Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Системные нарушения правил и непрофессионализм экипажа Ан-26Ш - 6 главных причин катастрофы

Расследование причин авиакатастрофы Ан-26Ш под Харьковом завершено. Фото: Facebook/ Алексей Кучер

Главными причинами авиакатастрофы Ан-26Ш, которая произошла 25 сентября в Харьковской области и унесла жизни 26 человек, были системные нарушения правил полетов в университете и недостаточный профессионализм экипажа.



Об этом рассказал глава комиссии, вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский во время заседания Кабмина в среду, 28 октября.



Примечание: За 5 лет с 2012 по 2016 было семь инцидентов из-за отказа системы ПРТ на Ан-26. До 2012 тоже были, но реже, но там и интенсивность полетов была низкая. И только треть в воздухе, а остальные на земле. Основная масса отказов при рулении на МРД, на пробеге или перед взлетом. На борту №76 было 5 инцидентов (3 на левом, 2 на правом).


Вот один из примеров:


Июль 2013 (время 21.30). Экипаж: курсант, б/к, инструктор п/п-к, 3 клас. Вывозной полет по кругу.
Під час виконання зльоту на висоті 100 м після прибирання шасі екіпаж помітив падіння тиску ИКМ правого двигуна до 65 кг/см2 (при нормі 91-94 кг/см2) з загоранням лампи «ИМ-24 ЗАТОРМОЖЕН» та одночасним уходом стрілки вольтметра до 2,6 В, при цьому зменшився тиск палива до 42 кг/см2 (при нормі ≤65 кг/см2), витрата палива зменшилась до 520 кг/год (при нормі 731 -20+10 кг/год ) та зменшилась Твг до 440оС (при нормі ≤525о С), командир екіпажа доповів КрП, встановив РУД правого двигуна в положення 63о по УПРТ, систему ПРТ правого двигуна було вимкнуто, лампа «ИМ-24 ЗАТОРМОЖЕН» згасла, стрілка вольтметра положення вала ИМ-24 впала до 0 В, параметри двигуна не змінилися, при повторному увімкненні системи ПРТ відмова підтвердилась, лампа «ИМ-24 ЗАТОРМОЖЕН» загорілась, стрілка вольтметра встановилась в положення 2,6 В, систему ПРТ правого двигуна було вимкнуто. На висоті кола був запущений двигун РУ19А-300. До торкання ЗПС показання приладів правого двигуна були в нормі відповідно з встановленним режимом РУД по УПРТ. При виконанні пробігу та знятті гвинтів з упору екіпаж помітив різке падіння обертів правого двигуна до 86% (при нормі 103-105%), двигун був вимкнений, руління виконувалося на лівому двигуні. Посадка без наслідків.
ПРИЧИНА: відмова блока УРТ-24А сер.4.


А вот похож на наш случай:


Май 2014 (12.30). кипаж: курсант, б/к, инструктор п/п-к, 2 клас. Вывозной полет по кругу.
Під час виконання віражу бортовий технік літака помітив падіння ИКМ правого двигуна з 60 кг/см2 до 35 кг/см2 та загорання лампи «ИМ-24 ЗАТОРМОЖЕН» та одночасним уходом стрілки вольтметра до 2.4В, командир екіпажа доповів КрП, встановив РУД правого двигуна в положення 23о по УПРТ, систему ПРТ правого двигуна було вимкнуто, потім ввімкнено відмова підтвердилась. На висоті кола був запущений двигун РУ19А-300. Виконали захід та посадку без наслідків.
ПРИЧИНА: відмова блока УРТ-24А сер.4.

"Первым опасным фактором, именно который спровоцировал событие, что в дальнейшем привело к катастрофе самолета, стал отказ системы ПРТ-24 из системы управления левого двигателя, что в 20 часов 36 минут 5 секунд повлекло возникновение особой ситуации", - сказал он.

Так, причинами авиакатастрофы по результатам расследования правительственной комиссией стали:


  • Взлет конвейером (выполнялся 6 полет подряд);

  • отказ системы управления двигателя;

  • нарушение плановой таблицы полетов;

  • системные нарушения правил выполнения полетов;

  • недостаточная профессиональная подготовка экипажа во время ЧП.

По словам Уруского, правительственная комиссия подготовила ряд предложений с целью недопущения подобных авиационных катастроф в будущем.

"Также все материалы, наработанные правительственной комиссией, будут переданы в правоохранительные органы, которые продолжают на сегодня осуществлять следственные действия с целью установления непосредственных виновных в этой страшной трагедии, и направления материалов в суд для установления виновных", - добавил вице-премьер.

Напомним, в авиакатастрофе самолета Ан-26Ш погибли 26 курсантов. Один человек, который находился на борту в тот день, выжил.

Как мы сообщали ранее комиссия выявила наличие грубых нарушений, как в исполнении полетных заданий, так и в организации полетов в целом.

***

К возникновению катастрофы военного самолета Ан-26Ш, которая произошла 25 сентября в Харьковской области, привели шесть факторов.

Об этом  28 октября на заседании Кабмина заявил вице-премьер-министр - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский.

"Согласно плановой таблице полеты 25 сентября 2020 на аэродроме Чугуев начались в 16:00 по схеме "день с переходом в ночь". Для выполнения запланированных полетов экипаж под управление майора Кишени выполнил взлет в 18:50, предполагалось 8 полетов с окончанием в 22:50. В 20:35 самолет выполнил пятую посадку. Вместо обруливания и смены членов экипажа, командир экипажа майор Кишеня выполнил шестой взлет по конвееру, что означает - посадка и взлет выполняются без остановки самолета на посадочной полосе.

Катастрофа самолета Ан-26 произошла в 20:44:49 25 сентября 2020 в результате действия группы опасных факторов. Первым опасным фактором, который спровоцировал события, приведшие в дальнейшем к катастрофе самолета, стал отказ системы управления ПРТ-24 левого двигателя, что в 20:36:05 привело к возникновению особой ситуации", - сказал Уруский.

По его словам, после перехода в горизонтальный полет экипажем не была выравнена тяга левого и правого двигателей, что стало вторым опасным фактором, повлиявшим на развитие особой ситуации.

"Выпуск экипажем закрылков на этапе захода на посадку в положение 38 градусов был третьим опасным фактором. Несвоевременный перевод самолета на снижение и ошибка в построении траектории снижения ... было четвертым опасным фактором. Учитывая дополнительную тягу левого двигателя, направленную на полукрыло, и выпущенные на 38 градусов закрылки, несимметричное увеличение тяги правого двигателя привело к чрезвычайно сложной полетной ситуации.

Искусственное создание несимметричности тяги силовой установки было пятым опасным фактором, который существенно ухудшил условия полета. С 20:44:05 на борту самолета возникает и развивается аварийная ситуация. Неустранение скольжения является шестым опасным фактором, обусловившим переход в 20:44:32 аварийной ситуации в катастрофическую ", - сообщил он.

В то же время Уруский заявил, что причиной, способствовавшей возникновению такой ситуации стала общепринятая в университете практика выполнения на самолете Ан-26 "взлетов конвейером", на которых, из-за быстротечности процесса, экипаж не смог идентифицировать отказ техники и своевременно прекратить взлет.

Также причиной является практика постоянного преувеличения установленного одновременного количества и смешивания экипажей курсантов-штурманов и курсантов-пилотов на борту самолета, нарушения плановой таблицы полетов, пребывание на в шестом полете на борту самолета лиц, которые не были предусмотрены таблицей полетов и не прекращение руководством этих нарушений.

"Главные причины катастрофы. Отсутствие действенного контроля над организацией и контролем полетов со стороны должностных лиц Харьковского национального университета Воздушных сил им.Ивана Кожедуба, системные нарушения правил выполнения полетов в Харьковском национальном университете Воздушных сил им.Ивана Кожедуба, недостаточно профессиональная подготовка экипажа относительно действий в особых ситуациях, осуществления всестороннего анализа характера локального отказа авиационной техники с моделированием правильных и слаженных действий для недопущения перерастания особой ситуации в катастрофическую", - сказал Уруский.

По словам Уруского, правительственная комиссия подготовила ряд предложений с целью недопущения подобных авиационных катастроф в будущем. "Также все материалы, наработанные правительственной комиссией, будут переданы в правоохранительные органы, которые продолжают на сегодня осуществлять следственные действия с целью установления непосредственных виновных в этой страшной трагедии, и направления материалов в суд для установления виновных", - сказал вице-премьер.

Как сообщалось, 25 сентября около 20:50 на автодорогу Киев–Харьков-Должанский, неподалеку от Чугуева упал самолет Ан-26ш. Авиакатастрофа произошла во время плановых учебных полетов, когда самолет осуществлял посадку на аэродроме воинской части в Чугуеве. На борту находилось 27 человек (20 курсантов и семь офицеров Харьковского университета Воздушных сил ВС Украины им.Кожедуба). 25 человек погибли на месте, два курсанта были госпитализированы. Утром 26 сентября один из госпитализированных скончался в больнице.

***

Ан-26 разбился под Чугуевым в конце сентября
Ан-26 разбился под Чугуевым в конце сентября

Сегодня Кабмин официально назвал причины крушения Ан-26 в Харьковской области.

Это трагическое событие случилось чуть более месяца назад. Погибли почти все, кто был на борту - 26 человек, большинство из них курсанты-летчики. Чудом спасся лишь один из них.

Разбирались, к чему в итоге пришло следствие и кто понесет ответственность за трагедию.

Пять причин падения Ан-26

Сегодня на заседании правительства представили отчет о причинах крушения самолета. Его зачитывал вице-премьер Олег Уруский, который после дал брифинг в Кабмине.

"Хотел бы акцентировать внимание: непосредственная причина катастрофы - потеря скорости перед посадкой на прямой, которая привела к сваливанию", - объяснил чиновник.

Далее он назвал еще пять причин, которые вызвали такой исход.


  1. Экипаж не смог идентифицировать отказ авиационной техники и своевременно прекратить полет. Это, по мнению Уруского, было вызвано практикой взлета "конвейером" - то есть без остановки самолета (сели и сразу пошли на взлет). То есть было элементарно мало времени для диагностики.

  2. Отказ системы предельного регулирования температуры ПРТ-24 левого двигателя.

  3. Общепринятая практика увеличения количества и смешивания членов экипажа курсантов-штурманов и курсантов-пилотов.

    "Причиной является практика постоянного преувеличения установленного одновременного количества и смешивания экипажей курсантов-штурманов и курсантов-пилотов на борту самолета, нарушения плановой таблицы полетов, пребывание на в шестом полете на борту самолета лиц, которые не были предусмотрены таблицей полетов и не прекращение руководством этих нарушений", - пояснил Уруский.

  4. Нарушение плановой таблицы полетов, пребывание в шестом полете людей, которые не должны были быть на борту.

  5. Непрекращение нарушений руководителем полетов на аэродроме, руководителем зоны посадки и помощником руководителя полетов.

Но почему произошли нарушения, перечисленные в последних трех пунктах?

Уруский заявил, что отсутствие контроля по организации и выполнению полетов - это недосмотр работников Харьковского авиауниверситета имени Кожедуба. По его словам, имели место "системные нарушения правил выполнения полетов в этом университете; недостаточно профессиональная подготовка экипажа".

Также вице-премьер прокомметировал историю с ремонтом самолета, который проходил накануне. "Справедливо ли это было - установит следствие", - только и сказал Уруский.

Как произошла авария

Вице-премьер описал хронологию трагедии.

"Согласно плановой таблице полеты 25 сентября 2020 на аэродроме Чугуев начались в 16:00 по схеме "день с переходом в ночь". Для выполнения запланированных полетов экипаж под управление майора Кишени выполнил взлет в 18:50, предполагалось 8 полетов с окончанием в 22:50. В 20:35 самолет выполнил пятую посадку. Вместо обруливания и смены членов экипажа, командир экипажа майор Кишеня выполнил шестой взлет по конвееру, что означает - посадка и взлет выполняются без остановки самолета на посадочной полосе.

Катастрофа самолета Ан-26 произошла в 20:44:49 25 сентября 2020 в результате действия группы опасных факторов. Первым опасным фактором, который спровоцировал события, приведшие в дальнейшем к катастрофе самолета, стал отказ системы управления ПРТ-24 левого двигателя, что в 20:36:05 привело к возникновению особой ситуации", - сказал Уруский.

По его словам, после перехода в горизонтальный полет экипажем не была выравнена тяга левого и правого двигателей, что стало вторым опасным фактором, повлиявшим на развитие особой ситуации.

"Выпуск экипажем закрылков на этапе захода на посадку в положение 38 градусов был третьим опасным фактором. Несвоевременный перевод самолета на снижение и ошибка в построении траектории снижения ... было четвертым опасным фактором. Учитывая дополнительную тягу левого двигателя, направленную на полукрыло, и выпущенные на 38 градусов закрылки, несимметричное увеличение тяги правого двигателя привело к чрезвычайно сложной полетной ситуации.

Искусственное создание несимметричности тяги силовой установки было пятым опасным фактором, который существенно ухудшил условия полета. С 20:44:05 на борту самолета возникает и развивается аварийная ситуация. Неустранение скольжения является шестым опасным фактором, обусловившим переход в 20:44:32 аварийной ситуации в катастрофическую ", - резюмировал вице-премьер.

Повторил анализ летчика-испытателя

Все, что перечислил вице-премьер, в целом совпадает с тем, о чем несколько недель назад рассказывала "Страна".

В начале октября в нашем распоряжении оказался анализ крушения самолета, который подготовил летчик-испытатель ГП "Антонов" Александр Пахольченко. Его выводы шли вразрез с первыми официальными заявлениями о том, что двигатель у Ан-26 был исправен, а экипаж хорошо обучен.

Согласно сведениям Пахольченко, самолет с курсантами рухнул не только из-за отказа двигателя, но и по ряду организационных причин. Среди них:


  • отсутствие квалифицированной помощи экипажу со стороны управления полетами.

  • летчик-инструктор не должен сам пилотировать борт, когда идет взлет-посадка "конвейером". Поэтому, считает Пахольченко, пилот пропустил сигнал о падении давления в левом двигателе. И не смог вовремя прекратить взлет.

  • слабые знания личного состава по основам эксплуатации самолета, непонимание принципов работы двигателя и практической аэродинамики. Именно поэтому экипаж не смог посадить самолет на одном двигателе, допустив ряд серьезных ошибок, которые привели к заваливанию Ан-26 на левое крыло. И в итоге - к крушению.

Если сравнить с тем, о чем выше сказал Олег Уруский, то сюда можно добавить "нарушение плановой таблицы полетов, пребывание в шестом полете людей, которых не должно было находиться на борту".

В "Антонове" тогда подтвердили подлинность анализа Пахольченко, но назвали его неофициальным. Однако, как видим, в реальности совпало практически все, о чем в своей экспертизе говорил испытатель "Антонова".


Кто понесет ответственность за крушение?

Помимо погибшего экипажа, с которого уже ничего не спросишь, Уруский в своем заявлении возложил основную вину на руководство полетами - а именно трех чиновников: руководителя полетов и его помощника, а также начальника зоны посадки.

Судя по сказанному, их вина в том, что они позволяли взлетать "конвейером" смешанным экипажам. А также не проинструктировали экипаж, как выровнять самолет уже после того, как стало известно о поломке двигателя.

Отметим, что в докладе летчика Пахольченко тоже говорилось о вине вуза - от плохого обучения до неправильного руководства полетами. Документу этому почти месяц. Но пока об уголовных делах против тех или иных лиц, управлявших полетом Ан-26, ничего не известно.

То есть пока у нас есть трагедия, но нет виноватых. Впрочем, Олег Уруский пообещал, что материалы экспертизы теперь направятся в следствие.

"Все материалы, наработанные правительственной комиссией, будут переданы в правоохранительные органы, которые продолжают на сегодня осуществлять следственные действия с целью установления непосредственных виновных в этой страшной трагедии, и направления материалов в суд для установления виновных", - сказал вице-премьер.

Второй вопрос - это почему все-таки отказал двигатель, который проходил техобслуживание накануне летом.

На это Уруский ответил, что "следствие идет". Однако дойдет ли оно куда-либо - неизвестно. Ведь именно государство, вопреки регламенту эксплуатации самолета, за все годы независимости так и не выделило средства на его капитальный ремонт.

Последний такой ремонт разменявший пятый десяток лет борт проходил еще в советское время. По регламенту там уже должны были заменить двигатель. Но вместо этого их "обслуживали".

То есть проблема упирается в то, что государство завалило авиационную отрасль. И отнюдь не заказами.

Tags: Ан-26Ш, ВС ВСУ, КМУ, катастрофа, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 645
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal