Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Беспилотники в карабахском конфликте


Bayraktar TB2


В ходе произошедшего текущей осенью серьезного обострения армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха обеими сторонами широко применялись беспилотные авиационные системы (БЛА). Системы БЛА задействовались Азербайджаном и Арменией и ранее, однако именно в ходе последних действий высокая интенсивность применения систем БЛА вывела беспилотники на первый план



БЛА в Азербайджане


Еще в 2000-х гг. Вооруженные силы Азербайджана не имели на вооружении беспилотных систем. На уровне военного ведомства страны в те годы была сделана верная оценка перспективности данного направления. Решение о целесообразности оснащения армии беспилотной техникой нашло поддержку политического руководства страны и в итоге вылилось в реализацию весьма масштабной программы по закупкам систем БЛА различного класса за рубежом и организации их лицензионного производства внутри страны.


Orbiter 3

Азербайджан не имел собственных разработок в области систем БЛА и не мог рассчитывать на собственные силы в части производства. Однако финансовые возможности, базировавшиеся на выгодной конъюнктуре цен на поставляемые страной на экспорт энергоносители, обеспечивали возможность приобретения интересующих систем за рубежом. Основным поставщиком беспилотных систем в страну стал Израиль, занимающий лидирующие позиции в части создания решений в области систем БЛА в мире.


В декабре 2008 г. министр оборонной промышленности Азербайджана Явер Джамалов в интервью местному телевидению заявил, что возглавляемое им министерство намерено расширить перечень выпуска военной продукции, в том числе начать производство собственных беспилотных летательных аппаратов, не сообщив, однако, о каких именно летательных аппаратах идет речь.


Позднее выяснилось, что одними из первых беспилотных систем, закупленных Азербайджаном, стали мини-БЛА Orbiter 2 и БЛА тактического класса Aerostar разработки израильской компании Aeronautics Defence Systems (сейчас — Aeronautics Group). Первый из беспилотников представляет собой легкий аппарат, созданный по схеме «летающее крыло» с максимальной взлётной массой 9.5 кг. БЛА используется для видовой разведки. Он может выполнять полеты продолжительностью до 3–3.5 ч., действуя в радиусе до 15 км. В качестве целевой нагрузки на БЛА размещается оптикоэлектронная система наблюдения компании Controp. Второй из упомянутых БЛА — Aerostar — представляет собой аппарат взлетной массой до 220 кг с высоко расположенным крылом размахом 8.5 м. Оснащаемый двигателем внутреннего сгорания БЛА способен находиться в воздухе до 12 ч. Беспилотник может выполнять задачи не только разведки и наблюдения, но и целеуказания. Радиус действия БЛА доходит до 250 км.


Контракт на поставку 16 БЛА Orbiter и 16 БЛА Aerostar был, согласно имеющимся данным, заключен в 2008 г., а сама поставка осуществлена в 2010 г. Предложение компании Aeronautics в ходе конкурса обошло таких конкурентов, как турецкие TAI, Baykar Makina и Global Teknik. В 2009 г. между Израилем и Азербайджаном было подписано межправительственное соглашение о строительстве завода по производству систем БЛА в Азербайджане. Сборочное производство начало работу с 2011 г. на базе компании Azad Systems.


Позднее Азербайджаном были приобретены беспилотные системы более новой модификации — Orbiter 3. Аппарат представлял собой более тяжелую модель, созданный в развитие предыдущей версии. Аппарат выполнен по схеме «утка», размах крыла составляет уже 3.6 м, а взлетная масса — 20 кг. Он способен оставаться в воздухе до 6–8 ч., неся на борту полезную нагрузку массой до 3 кг. В качестве таковой используется более совершенная оптикоэлектронная система, включающая не только функции наблюдения, но и подсветку целей, благодаря лазерному целеуказателю. 5 апреля 2016 г. на кадрах, распространенных армянской стороной, были показаны горящие фрагменты еще одного беспилотного летательного аппарата малого класса. По уцелевшим фрагментам носовой части БЛА он может быть идентифицирован как Orbiter 3. Каким числом БЛА обладают азербайджанские военные не известно, как не известно и то, поставлялись ли эти БЛА напрямую из Израиля, или собирались на территории Азербайджана.



Blue Bird Aero Systems Thunder B


Закупались и системы иных производителей. Некоторые из закупок не афишировались. Это, например, касается разработанного компанией Blue Bird Aero Systems БЛА Thunder B, который близок по размерности БЛА Orbiter 3. Беспилотный летательный аппарат взлетной массой до 28 кг построен по классической самолетной схеме с V-образным хвостовым оперением и толкающим винтом. БЛА имеет рекордный для своего класса показатель по продолжительности полета — 25.5 ч. В качестве полезной нагрузки может использоваться оптикоэлектронная система наблюдения T-STAMP израильской компании Controp. Одним из первых свидетельств применения азербайджанскими военными беспилотных летательных аппаратов стали кадры, показанные 2 апреля 2016 г. военным ведомством НКР.


В тактическом классе в 2008 г. было подписано соглашение с компанией Elbit Systems. У этой компании был приобретен БЛА тактического класса Hermes 450. Из ближайших соседей, такие БЛА эксплуатировались Грузией и применялись ею, в частности, в ходе кампании против Абхазии и Южной Осетии в том же 2008 г. 550-килограммовый беспилотный аппарат создан по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом и V-образным хвостовым оперением. Максимальная продолжительность полета БЛА в базовой модификации составляет 17 ч., а радиус действия — 200 км. По имеющимся данным, Азербайджаном было закуплено не менее 10 беспилотных аппаратов этой модели. Известно, что «Гермесы» использовались Азербайджаном в проводимых операциях еще в начале текущего десятилетия.


Нельзя не отметить, что Азербайджан нередко приобретал близкие по характеристикам системы различных разработчиков. Так, помимо Hermes 450 страной были закуплены практически аналогичные им БЛА Searcher MkII у концерна Israel Aerospace Industries (IAI). Searcher построен по двухбалочной схеме, взлетная масса достигает 436 кг. Беспилотник может выполнять полеты продолжительностью до 15–18 ч. в зависимости от нагрузки. Он обеспечивает видовую разведку, наблюдение и целеуказание на дальностях до 250 км от наземной станции управления. Такие же системы под наименованием «Форпост» эксплуатируются российскими военными. По имеющимся данным, Азербайджаном было приобретено не менее 5 единиц.


Похожее дублирование наблюдается и в MALE-классе, где также присутствуют близкие по размерности системы разработки компаний IAI и Elbit. Heron 1, как и его «младший брат» Searcher, выполнен по двухбалочной схеме. Аппарат имеет взлетную массу 1150 кг. БЛА может выполнять полеты длительностью до 46 ч на высотах до 9150 м. Радиус действия составляет 300 км при передаче данных по каналу прямой видимости и может быть практически неограниченным при применении спутникового канала. Для выполнения поставленных задач БЛА оборудован оптикоэлектронной системой MOSP с системой передачи данных в реальном времени, а также РЛС с синтезированной апертурой. Согласно имеющимся данным, контракт на приобретение партии из 16 БЛА Heron 1 был заключен с компанией IAI в 2012 г. с поставкой заказанных систем по 4 БЛА в течение последующих 4 лет. По информации азербайджанских СМИ, уже по состоянию на 2015 г. в стране имелось 15 БЛА Heron. БЛА, по некоторым данным, базировались на аэродроме Сангачалы.


Elbit Systems Hermes 450

Hermes 900, созданный компанией Elbit в развитие модели Hermes 450, представляет собой вдвое более тяжелый аппарат аналогичной схемы. БЛА способен барражировать на высоте до 9.1 тыс. м в течение 36 ч. В состав полезной нагрузки могут входить многоканальная оптико-электронная система наблюдения и РЛС с синтезированной апертурой. В 2017 г. Азербайджан продемонстрировал наличие у него ряда систем вооружения и военной техники, среди которых был в том числе БЛА Hermes 900. На тот момент Азербайджан обладал по крайней мере двумя такими системами.


Нет информации о том, что поставленные Азербайджану израильские системы БЛА способны нести оружие. Возможно, для компенсации этого недостатка страной был приобретен разведывательно-ударный БЛА Bayraktar TB 2, являющийся также единственным БЛА в распоряжении азербайджанских военных, который разработан не израильской, а турецкой компанией. Созданный совместно компаниями Baykar Makina и Kale Group 650-килограммовый БЛА двухбалочной схемы способен выполнять полеты продолжительностью до суток, неся до 150 кг полезной нагрузки, в качестве которой могут использоваться 4 управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением, либо корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы Roketsan MAM-C, MAM-L. Количество имеющихся в распоряжении азербайджанских военных систем Bayraktar TB2 неизвестно. Судя по всему, они недавно поступили в вооруженные силы Азербайджана. По крайней мере, информация о решении приобрести эти беспилотники появилась только в мае 2020 г. Малый срок, наравне с информацией об активном их применении в военной кампании текущего года, дали повод к предположениям о том, что эти БЛА могли находиться под управлением турецких специалистов.


Отдельный сегмент беспилотных аппаратов в арсенале азербайджанских военных представляют барражирующие боеприпасы, или БЛА-«камикадзе». Одними из первых Азербайджаном были закуплены барражирующие боеприпасы системы Harop разработки концерна IAI. Летательный аппарат выполнен по схеме «утка» с развитым высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Его взлетная масса составляет 135 кг, включая боевую часть массой 23 кг. Harop способен совершать полеты продолжительностью до 6 ч., преодолевая расстояние свыше 1000 км. Системы Harop применялись азербайджанской стороной с 2016 г. Так, по сообщениям, распространенным армянской стороной, один из таких аппаратов уничтожил автобус, в котором ехали добровольцы. Всего компанией IAI было поставлено в Азербайджан не менее 50 единиц Harop.


Еще одним барражирующим боеприпасом, используемыми азербайджанскими военными являлся Orbiter 1K. Созданный на основе легкого БЛА Orbiter-2, аппарат обеспечивает возможность ведения наблюдения в заданном районе, обнаружения цели, ее сопровождения и поражения в любое время суток. Продолжительность барражирования составляет около 2–3 ч., а радиус действия — до 100 км. Для этого помимо штатной оптикоэлектронной системы наблюдения в корпус БЛА интегрирована осколочно-фугасная боевая часть массой около 2.2 кг. Поставка велась в рамках нескольких контрактов. Один из контрактов стоимостью в 20 млн долл., ставший известным благодаря скандалу, был подписан в 2016 г. и подразумевал сборку в Азербайджане этих систем под местным названием Zərbə-K. По имеющимся данным, в страну должны были быть поставлены 100 барражирующих боеприпасов.


Нишу между этими двумя системами занимает созданный компанией Elbit Systems барражирующий боеприпас SkyStriker. Аппарат нормальной аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом имеет взлетную массу 35 кг. При этом от 5 до 10 кг приходится на интегрированную модульную боевую часть. Максимальная продолжительность полета может достигать 2 ч. О приобретении Азербайджаном этой системы стало известно в 2019 г. По некоторым данным, эти барражирующие боеприпасы закупались Азербайджаном «в готовом виде». При этом их общее количество, по некоторым оценкам, составляет порядка 50–100 единиц.

БЛА в Армении


БПА Крунк 25-1 на военном параде в Ереване (2016)


В Армении также предпринимают определенные усилия по оснащению вооруженных сил страны беспилотными авиационными системами. Ограниченные финансовые возможности республики не позволяют сделать этот процесс столь же активным, как в Азербайджане и сужают область возможных решений. Так, имеющиеся ограничения позволили вооруженным силам страны за последние годы получить только системы тактического класса, что, разумеется, ограничивает возможности армянских военных.


Помимо этого, указанные условия определяют ориентацию Министерства обороны Армении на недорогие, главным образом местные разработки. Основной организацией, ответственной за работы по этой тематике в республике является Военно-авиационный институт им. маршала А. Ханперянца. Для этого в вузе действуют лаборатории физики, вычислительной техники, а также электро- и радиотехники.


Одной из основных систем, используемых Вооружёнными силами Армении, является БЛА «Крунк-25-1». Впервые он был показан в 2011 г. во время военного парада в честь 20-летия восстановления независимости Республики Армения. Аппарат выполнен по двухбалочной схеме с высоко расположенным крылом. Максимальная взлетная масса БЛА — 60 кг. Беспилотник может находиться в воздухе до 210 минут и действует в радиусе до 100 км. Вооруженные силы Республики Армения получают беспилотники семейства «Крунк» с начала прошлого десятилетия.


БЛА «X-55»



Чуть уступает ему по размерности 30-килограммовый БЛА X-55M. Аппарат самолетного типа внешне весьма похож на российский БЛА «Птеро», на основе которого, вероятно, и был он создан. БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 1.5 ч., неся на борту до 5 кг полезной нагрузки. Дальность действия при правлении по радиоканалу достигает 50 км. Сообщалось, что к настоящему времени проведена его модернизация с увеличением характеристик. Так, продолжительность полета обновленного варианта, получившего наименование «АРМИ-55М», по информации разработчиков, доведена до 4 ч. Была обновлена и бортовая радиоэлектронная начинка, что позволило повысить радиус действия до 100 км. В июне 2018 г. один из таких БЛА был, по утверждениям азербайджанской стороны, был сбит над их территорией.


Также на вооружении армянских военных находятся малоразмерные БЛА «Базе». Аппарат имеет взлетную массу до 5.5 кг и размах крыла около 2.8 м, он может нести до 1.5 кг полезной нагрузки. Это портативное средство разведки и наблюдения используется в подразделениях низшего звена. По информации разработчиков, беспилотник может находиться в воздухе около 1 ч., радиус действия — 30 км.


Уделяется внимание и барражирующим боеприпасам. Так, на дистанциях до 8 км возможно применение одноразового квадрокоптера «Бзез» с 4.6-киллограмовой боевой частью. Работы по созданию системы велись частной компанией UAVLab с начала 2010-х гг., однако первоначально не получили поддержки. Интерес к тематике появился после «четырёхдневной войны» в Нагорном Карабахе в 2016 г.


Итоги


Существующее положение дел в области беспилотной техники в Азербайджане и Армении было наглядно продемонстрировано боевыми действиями текущей осенью. В Вооруженных силах Азербайджанской республики за прошедшие 12 лет создан существенный флот беспилотных летательных аппаратов различного класса, начиная от «мини» до имеющим ударные возможности MALE. Вооруженные силы Республики Армения существенно отстают от Азербайджана в сфере систем БЛА как в количественном, так и в качественном плане.


Что касается систем БЛА, то их применение, несмотря на высокую интенсивность, не отличалось новизной. Вместе с тем беспилотники в очередной раз продемонстрировали свои лучшие качества, включая способность решения задач разведки, наблюдения и отчасти поражения целей без потерь личного состава с собственной стороны и зачастую с лучшим соотношением эффективность/стоимость, что в том числе было использовано в целях пропаганды.
В дальнейшем стороны конфликта, вероятно, извлекут выводы из полученного опыта. Для Азербайджана этот вывод, вероятнее всего, будет состоять в выработке более взвешенной политики в части закупок беспилотных систем для формирования более оптимального парка, а также в разработке тактических приемов их использования, в том числе в связке с другими средствами вооружения и военной техники.


Для Армении основным выводом может стать недооценка роли беспилотных систем, включая барражирующие боеприпасы, как в некотором роде асимметричного средства противостояния с более сильным с технической точки зрения противником и перераспределение приоритетов для финансирования работ как по разработке беспилотной техники, так и по ее закупке. Кроме того, очевидным образом обозначился вопрос о необходимости наличия средств борьбы с БЛА.


Для третьих стран конфликт в Карабахе станет аргументом для того, чтобы инициировать новые или интенсифицировать имеющиеся работы по оснащению собственных войск беспилотной техникой. Для стран, производящих системы БЛА, этот всплеск интереса приведет к росту заказов на их разработки на мировом рынке, в особенности для Израиля и Турции.

Денис Федутинов

Главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация»




Tags: Азербайджан, Армения, БЛА, ВТС, Израиль, Турция, конфликт, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 658
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments