Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Чего боится Путин

Люди в России и Беларуси устали от правящих над ними автократов, которые смотрят назад.

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть, как люди выходят на улицы, чтобы требовать своей свободы - и нет ничего более страшного для Диктаторов, когда им бросают вызов. Картина в сегодняшней Беларуси напоминает события 1989 года - люди собираются сотнями и тысячами после явно сфальсифицированных выборов, не обращая внимания на угрозу государственного насилия.

В российском городе Хабаровске тысячи людей выходят на марши неделя за неделей, протестуя против ареста местного губернатора и введения московского управления.

Владимир Путин потрясен. Почему бы еще Алексей Навальный, антикоррупционный крестоносец и самый популярный соперник Путина на президентство, лежал отравленным на больничной койке в Берлине?

Режимы, правящие страхом, живут в страхе. Они боятся, что однажды люди больше не будут терпеть их ложь, воровство и жестокость. Они пытаются опираться на пропаганду, преследование и покровительство. Но все больше выглядит так, будто у Путина заканчиваются уловки, как и у Александра Лукашенко, неприятного Путину союзника в Минске.

Вот почему, несмотря на отрицания Кремля, они вынуждены прибегать к шприцам и дубинкам. Когда протесты продолжаются, никто не может быть уверенным, что насилие со стороны государства способно защитить действующий режим.

Оба лидера пришли к власти, обещая избавление от хаоса после распада Советского Союза. Путин предложил гражданам сделку: в обмен на порядок и лучшую заработную плату, он просил держаться подальше от политики. Лукашенко обещал сохранение советского стиля жизни.

Путину повезло, что цены на нефть взлетели после того, как он пришел к власти. Простые россияне выиграли (хотя и не так сильно, как закадычные друзья режима). Путин построил мафиозное государство. Г-н Лукашенко – старомодную диктатуру. Они оба стремятся создать образ сильных лидеров через ручные СМИ - г-н Лукашенко снял про себя ролик, как он носится на вертолете и размахивает АК-47, чтобы предотвратить предполагаемый заговор Запада с целью его свержения.

Однако ни один из режимов не может подвергнуться реформированию. Они могут использовать государственное телевидение, чтобы провозгласить виртуальные перемены, но им становится трудно, когда дело доходит до реальных вещей.

Начнем с экономики. В Беларуси сохраняется версия экономического уклада старой советской системы. В поиске поддержки среди рабочих, Лукашенко приехал на государственный тракторный завод, словно какой-то новоявленный Ленин. Экспорт страны в основном состоит из поташа и нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, которую Беларусь получает со скидкой.

Россия отличается от Беларуси. Её экономика более открытая и менее монолитная. И все же главные ресурсы промышленности и финансов находятся в руках олигархов из доверенного круга Кремля. Таким образом, г-н Путин был не в состоянии организовать конкуренцию и динамизм, не разрушив при этом отношения, которые держат его у власти. Он не смог диверсифицировать зависимость страны от углеводородов, поэтому недавний двойной шок низких цен на нефть и COVID-19 пошатнули экономику. Ему нечего предложить в ответ на очередное затягивание поясов,  кроме национализма и ностальгии. Этот коктейль теряет свою силу.

Два десятилетия г-н Путин взывал к воображаемому прошлому - слава, изобилие и уверенность, которые были во времена советской и царской империй. Его режим - пионер дезинформации. Он изобрел фабрику троллей и создал медиа-среду, в которой, как сказал один комментатор, «все – неправда и все возможно». (Исходная фраза “nothing is true and everything is possible” – Редакция канала).

Сейчас усилия Путина выглядят жалко по сравнению с рядом видеороликов г-на Навального, чьи популярные видео на YouTube так же искусны, как и ролики режима, но резонируют с растущим разочарованием. Они также основаны на исчерпывающих исследованиях коррупции режима - а значит, основаны на реальности.

Помимо неспособности обеспечить экономическое и культурное обновление, и Путин, и Лукашенко не обеспечили преемника своим режимам. Г-н Лукашенко совсем недавно стал гонять своего 15-летнего сына в боевом снаряжении.

Путину тоже нелегко подготовить будущего правителя, чтобы он не расстроил фракции, которые должны его поддерживать. В этом году президент России попытался решить проблему, изменив конституцию, дабы позволить себе оставаться у власти до 2036 года, когда ему исполнится 84 года. Но это было признаком истощения.

Г-н Навальный, напротив, был занят организацией оппозиционного голосования на региональных выборах, которые состоятся 13 сентября. Возможно, его сняли со сцены, потому что если бы Россияу видела народное движение подобное белорусскому, он стал бы его наиболее вероятным лидером.

Отравление г-на Навального свидетельствует о том, что когда у авторитарных режимов кончаются идеи, они прибегают к насилию. Однако, та же Беларусь показывает каким тяжелым оружием является насилие. Лукашенко жестоко наказал за протесты путем ареста и пыток активитсов, но пока что только придал им смелости и еще больше подогрел их.

В воскресенье огромный масштаб протестов предотвратил угрозу применения силы против них. Возможно, он был готов убить сотни тысяч людей, но он не может позволить себе потерять верность своих сил безопасности.

Путин признает, что применение тупой силы против людей может вызвать дальнейшее негодование народа - вот почему Кремль в значительной степени оставил демонстрантов в Хабаровске не тронутыми в надежде, что они потеряют интерес. Абсолютно не важно откуда начнутся волнения, на Дальнем Востоке или где-нибудь еще, Путин столкнется с аналогичной дилеммой. Он может арестовать и запугать всю элиту, разумеется, большее количество людей контролировать труднее. Что со всем этим могут сделать другие страны?

Ответ прост - защита принципа прав человека. Германия правильно предложила убежище г-ну Навальному. Врачи Навального могут объяснить, что с ним сделали - и простые россияне этому поверят. Европейский Союз и США естественным образом отказались признать скандальные результаты выборов Лукашенко. Их отказ может быть раскручен пропагандистами в Минске и Москве как доказательство того, что протесты - это тайная операция Запада, однако люди на улице не верят в это.

Внешние силы должны предупредить Россию, что любое применение силы в Беларуси повлечет за собой суровые санкции. Путина и Лукашенко не отстранят по моральным, правовым или дипломатическим нормам, но если они прольют кровь, чтобы оставаться на своем посту, то должны быть последствия.

Как долго продержатся эти два унылых режима – мы можем только гадать. Отсталые автократии могут держаться годами, ведь не только Путин и Лукашенко приходили к власти и обещали возвращение в воображаемую эпоху утраченной славы. Однако все заканчивается предсказуемо. Сначала это кажется приятным, но в конечном итоге люди, по словам одного белорусского протестующего, «устают от них». И тогда диктаторам следует бояться.

The Economist AUGUST 29TH–SEPTEMBER 4TH 2020

https://www.economist.com/leaders/2020/08/29/russians-and-belarusians-are-tired-of-backwards-looking-autocrats

Tags: Белоруссия, ЕС, Россия, США, выборы, информвойна, конфликт, переворот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 671
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?record_id=957736&player=new&player_template_id=3869 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal