Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Сколько частному инвестору будет стоить вход в украинскую космическую отрасль


Какой порог инвестиций и период окупаемости для условного Илона Маска в Украине?

50 лет назад украинские предприятия выполняли заказы для военных целей. А сейчас глобально задача и миссия космической отрасли изменились. Они стали более коммерческие и научно-направленные. Спутники покупают сельскохозяйственные концерны, чтобы следить за грунтами, севооборотом и урожайностью. Телекоммуникационные корпорации стратегически планируют покупку спутников на 3−5 лет вперед. Для всех этих коммерческих целей не особо нужны спутники и оборудование государственного производства.

Зачем космосу частные инвесторы

С приходом частного капитала в космическую отрасль само производство поменялось. Оно стало более технологичным: снизилась стоимость производства самой ракеты, спутника и их составляющих. Например, самый дешевый спутник стоит порядка 500 тыс. евро. Он небольшой и у него узкий спектр задач.

Кроме того, стали производить ракетные двигатели, которые экономно потребляют топливо. Все это сделало в том числе и сам запуск ракет-носителей дешевле.

Стоимость выхода в космос всегда считают по следующей формуле: сколько стоит запустить 1 кг полезного груза на орбиту. Этот показатель актуален для всех игроков космической отрасли, в том числе и Илона Маска. Так вот стоимость запуска одного килограмма полезного груза в космос радикально снизилась за последние годы.

Например, в компании SpaceX стоимость вывода на орбиту 1 кг полезного груза — порядка $12 тыс. И это в 2 раза дешевле, чем Америка и Россия отправляли грузы 10 лет назад.

Следует отметить, что цена подъема за 1 кг полезного груза — это индикативный показатель, который часто используется маркетологами для убеждения заказчиков в конкурентности ракеты-носителя. Обычно же заказчики оплачивают всю цену пуска, даже если не была использована полностью вся грузоподъемность ракеты-носителя. И в этом вопросе все зависит от гибкости и ценовой политики оператора, который предоставляет пусковые услуги и назначает цену. Средняя стоимость запуска ракеты-носителя — $60−80 млн. Спутника — $2−3 млн.

С точки зрения этой же стоимости вывода тонны полезного груза на орбиту, создание космодрома в Украине — экономически невыгодно. Наша широта не позволяет удешевить процесс запуска — чем дальше от экватора, тем больше сила притяжения. Соответственно, дороже запустить ракету-носитель. Да и потом, у нас нет инфраструктуры для создания космодрома.

Так, очевидно, что частный капитал может, а на западе уже делает, космос более высокотехнологичным за счет постоянного внедрения инноваций. Просто для примера: раньше порядка 20 человек могло работать над созданием одной какой-то детали для ракетного двигателя в течении 3−4 месяцев. А сейчас с помощью 3D-принтера, который стоит порядка 600 тыс евро, за 1 неделю можно сделать эту же деталь силами 2 операторов.

Не нужно забывать также, что частные инвесторы всегда привлекают в команду компетентных менеджеров и скрупулезно считают все издержки производства. Оставляя только те направления, которые приносят прибыль бизнесу.

Что сделано для запуска частного капитала в космос

В прошлом году Верховная Рада приняла закон 1071 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования космической деятельности».

Он, по сути, отменяет государственное лицензирование на ведение космической деятельности и обязательное получение разрешений в ГКА на переговоры с иностранными компаниями. Вместо обязательной регистрации вводится учет заключенных договоров. Но вот момент с учетом внешних контрактов и кто ответственен за это, так и не урегулирован.

Самый дешевый спутник стоит порядка 500 тыс. евро. Он небольшой и у него узкий спектр задач

Для контроля над экспортом существуют международные договоренности в космической сфере, в частности, договор о режиме контроля за ракетными технологиями, участницей которого является и Украина. Он ограничивает передачу ракетной техники, а также технологии ее создания государствам, которые не являются членами этого договора. Кроме того, контроль за экспортом товаров и технологий «двойного применения» регламентируется Вассенаарскими договоренностями. Если эти международные договоры нарушаются, то есть частный инвестор заключает сделку, с кем этого делать нельзя, то государственный департамент США может ввести санкции против нарушителя.

Как бы там ни было, но на законодательном уровне новый закон разрешает частному бизнесу заниматься разработкой, испытаниями и запуском ракет-носителей, спутников. А также управлять космическими аппаратами на околоземной орбите или в космическом пространстве и возвращать их на Землю.

На мой взгляд, самый оптимальный вариант партнерства с государственными космическими компаниями — это создание совместного предприятия под конкретное производство: будь-то двигателей, комплектующих для него или частей ракет-носителей.

Зайти в государственное предприятие, как стратегический инвестор, возможно на условиях корпоративного управления, когда условно 51% акций и решающее слово за государством. Поскольку есть заказы для военной сферы. И тут вопрос государственной тайны.

После вступления в силу закона, который, по сути, открыл космос для частных инвесторов, рынок понемногу начинает оживляться. Например, частная компания Firefly Aerospace работает в партнерстве с Южмашем. Они заключили договор на $15 млн на поставку от Южмаша двигателей для ракет носителей.

Как заинтересовать инвестора зайти в космос

Стратегических инвесторов космической отрасли не особо волнуют какие-то налоговые льготы. Они начнут более спокойно инвестировать деньги в украинские космические компании, понимая, что внутренний рынок достаточно сильный. То есть, государство заказывает спутники и ракеты для своих целей: как коммерческих, так и военных.

Для примера, за 2019 в портфеле заказов КБ «Южное», государственные составляли до 20%. Остальное — заказы с международного рынка. По большому счету, инвестор будет спокойно вкладывать в отрасль, если хотя бы 30% в портфеле предприятий будут госзаказы.

По разным аналитическим данным, космическая программа Украины должна получать от государства не менее 5 млрд грн в год. По последней информации, порядка 7 космических предприятий, которые подчиняются космическому агентству, являются конкурентоспособными и могут производить продукцию на мировой рынок. Все остальные — убыточны или на стадии ликвидации. На орбите нет наших спутников и мы вынуждены покупать информацию у других стран.

Нужно понимать, что если уж мы открыли космос для частного инвестора, то должны создавать благоприятный бизнес-климат в том числе и для стартапов, которые готовы участвовать в космических проектах небольшими инвестициями — порядка $50−100 тыс.

Как вариант, можно для них предлагать льготные условия, какие делают обычно в индустриальных парках: налоговые льготы, например, сниженный единого социального взноса с 22% до 10−12%. Это позволит привлекать в отрасль команду высококлассных специалистов. Ведь инженеров космической отрасли не так много сейчас осталось на рынке. Например, на Южмаше работает сегодня порядка 5 500 человек и на КБ «Южное» примерно столько же.

Еще один из вариантов налоговых льгот для космических предприятий — отмена на 5 лет налога на прибыль и импортных пошлин и НДС на ввозимое оборудование.

Не стоит также забывать, что частный инвестор, заходя в космическую отрасль, модернизирует производство. И зачастую львиная доля инвестиций уходит на закупку нового высокотехнологичного оборудования и его ввоз в страну. Так, например, те же 3D-принтеры стоят порядка 500 тыс. евро. И еще нужно заплатить около 100 тыс. евро НДС за их ввоз в Украину. Поэтому отмена НДС на ввоз могла бы стать также хорошим стимулом для активизации частных инвесторов.

NASA в Днепропетровской области

Говоря о стратегии развития отрасли, обсуждался план именно на Днепропетровщине создать аэрокосмический концерт по аналогии с NASA. Об этом мы говорили в марте этого года во время выездного заседания в Днепре Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития. По сути, в этот концерн должны войти предприятия космической и авиационной промышленности. И конечно же, должна быть изменена система корпоративного управления и стандартов работы таких предприятий.

Сейчас система подчинения директора госпредприятия многоуровневая. Из-за этого с точки зрения менеджмента система не очень гибкая: космические предприятия подчиняются государственному космическому агентству, а оно уже Минэкономики, то в свою очередь Кабмину. Авиаконцерны частично подчиняются Укроборонпрому.

Объединение же всей космической и авиационной промышленности изменит систему корпоративного управления и позволит выйти на прибыльные стратегические проекты. И это значительно ускорит сам процесс принятия решений в реализации экспортных проектов, что крайне важно в том числе и для частного инвестора.

Инвестор будет спокойно вкладывать в отрасль, если хотя бы 30% в портфеле предприятий будут госзаказы

Порог входа в космос и период окупаемости

В эту отрасль приходят, как правило, стратегические инвесторы, которые всерьез и надолго намерены зарабатывать в космосе. Самый минимальный порог входа для частного инвестора в эту отрасль — около $20−30 млн. Нужно понимать, что инвестору куда важнее сроки возврата на вложенные инвестиции. Космические проекты долгосрочные и дорогие. Соответственно, и планирование продаж здесь долгосрочное. Цикл производства одного спутника или ракетного двигателя от 6 до 24 месяцев. Так что период окупаемости среднего завода по производству каких-то агрегатов или частей двигателей ракет-носителей — приблизительно 5−7 лет. На самом деле это довольно быстрая окупаемость по европейским меркам. Не нужно забывать, что рентабельность самого продукта достаточно высокая. В среднем, на один вложенный доллар приходится порядка $5−6 прибыли.

Имеет смысл говорить об успешных совместных проектах с иностранными бизнесами, если на второй год работы инвестор сможет обеспечить тому же Южмашу $30−40 млн дополнительных продаж. Это не такие большие суммы для космоса — если грубо, это стоимость производства 4 крупных двигателей для ракет.

Если говорить о том же Южмаше и КБ Южном, то создавая совместное предприятие с такими «динозаврами» космической отрасли, инвестор может получить полный цикл производства ракет-носителей. И тут уже порог входа в полноценное производство законченного цикла может начинаться от $50−100 млн, чтобы быть конкурентными с другими странами, такими как Китай и Корея.

Tags: ВТС, ГКАУ, ГОЗ, КБЮ, Южный машиностроительный завод, выборы, коррупция, космос, финансы, цирковое училище, экономика
Subscribe

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 638
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments