Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Операция «Страна Чудес»




В годы Великой Отечественной войны одной из важнейших транспортных магистралей СССР был Северный морской путь. В статье я хочу рассказать о провалившейся попытке немцев перерезать эту магистраль в ходе операции "Страна чудес".


Также в рамках операции "Вундерланд" немецкие подводные лодки:
- 27.071943 г. U-601 (Петер-Оттмар Грау) атаковала советскую полярную станцию в Белушьей губе (Новая Земля), артогнём уничтожили 2 гидросамолёта, 3 дома и 2 склада;
- 25 августа 1942 г. U-255 (Райнхард Реке) артогнём уничтожила советскую полярную станцию на мысе Желания (Новая Земля);
- 6 сентября 1942 г. U-251 (Хайнрих Тимм) атаковала советскую полярную станцию на острове Уединения (Новая Земля), артогнём уничтожила дом зимовщиков и продовольственный склад.
Кроме того, та же U-255 19 августа 1942 г. оборудовала опорный пункт заправки гидросамолётов-разведчиков на берегу в 60 км от мыса Желания (Новая Земля); лодки также занимались ледовой и метеоразведкой, выставляли минные заграждения проливах.


"Зеленый случай"


Перед нападением на СССР немецкое командование обратило особое внимание на советскую Арктику. В августе 1940 г. была осуществлена удачная разведывательная операция "Зеленый случай".


Под видом грузового корабля крейсер "Комет" вошел в советский пролив Маточкин Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря. Крейсером командовал капитан Эссен, которому эти районы были хорошо знакомы по Первой мировой войне.
Немцы объяснили, что "заблудились" при поиске прохода в Атлантику и попросили помощи. СССР и Германия были связаны союзным договором, поэтому Сталин приказал помочь "друзьям". Немецкий крейсер был включен в одну из арктических экспедиций и благополучно проведен в Тихий океан через весь Северный морской путь. Секретная операция принесла немцам важные сведения о советских арктических коммуникациях.


ЭОН-18 в "стране чудес"


С самого начала нападения на СССР командование Кригсмарине (ВМФ Германии) обдумывало возможные действия против советской арктической магистрали. К середине 1942 г. был составлен план операции.


В середине июля 1942 г. началась советская Экспедиция особого назначения (ЭОН-18). Из Владивостока вышел конвой транспортных судов со стратегическим грузом, доставленным в рамках ленд-лиза из США. Охрану конвоя обеспечивали три корабля: лидер эскадренных миноносцев "Баку", эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". Конечным пунктом экспедиции был порт Полярный.


В начале августа к немцам поступили японские разведданные о продвижении крупного советского конвоя через Берингов пролив. Спустя две недели воздушная разведка доложила об еще одном конвое, вышедшем из Архангельска в восточном направлении.


Предположительно оба конвоя должны были к двадцатым числам августа войти в пролив Вилькицкого, соединяющий Карское море с морем Лаптевых. Операция по их уничтожению была названа "Вундерланд" ("Страна чудес"). В дополнительные задачи операции входил удар по советским портам в Арктике.


Главная роль в операции отводилась тяжелому немецкому крейсеру "Адмирал Шеер", которым командовал капитан 1-го ранга В. Меендсен-Болькен. Вместе с ним на задание отправлялось пять подводных лодок. Забегая вперед, хочу заметить, что подлодки патрулировали в разных районах и непосредственного участия в действиях крейсера не принимали.


Тут стоит добавить, что немецкого флота банально "не хватало" для решения всех стратегических задач. Именно по этой причине, Гитлер отменил высадку на Британские острова, и операцию "Морской Лев".



​​Пароход вместо конвоя


16 августа "Адмирал Шеер" покинул норвежский порт Нарвик и вскоре вышел в Карское море. На его борту находился гидросамолет "Арадо", ежедневно совершавший разведывательные вылеты. 24 августа разведчик заметили советские полярники, однако командование флота фактически проигнорировало их важное сообщение.


21 августа "Арадо" засек цель, находящуюся на расстоянии в 60 миль. Немцы ошибочно приняли за ЭОС-18 "3-й арктический конвой", направлявшийся на восток. Капитан крейсера приказал двигаться к проливу Вилькицкого, где должна была состояться атака.


Преследование конвоя значительно осложнялось обилием льдов и густыми туманами, поэтому огромная роль возлагалась на разведывательный самолет. На беду немцев, 25 августа при заходе на посадку "Арадо" потерпел крушение. Это лишало Меендсена-Болькена надежды выследить конвой и заставило его "переключиться" на второстепенные задачи.
Вскоре на "Адмирале Шеере" заметили пароход "Алексей Сибиряков", перевозивший груз на Северную Землю.


Крейсер поднял флаг США и, скрывая силуэт корабля, устремился прямо на советское судно. Сигнальным прожектором немцы передали сообщение, требуя остановиться и доложить о своем курсе.


Командиром "Алексея Сибирякова" был старший лейтенант А. А. Качарава. Капитан заподозрил неладное и открытым текстом сообщил в Диксон о странной встрече в пути. Немцы перехватили текст и незамедлительно открыли огонь.


Сражение было явно неравное. Приведу для сравнения вооружение двух кораблей:


"Адмирал Шеер": шесть 283-мм орудий главного калибра и восемь 150-мм вспомогательного;
"Алексей Сибиряков": два 76-мм и два 45-мм орудия.


Убедившись в значительном превосходстве врага, Качарава отдал приказ открыть ответный огонь, установить дымовую завесу и попытаться уйти. Весь бой занял около двадцати минут. От нескольких прямых попаданий на пароходе начался пожар. Экипаж отстреливался до последнего, так и не спустив флаг. В плен попало около двадцати человек. Все остальные погибли.


"Адмирал Шеер" вновь попытался войти в пролив Вилькицкого, но был остановлен труднопроходимыми льдами. Оставаться на чужой территории становилось опасно, ведь советскому командованию уже было известно о присутствии в Карском море хорошо вооруженного корабля противника.





Попытка захвата Диксона


Из перехваченного с потопленного "Алексея Сибирякова" сообщения было ясно, что в Диксоне расположен командный центр. Капитан немецкого крейсера решил атаковать этот порт. В случае успеха он планировал высадить десант для захвата важных сведений.


Советское командование тоже готовилось к планируемому нападению. 26 августа в Диксоне причалили: ледокольный пароход "Дежнев" (переклассифицированный в сторожевой корабль СКР-19) и судно гражданского флота "Революционер" с незначительным вооружением. На берегу имелось два 152-мм орудия батареи №569 под командованием лейтенанта Н. Н. Корнякова.


"Дежнев" был вооружен в два раза лучше "Алексея Сибирякова" (четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия), но также не имел шансов в бою с тяжелым немецким крейсером.


27 августа около часу ночи "Адмирал Шеер" был замечен на Диксоне. Далее я хочу привести некоторые записи о бое из вахтенного журнала СКР-19:


« 1 час 37,5 минуты. – Линкор открыл огонь.
1 час 41 минута. – Прямое попадание в район третьего и четвертого трюмов… Отмечено попадание по линкору в районе фок-мачты…
1 час 45 минут. – Продолжаем вести огонь. Имеются попадания в районе спардека, ботдека и много осколочных по левому борту…
1 час 48 минут. – Линкор прекратил обстрел…
3 часа 00 минут. – Отбой боевой тревоги. »
Данные взяты мной из книги: Доценко В. Д. Морские битвы России: XVIII–XX веков. – Спб., 2002.


Исход короткого сражения было не трудно предугадать. СКР-19 после нескольких точных попаданий немецкого крейсера вышел из боя и был посажен экипажем на мель. Потери убитыми и ранеными составили около 30 человек. "Революционер", на котором начался пожар, был также выведен из строя.


Диксон спасли два орудия береговой батареи, ведущие непрерывный огонь по вражескому кораблю. "Адмиралу Шееру" не удалось засечь ее расположение. Крейсер обогнул остров, подвергнув обстрелу береговые строения. О высадке десанта не могло быть и речи. Прекратив стрельбу около 3 часов ночи, крейсер покинул район и 30 августа вернулся в Норвик.


Результаты операции


Результаты операции совершенно не соответствовали планам немецкого командования. "Адмиралу Шееру" даже не удалось "встретиться" с каким-нибудь советским конвоем. Крейсером был потоплен лишь "Алексей Серебряков". За несколько дней были отремонтированы и вновь введены в строй СКР-19 и "Революционер". Разрушения на берегу были также быстро устранены. 1 сентября порт Диксон вернулся к нормальной работе.


Немногим отличились и задействованные в операции подлодки. Одна (U-209) почти полностью уничтожила невооруженный караван из пяти кораблей НКВД (включая баржу с заключенными), другая (U-601) пустила на дно пароход "Куйбышев".
В сентябре немцы планировали провести в этом же районе операцию "Двойной удар" с привлечением двух тяжелых крейсеров. Однако провал "Страны чудес" заставил их "забыть" об этом намерении.





Tags: Арктика, Великая Отечественная Война, Германия, СССР, США, авиатехника, история, кораблестроение, подлодка, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 618
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments