Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Немецкий стальной шлем между Первой и Второй

Немецкий стальной шлем прочно вошел в мировую массовую культуру - его подобия носят байкеры по всему миру, им защищает свою голову один из самых известных кинозлодеев.

Для отечественного читателя две мировые войны кажутся совершенно разными событиями, но для современников это далеко не так. Ведь Первую и Вторую мировые войны разделяет совсем небольшой временной отрезок, поэтому рассказ о немецком шлеме (как и любой части униформы или обмундирования, и не только немецкой) был бы неполным без истории касок Первой мировой.

Известный художник в Пикельхельме

Отцом знаменитого немецкого Штальхельма времен Второй мировой стал шлем М16 ,который появился в период жестоких боев Первой мировой. Великую войну Германия, как и остальные мировые державы, начала без стальной каски. Немецкий пехотинец 14-го года носил Пикельхельм - кожаную каску, которая отвечала представлениям о прекрасном своего времени, но в условиях современной войны могла защитить лишь от комов грязи.

К слову, запасы кожи в Германии во время Первой мировой быстро истощались, поэтому в 1915 году Пикельхельмы начали делать из тонкого стального листа, а после прекращения импорта из Южной Америки их стали изготавливать из бумаги и даже прессованных картофельных очисток и кожуры тыкв.

Стадии изготовления немецкого шлема из листа до готовой каски

Знаменитый немецкий стальной шлем появился благодаря стараниям двух людей - преподавателя Технического института Ганновера Фридриха Шверда и хирурга Огаста Бира. Из их наблюдений следовало, что самые тяжелые травмы бойцы на фронте получают не от пуль, а из-за осколков, размер которых зачастую не превышал вишневой кости (на основе опыта доктора Бира, из каждых 100 ранений головы более 80% приходилось на артиллерийский огонь). Впрочем, подобный вывод сделали не только они, а вот оригинальную форму, которая в итоге была признана образцовой не только в Германии, придумали именно Шверд и Бир.

М 16 с налобной пластиной

Их детищем стал M16* (сноска, расшифровка названия - модель 1916 года) - шлем из никелевой стали цилиндрической формы с назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Особенностью M16 стали "рожки" - вентиляционные люверсы, которые служили и для крепления налобной пластины (именно из-за этих "рожек" и родился миф о немецких "рогатых" касках). К слову, налобные пластины достойно показали себя при испытаниях на полигоне, однако в бою они приводили к тяжелейшим травмам - у солдат просто ломались шеи при попадании пули или осколков. Поэтому налобные пластины так и не получили широкого применения на фронте.

М16 изготавливался в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и ограниченно 70) и весил от 0,98 кг до 1,4 кг (в зависимости от размера). За время Первой мировой было выпущено около 7 миллионов "рогатых" шлемов.

Во время Первой мировой и после нее M16 пережила несколько модификаций. Например, появился шлем M33, который так и не поступил в боевые части, а использовался в гражданских службах - полиции и пожарных (более того, их можно встретить даже у современных немецких спасателей).

М 16

Шлемы M16 оставались в строю на протяжении всего периода существования Веймарской республики и в первые годы Третьего рейха до разработки более легкого шлема летом 1935 года. Руку к их созданию приложил уже знакомый нам Фридрих Шверд, трудившийся над М16. С каски пропали "рожки", вентиляционные отверстия проштамповывались по сторонам шлема дополнительным уплотнительным кольцом (люверсами).

Кроме того, уменьшился вес шлема, каска получила более округлую и сглаженную форму, а также новый подшлемник M31 с алюминиевым обручем.

Шлем M35 часто использовался в немецкой пропаганде и стал в массовой культуре неотъемлемой частью "костюма" арийского солдата.

Пример окраса шлема в полевых условиях

M35 изготавливались размеров 60, 62, 64, 66, 68 и 70. При этот самыми массовыми были каски 64 и 66 размера. Самые редкие размеры - 60 и 70, последний встречается особенно редко. Вес шлема - от 0,9 кг до 1,2 кг.

Шлемы окрашивались в разные цвета - от черного до яблочно-зеленого. Кроме того, существовал так называемый фронтовой окрас. Так, немецкие каски никогда не выпускались в белом цвете, поэтому немецкие солдаты, например, в боях на Восточном фронте сами красили свои каски белым. В ход шли любые доступные материалы, в том числе известь. К этой категории относятся и фронтовые камуфляжные каски.

М33 на службе немецких спасателей

С правой стороны на шлем наносился национальный щит (кроме СС), а с левой - серебряный орел Вермахта (для флота – золотой орел, для Люфтваффе - парящий орел, для СС - партийный щиток). Впрочем, на фронте многие солдаты закрашивали демаскировавшие их декали.

Китайцы в касках М35

Конечно, история немецких шлемов не закачивается на M35, каска постоянно адаптировалась для нужд фронта. О переменах, правилах ношения, мнении ветеранов и мифах мы расскажем в дальнейших публикациях.

Коллекция автора

М35 (SS)

Пример фальца и подшлемника

Tags: Вторая мировая война, Германия, Первая мировая, СИБЗ, история
Subscribe

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 645
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments