Вооруженных Силах Украины и подрыва обороноспособности государства в период с 2004 по 2017 годы пришла к выводу, что "в результате присоединения Украины к этому договору начался неконтролируемый процесс распродажи военной техники и имущества Вооруженных Сил Украины с баз, складов и арсеналов, реализации техники за пределы Украины, а так же изъятия, передачи в аренду и продажи недвижимого имущества бывшего Министерства обороны СССР, что в свою очередь создало условия для постепенного системного снижения уровня боеспособности Вооруженных Сил Украины".
Реформы, которые проводились в украинской армии, скорее были похожи на упадок оборонного потенциала страны – постоянное сокращение численности личного состава и техники, хроническое недофинансирование, полная разбалансированность оборонного бюджета, отсутствие адекватной боевой подготовки, отсутствие должного оснащения войск современными или хотя бы модернизированными образцами техники и тому подобное. В то время в Украине было много разговоров о нецелесообразности иметь большие вооруженные силы, активно муссировалась идея нейтральности, затем внеблоковости, что в итоге и нашло свое отражение в указе президента-беглеца В. Януковича. Но говоря одно, забывали сказать о другом, что как раз нейтральное или внеблоковое государство наоборот должно иметь сильные вооруженные силы, мощный резерв и силы территориальной обороны.
В то время постоянно менялись доктринальные документы, с регулярностью недофинансировались и не выполнялись в полном объеме программы развития ВС Украины, реформирования оборонной промышленности, развития вооружения и военной техники. Кроме того, нормативно-правовая база страны не отвечала тем вызовам и угрозам, с которыми сталкивалась Украина, и в первую очередь с теми, которые генерировались РФ.
6. СОКРАЩЕНИЕ АРМИИ
Имеющийся объем финансирования оборонных нужд позволял ВС Украины лишь удержаться на плаву и постоянно сокращался – от 2,1% ВВП в 1992 году и до 1,11 ВВП в 2013 году. Оборонное планирование вошло в состояние так называемой "мертвой петли", как этот процесс охарактеризовал один из бывших министров обороны Украины, когда использование ограниченных ресурсов исключительно на содержание Вооруженных Сил не позволяло даже минимальное их развитие.
Вопрос боевой подготовки войск постепенно стал второстепенным. Содержание мероприятий учебной и боевой подготовки не соответствовало уровню потенциальных вызовов и угроз. Под конец 2013 года украинская армия дошла до того, что проводилась практика использования низкозатратных форм боевых учений, прежде всего на приказарменной учебной материальной базе. Масштабы практических мероприятий свелись к учениям по слаживанию подразделений в тактическом звене (преимущественно применялись такие, которые не превышали уровни "экипаж – отделение – взвод").
Если говорить об изменениях в структуре Министерства обороны, Генерального штаба, видов и родов войск, а также подходах к реализации боевой подготовки и заимствования международного опыта ведения боевых действий, то происходило это с переменным успехом, в зависимости от внешнеполитического курса государства. Как только страна сближалась с НАТО и двигалась на Запад - происходили реформы и некоторые изменения, отдалялась - откатывалась назад к анахронизмов советского периода.
В результате, на начало российской агрессии система управления и уровень обученности украинской армии не отвечали вызовам и угрозам безопасности. Отечественное войско де факто представляло собой нечто урезанное, дезорганизованное и постсоветское, не способное обеспечить эффективное выполнение поставленных на него задач.
7. МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ
Справедливости ради следует сказать, что все это время Вооруженные силы Украины активно приобщались к международной миротворческой деятельности и делали это в большинстве случаев качественно, служа примером для других стран и делая весомый вклад в повышение авторитета Украины на международной арене. Но полученный украинскими военнослужащими опыт участия в международных миссиях мало чем помог в становлении собственно украинской армии, потому что военные контингенты формировались на временной ротационной основе и полученный отдельными военнослужащими опыт распорошивался с их возвратом в родные подразделения, а в большинстве случаев - вообще терялся в связи с массовым увольнением миротворцев после их возвращения из миссий.
8. ЭКСПОРТ ОРУЖИЯ
Если говорить об оборонной промышленности, то это отдельная и довольно сложная тема, но пронизана той же логикой, которая диктовалась скорее из Кремля – не допустить становления оборонного потенциала Украины. Вместо того, чтобы развиваться с учетом потребностей собственных вооруженных сил и силовых структур в целом, оборонка была преимущественно экспортно-ориентированной, и в первую очередь существовала за счет воплощения желаний внешних потребителей. Новая или обновленная на отечественных предприятиях военная техника поступала в украинскую армию крайне редко и, чаще, в единичных экземплярах.
За постсоветский период (1992-2012) Украина вошла в группу ведущих мировых экспортеров оружия, однако этот потенциал больше базировался на продаже бывших в употреблении вооружений. Так, за это время на украинских предприятиях для поставок на экспорт были изготовлены 285 танков и 430 БТР (имеются заказы еще на 50 танков и пару сотен БТР). А вот из хранилищ ВС Украины за те же годы было продано за рубеж 1162 танка, 1221 ББМ (БРДМ, БМП, БТР), 529 артсистем, 134 боевых самолета, 112 боевых вертолетов, значительное количество средств ПВО.
Около 80% продукции - авиастроения, бронетанкостроения, кораблестроения, радиолокации и т.п. - шло на пользу покупателей из стран Африки, АТР, Ближнего востока, а также в РФ и страны ближнего зарубежья. В отдельные годы доля экспорта продукции оборонных предприятий достигала даже 95%. Большая доля продукции украинской оборонки шла в РФ, которая пыталась сохранить кооперационные связи, существовавшие со времен СССР, в интересах перевооружения собственных вооруженных сил, а также сохранения и расширения экспортного потенциала.
9. ВЛИЯНИЕ КРЕМЛЯ
В конце концов, после долгих попыток со стороны РФ заместить утраченные с появлением независимой Украины цепи производства, в Кремле была сделана ставка на восстановление полного контроля над украинской оборонной промышленностью. Не последнюю роль здесь сыграло создание надстройки, которая должна была взять под контроль все финансовые потоки украинских оборонных предприятий. Такой надстройкой стал созданный в 2010 году Государственный концерн «Укробронпром», его первым главой стал Дмитрий Саламатин, решимости в действиях которому добавлял паспорт гражданина РФ в кармане.
В итоге, когда возникла необходимость стать на защиту и оборону Украины от российской агрессии в 2014 году, к выполнению задач были готовы лишь отдельные части из состава Вооруженных сил Украины. Если бы не патриотизм граждан с их желанием защитить страну от агрессии и международная поддержка, то ситуация могла быть намного хуже.
10. РОССИЙСКАЯ АГРЕССИЯ
Российская агрессия против Украины стала катализатором значительных изменений в секторе безопасности и обороны страны, поделив историю его развития на период до и после 2014 года.
В 2014-2019 годах в сфере национальной безопасности и обороны Украины произошел ряд позитивных изменений, которые коснулись различных сторон деятельности Министерства обороны и Вооруженных сил страны, и в первую очередь системы управления.
11. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Так, на сегодня обновлены документы стратегического планирования. Принята новая редакция военной доктрины (2015), Стратегия национальной безопасности (2015), Стратегический оборонный бюллетень (2016), Концепция развития сектора безопасности и обороны (2016). Завершающим элементом процесса стратегического планирования стал Закон о национальной безопасности (2018). На законодательном уровне он закрепил евроатлантический курс развития страны, а также зафиксировал приоритеты развития сектора безопасности и обороны. Кроме того, были приняты отдельные ключевые документы, которые касаются развития Вооруженных Сил Украины, вооружения и военной техники и оборонно-промышленного комплекса страны. Значительная часть указанных документов уже обновляется с учетом потребностей и вызовов современности. Фактически Украина получила новую нормативно-правовую базу, позволяющую ей действовать, в том числе и силовым структурам, в условиях гибридной войны.
12. ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ
Претерпел существенные изменения и бюджет оборонного ведомства Украины. Начиная с 2014 года он начал понемногу расти. Если в 2014 Министерство получило 26,9 млрд грн (1,77% от ВВП), то в 2015 уже 49,3 млрд грн (2,67%), в 2016 - 58,02 млрд грн (2,57%), а в 2017 уже 72,12 млрд грн (2,53%). Показатели 2018-2019 годов стали рекордными - 94,92 и 103 млрд грн. соответственно. Финансирование сектора безопасности и обороны Украины в 2020 году вообще наибольшее за все годы независимости и составляет 246 млрд. грн., из которых 117,51 млрд. грн. (почти 5 млрд долл. США) получает оборонное ведомство.
13. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВОЙСКА
На сегодня изменена общая структура украинского войска: к трем видам ВС добавлены отдельные рода войск - Силы специальных операций и Высокомобильные десантные войска (в ноябре 2017 были переименованы в Десантно-штурмовые). Сформировано почти два десятка боевых бригад, новые полки и батальоны, а также части оперативного, боевого, тылового и технического обеспечения. Количество личного состава возросло с 165 тыс. в 2013 до 246,7 тыс. в 2020 году.
Также пришло осознание, хотя и не сразу, что существует острая необходимость в проведении более глубинных, системных изменений в организации управления войсками путем разделения полномочий между теми, кто готовит и обеспечивает деятельность вооруженных сил и теми, кто непосредственно задействован в выполнении боевых задач и реализации военных операций. Именно это должно стать ключевым фактором в процессе создания действительно боеспособной армии.
В 2020 году были разделены полномочия Главнокомандующего Вооруженных сил и Начальника Генерального штаба Вооруженных сил, а также произошло разграничение полномочий между органами военного управления, осуществляющими создание (развитие, подготовку, комплектование, обеспечение) и применение войск. В рамках адаптации системы управления к стандартам НАТО был создан ряд новых командований, в частности, Командование объединенных сил Вооруженных Сил Украины, Командование медицинских сил, Командование сил поддержки, Командование войск связи и кибернетической безопасности Вооруженных Сил Украины. Переход всех структур и органов военного управления оперативного звена на J-структуры должен завершиться до конца 2020 года.
14. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Численность мероприятий учебной и боевой подготовки в период 2014-2019 гг. также возросла. Количество батальонных (дивизионных) тактических учений увеличилось с 18 в 2014 до около 300 в 2018, ротных тактических учений - с 192 до около 800, летно-тактических учений эскадрилий - с 6 до 14. В 2018 году в целом значительно повышена интенсивность боевой подготовки воинских частей и подразделений Вооруженных Сил. В течение этого года было проведено более 6 тыс. основных мероприятий боевой подготовки, что на 20% больше по сравнению с предыдущим.
Военные уже готовятся в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке, понимая вызовы и угрозы, а также собственные силы и возможности. Основной целью подготовки уже является обеспечение проведения не только Операции объединенных сил на востоке Украины, но и подготовка сил и средств к оборонительной операции по отражению широкомасштабной агрессии со стороны РФ против Украины.
Если раньше мероприятия боевой подготовки были сориентированы на проведение оборонительных мероприятий, то в 2019 году впервые начали отрабатывать наступательные действия. По убеждению военных, армия должна уметь проводить и наступательные мероприятия в условиях современной маневренной войны. Кроме того, военные активно внедряют современные системы управления войсками, активное применение которых может поднять качество применения войск на новый уровень.
15. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Важным аспектом подготовки сил и средств к отражению вооруженной агрессии стала подготовка сил Территориальной обороны. В Украине создано 25 бригад территориальной обороны. Их задача состоит в том, что в пределах определенных районов и областей они будут осуществлять охрану важных государственных военных объектов. Они также будут бороться с диверсионно-разведывательными группами противника, незаконными вооруженными формированиями. То есть, эти части значительно разгрузят войска, обеспечат им надежный тыл и позволят выполнять основную задачу. В 2019 году впервые были проведены учения именно с бригадами территориальной обороны, на которых некоторые бригады были практически отмобилизованы. Такая работа продолжена и в 2020 году.
16. ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Оборонная промышленность тоже ожила, почувствовала свою необходимость и начала работать на удовлетворение внутренних проблем настолько, насколько она способна, и даже больше. Появился ряд новых игроков, а уже известные начали расширять спектр своей продукции. Частный сектор ОПК существенно вырос и фактически по количеству догнал государственный, а в последнее время даже перехватил инициативу по объему продукции и услуг. Так, если в 2015 г. в государственном оборонном заказе на предприятия со склада ГК «Укроборонпром» пришлось до 67%, а на другие компании с различной формой собственности, в том числе частные, около 33%, то в 2016 году этот показатель существенно изменился. Доля концерна уже составила 53,3%, а остальное - 47,7%. На сегодня этот показатель находится на уровне 50 на 50. Идеи в частном секторе внедряются гораздо динамичнее, чем в государственном.
Украинские оборонные предприятия практически полностью отказались от российских комплектующих. В начале украинско-российской войны только 55% компонентов для военной техники и оружия производилось в Украине, 10% импортировалось из западных стран, 35% - из РФ. На сегодня же уже около 70% компонентов изготавливается в Украине, а 30% - на Западе. В 2015-2017 гг. к программе импортозамещения привлечено 400 предприятий всех форм собственности по всей Украине, которые производят свыше 1700 замещенных узлов, агрегатов и комплектующих изделий. В частности, в бронетанковой отрасли выпускается уже около 87% деталей в Украине и только 13% - закупается у западных партнеров.
17. ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
За последние четыре года появился ряд новых образцов ВВТ, некоторые из которых уже поставляются в войска. Так, в стране появилась линейка разнообразных машин с колесной формулой 4х4: «Казак-2М», «БАРС-8», «Кугуар», «Спартан» «Тритон». Успешно применяются по назначению БПЛА А1-С «Фурия» «Spectator-M» PD-1 и «Валькирия» и др. Комплексов поставлено не много, однако главное, что ситуация в этом вопросе в войсках уже начала меняться. Кроме того, созданы комплексы борьбы с БПЛА «Анклав», «Облако» и др. Реализуются новые проекты по модернизации вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ-В. Предприятиями из состава ГК «Укроборонпром» разработан первый украинский боевой робот «Фантом», новая версия БТР-4 - БТР-4МВ1, РЛС 80К6Т и многое другое. В войска уже поставляются созданные во времена независимой Украины ПТРК «Стугна-П», автоматы «Вулкан», бронетранспортеры 8Х8 БТР-4 и БТР-3 и другие вооружения и техника. На сегодня реализуется три важных проекта, которые, по сути, станут оружием сдерживания - создание ракеты «Ольха» для системы на базе РСЗО «Смерч», крылатой ракеты «Нептун» и МФРК «Гром-2».
Сегодня Украина может самостоятельно обеспечить потребности армии на 40%, при том, что ранее этот показатель составлял 8-12%. Ситуация изменилась к лучшему, и во многом - благодаря частным компаниям.
18. МИНИСТЕРСТВО ПО ВОПРОСАМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ
Для того, чтобы оборонная промышленность Украины была максимально заточена под нужды обороны и безопасности страны, она сейчас нуждается в дальнейших реформах. И драйвером этих реформ должно стать Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности во главе с вице-премьер-министром, которое после длительных дискуссий все же было создано. Сегодня необходима оборонно-промышленная реформа, которая должна заложить основы для дальнейшего развития высокотехнологичных Вооруженных сил на основе имеющегося в Украине промышленного, технологического и интеллектуального потенциалов.
19. СТАНДАРТЫ НАТО
В целом усилия по внедрению реформ в секторе обороны и безопасности, а также постепенное ежегодное приближение страны к стандартам НАТО во всех сферах, которое осуществляется путем выполнения Годовых национальных программ сотрудничества Украина–НАТО, не остались не замеченными внешними игроками, и 12 июня 2020 года Североатлантический совет предоставил Украине статус партнера с расширенными возможностями (Enhanced Opportunities Partner, ЕОР). До этого такой статус имели лишь несколько стран, в частности Грузия, а также страны-члены ЕС Швеция и Финляндия. Этот статус является признанием вклада Украины в коллективную безопасность на континенте и в мире, подытоживает уже выполненный в Украине объем работы и свидетельствует о высоком доверии и уважении со стороны партнеров, которые в сложные времена не оставили нашу страну наедине с российским агрессором.
20. ИТОГИ
Путь становления сектора безопасности и обороны Украины был долгим, извилистым и не легким. Но приложенные за 29 лет усилия и необходимость с оружием в руках отстаивать Независимость и территориальную целостность страны способствовали тому, чтобы Вооруженные силы Украины превратились из обломка советского войска в современную вооруженную, экипированную, подготовленную и, что самое главное, мотивированную армию, которая знает цену неверных решений и поражений и ни при каких обстоятельствах их не повторит. Эта армия сегодня сдерживает численно превосходящего противника от расширения агрессии и готовится к тому, чтобы способствовать восстановлению территориальной целостности нашей страны. Претерпели позитивные изменения и другие составляющие сектора безопасности и обороны Украины. Сама же Украина превратилась из страны, которая когда-то не могла определиться с собственной ориентацией, в страну, которая с оптимизмом смотрит в будущее и стремится стать полноправным членом Европейского Союза и Североатлантического Альянса, достижение чего и хочется пожелать нашей стране накануне ее очередного Дня рождения!
Валерий Рябых, Defense Express. Специально для Укринформа
Фото: Укринформ, Олег Катков
Tags: ВСУ, МОУ, ООС, ОПК, Украина, банкротство, выборы, геноцид, финансы, цирковое училище, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 638
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal