Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Информация Группы экспертов ООН по Южному Судану о незаконных поставках оружия в Юж. Судан



VI. Закупки оружия

109. В соответствии с пунктом 12(c) резолюции 2290 (2016) Группа продолжала расследования поставок, продажи и передачи вооружений и относящихся к ним материальных средств лицам и организациям, действия которых подрывают осуществление Соглашения об урегулировании конфликта в Республике Южный Судан или которые участвуют в совершении актов, нарушающих нормы международного права прав человека или международного гуманитарного права.

110. Как отмечалось в предыдущих докладах Группы, преобладают доказательства того, что руководство в Джубе продолжает закупать оружие для НОАС, Службы национальной безопасности и других связанных с ними сил и ополчений. Имеется информация, в основном в виде свидетельских показаний, о закупках оружия для различных групп оппозиции, однако, как следует из анализа собранной информации, эти поставки ограничиваются сравнительно небольшим числом легких вооружений и боеприпасов к ним.

111. Широкий географический охват и разнообразие операций, описанных в разделе III, подтверждают замечания Группы, которые она изложила в докладах, представленных в сентябре и ноябре 2016 года, о том, что руководство в Джубе занималось масштабным пополнением запасов материальных средств своих сил перед ныне ведущимся наступлением, приуроченным к сухому сезону. Это наступление характеризуется значительной материально-технической подготовкой и, особенно в случаях нападений в Вау-Шиллуке и Юае, описанных в разделе III, обстоятельным планированием и серьезной координацией.

112. Оружие продолжает поступать в Южный Судан из различных источников, причем во многих случаях поставки координируются с соседними странами. Сообщения из независимых источников указывают на то, что основными пунктами ввоза оружия остаются районы на границах между Южным Суданом, Суданом и Угандой159, а кроме того, имеется ряд неподтвержденных сообщений о менее крупных партиях оружия, ввозимых в Южный Судан из Демократической Республики Конго160. Кроме того, постоянно поступают сообщения и звучат публичные обвинения, касающиеся поставок оружия силам, связанным с руководством в Джубе, из других стран, прежде всего Египта.

159 Конфиденциальные беседы с международными экспертами по оружию, февраль и март 2017 года.
160 Беседа с конфиденциальным источником, февраль 2017 года.
161 Официальная переписка Группы с правительством Египта, 7 сентября 2016 года.
162 Соответствующие документы приводятся в докладе Группы, представленном в сентябре 2016 года (S/2016/793).
163 В распоряжении Группы имеются документы, которые были представлены лицами, непосредственно знакомыми с этой сделкой, и которые подтверждают эти заявления. Эти документы приобщены к материалам Группы.

A. Египет

113. Как сообщается в докладе Группы, представленном в сентябре 2016 года (S/2016/793), Группе удалось получить подписанный в мае 2015 года контракт между НОАС и компанией Egypt and Middle East for Development на поставку бронированных автомобилей «Пантера». Количество автомобилей и их технические характеристики в договоре не указаны, но заявленная стоимость контракта составляет 7 187 500 долл. США. Компания, которая должна была поставить автомобили, зарегистрирована в Египте и базируется в Каире161. Группа установила, что одно из лиц, связанных с этой компанией, имеет обширные связи с руководством НОАС. Этот человек рассказал Группе о своих связях и подтвердил, что в 2015 году он организовал в Ливане встречу для делегации южносуданских офицеров, подчиняющихся Малонгу. Более подробно об этой встрече рассказывается в разделе C ниже162. Два источника, непосредственно знакомых с ситуацией, представили Группе дополнительную справочную информацию об этой сделке, и эта информация дает основания предполагать, что контракт, возможно, не был выполнен.

114. Эти источники заявили, что контракт был прикрытием для хищения денег. По их словам, под предлогом финансирования закупки оружия офицеры НОАС, подчиняющиеся Малонгу, вывезли в Египет наличность и передали ее неустановленным сообщникам в Каире163. На состоявшейся в январе 2017 года в Каире встрече с конфиденциальным источником, причастным к этим сделкам, Группа получила документы, касающиеся закупки крупной партии оружия Службой национальной безопасности Южного Судана у компании, базирующейся на Сейшельских Островах (см. раздел F). Группа продолжает расследовать эти сделки.

115. Роль Египта в конфликте в Южном Судане, и в частности предполагаемая поставка оружия руководству в Джубе, часто становилась источником напряженности в регионе в отчетный период. Например, президент Судана в феврале 2017 года заявил средствам массовой информации: «У нас есть данные разведки, согласно которым они [Египет] поддерживали правительство Южного Судана и продолжают снабжать его оружием и боеприпасами»164. Согласно информации, предоставленной Группе на условиях конфиденциальности различными источниками, в том числе высокопоставленными сотрудниками южносуданских вооруженных сил и разведки, а также одним из государств-членов, за прошедший год в Южный Судан были направлены партии военного имущества, включая стрелковое оружие, боеприпасы и бронированные машины165. Однако руководство в Джубе прямо отрицало участие Египта в поставках оружия166. Группа намерена расследовать эти предполагаемые поставки.

164 Sudan Tribune, “Egypt provides South Sudan with arms and ammunition: al-Bashir”, 22 February 2017 (http://sudantribune.com/spip.php?iframe&page=imprimable&id_article=61718). Группа также получила от других государств региона информацию о поставках оружия из Египта в Южный Судан.
165 На фоне этой напряженности и после того, как в средствах массовой информации в феврале 2017 года появились неподтвержденные сообщения об участии египетских самолетов в бомбардировках Верхнего Нила (“South Sudan rebels accuse Egypt of bombing raid, drawing denials”, Reuters, 4 February 2017 (www.reuters.com/article/us-south-sudan-war-idUSKBN15J0KG)), 1 марта в Джубе приземлился египетский военный самолет с грузом предметов медицинского назначения. В связи с прибытием самолета в некоторых средствах массовой информации появились предположения о поставке оружия (“Egyptian military plane lands in Juba, delivers supplies to South Sudan Army”, 2 March 2017 (http://nyamile.com/2017/03/02/egyptian-military-plane-lands-in-juba-delivers-supplies-to-south-sudan-army/); “Juba faction confirm growing Cairo alliance –deny that it targets Ethiopia”, 11 March 2017 (https://messengerafrica.com/2017/03/11/juba-faction-confirms-growing-cairo-alliance-deny-that-it-targets-ethiopia/)). Этот груз был частично проверен группой приглашенных военных атташе из посольств в Джубе.

166 “South Sudan denies receiving weapons from Egypt”, Radio Tamzuj, 26 February 2017 (https://radiotamazuj.org/en/article/south-sudan-denies-receiving-weapons-egypt).
167 Фотографии, приобщенные к материалам Группы.
168 “Bevetés közben lőtték meg a magyar vadászpilótát Szudánban”, Blikk, 13 September 2016 (www.blikk.hu/aktualis/kulfold/bevetes-kozben-lottek-meg-a-magyar-vadaszpilotat/lpy2bgn).
169 “Terroristára vadászott, lezuhant a magyar pilóta”, Blikk, 28 May 2015 (www.blikk.hu/ aktualis/terroristara-vadaszott-lezuhant-a-magyar-pilota/82rg0qs).
170 Конфиденциальная документация, полученная Группой.

B. Закупки реактивных самолетов L-39

116. В своих докладах, представленных в сентябре и ноябре 2016 года (S/2016/793 и S/2016/963), Группа документально подтвердила приобретение НОДС/А в правительстве по крайней мере двух реактивных самолетов L-39 и привела подробные доказательства применения этих самолетов в Южном Судане. По крайней мере один из самолетов был поврежден в ходе боевых операций167. В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что боевые вылеты из Джубы совершал венгерский летчик Тибор Цингали, предположительно работающий на правительство Южного Судана168. Цингали также был нанят для вылетов в составе подразделений военно-воздушных сил Уганды169.

117. В феврале 2017 года Группа получила информацию о том, что примерно 27 января 2017 года из Харькова (Украина) в Гулу (Уганда) вылетел транспортный самолет Ил–76. В судовом манифесте было указано, что на борту находятся «прошедшие капитальный ремонт» два самолета L–39 и двигатели, переданные базирующейся в Таллине компанией Musket OU, и что этот рейс проводится Министерством обороны Украины170. Впоследствии правительство Украины подтвердило Группе, что эти два реактивных самолета были задекларированы как принадлежащие вооруженным силам Уганды и что в сертификатах конечного пользователя было указано, что эти самолеты предназначаются только для повышения уровня летной подготовки171. С учетом функций, которые выполнял Цингали в Южном Судане и Уганде, и фотографий реактивного самолета, на котором он летал в Южном Судане, Группа выясняет, применялись ли базирующиеся в Уганде реактивные самолеты в Южном Судане в нарушение условий сертификата конечного пользователя. Группа расследует сообщения о том, что эти самолеты применялись в военных операциях в Южном Судане.

171 Официальная переписка между Группой и правительством Украины.
172 Изображения содержатся в приложении IV.
173 См., например, доклад Следственной комиссии Африканского союза по Южному Судану 2014 года.

118. С августа 2016 года в международном аэропорту Джубы наблюдается реактивный самолет L–39, который, по-видимому, базируется там же172. В своих показаниях свидетели указывают на то, что были предприняты усилия с целью скрыть опознавательные знаки на самолете. Тем не менее, информация, предоставленная Группе, указывает на то, что этот самолет не является одним из двух самолетов, доставленных в январе в Уганду. Пока Группа не смогла установить его происхождение.

C. Производство боеприпасов

119. Как отмечается в докладе Группы, представленном в сентябре 2016 года (S/2016/793), конфиденциальный источник предоставил Группе письмо Малонга от 12 августа 2015 года на имя Луи Фарсуна, директора-распорядителя бейрутской компании по торговле сырьем Rawmatimpex. В этом письме содержится подробный запрос НОАС о сотрудничестве с Rawmatimpex в создании в Южном Судане завода по производству боеприпасов. В ноябре 2016 года Группа встретилась в Фарсуном в Бейруте, чтобы обсудить полученные сведения. Он подтвердил, что провел в Бейруте в августе 2015 года совещание с должностными лицами НОАС, но отрицал, что его компания занимается производством боеприпасов и что он вступал в какое-либо соглашение с НОАС в целях строительства завода в Южном Судане. Он утверждал, что эта встреча была организована гражданином Егпита, который неверно представил характер предпринимательской деятельности Фарсуна. Кроме того, Фарсун заявил, что должностные лица НОАС покинули Ливан вскоре после встречи и что больше он с ними этот вопрос не обсуждал.

120. В январе 2017 года Группа встретилась с организатором той встречи. Он подтвердил информацию о встрече и сообщил, что Малонг просил его организовать встречу для открытия производства боеприпасов в Южном Судане, как об этом говорилось в письме. Посредник также заявил, что он не предпринимал дальнейших действий в связи с этой просьбой.

121. По мнению Группы, это расследование однозначно подтверждает намерение Малонга создать производство боеприпасов в Южном Судане. Запланированным местоположением объекта, как сообщается, является район Лури к востоку от Джубы. В своем докладе, представленном в январе 2016 года (S/2016/70), Группа описывает создание в Лури военного объекта, используемого в последние годы в качестве пункта мобилизации и подготовки ополченцев динка, прежде всего молодежи, набранной из Большого Бахр-эль-Газаля173. Лури также часто используется в качестве базы для вертолетов Ми-24, и там находится одна из частных резиденций Киира (см. S/2016/70, S/2016/793 и S/2016/963). Группа продолжает расследование, чтобы установить, продвинулась ли реализация плана со времени встречи, состоявшейся в августе 2015 года.

D. Испанское расследование

122. Группа продолжает расследование в связи с обстоятельствами, вскрывшимися в результате ареста в июле 2016 года гражданина Польши и Франции Пьера Дадака (см. доклад Группы, представленный в ноябре 2016 года (S/2016/963)). Дадак, бывший офицер польской армии, создал обширную сеть контактов в Восточной Европе, в частности в Польше и на Украине, и имел удостоверение дипломата Гвинеи-Бисау (полученное, согласно сообщениям, мошенническим путем)174. В ходе расследования была обнаружена переписка между Дадаком и его сообщниками и членом НОДС/А (оппозиция) в период с января по июнь 2014 года. В этой переписке НОДС/А (оппозиция) просило поставить следующие вооружения и боеприпасы:

174 Следственные документы, приобщенные к материалам Группы.
175 Конфиденциальные документы, приобщенные к материалам Группы.
176 Полный список участников встречи еще не подтвержден. Расследования продолжаются.

a) 40 000 автоматов АК-47;
b) 200 000 ящиков боеприпасов для автоматов АК-47;
c) 30 000 пулеметов ПКМ;
d) 180 000 ящиков боеприпасов для пулеметов ПКМ;
e) 3000 противотанковых снарядов
f) 300 ракет класса «поверхность-воздух» (SAM-7); Примечание - 9К32 «Стрела-2»
g) 2000 ящиков патронов калибра 14,5 мм;
h) 8000 снарядов для реактивных гранатометов;
i) 10 000 снарядов БМ-12; Примечание - по-видимому, БМ-21 РСЗО «Град»
j) 8 000 снарядов калибра 60 мм;
k) 10 000 реактивных гранатометов;
l) 300 противотанковых орудий;
m) 300 зенитных орудий;
n) 3000 пистолетов;
o) 3000 ручных гранат.

123. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Дадак пытался выполнить этот заказ, контактируя с производителями оружия в Восточной Европе175.

124. В феврале 2017 года Группа провела беседу с одним из южносуданских граждан, который фигурировал в вышеупомянутых документах в качестве участника закупок оружия в Южном Судане, и еще с одним южносуданцем, который, как известно Группе, знает о сделке. Оба подтвердили факты, касающиеся сделки, в частности контакты с организацией Дадака и состоявшуюся в январе 2014 года в Дакаре встречу, на которой обсуждалась сделка и на которой присутствовал сообщник Дадака, прибывший из Испании176.

E. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго и оружие НОДС/А (оппозиция)

125. Группа изучила опись оружия, изъятого у сил НОДС/А (оппозиция), которые сопровождали Машара в Демократическую Республику Конго в августе 2016 года. Как отмечалось в предыдущих докладах, все оружие (стрелковое) имело различное происхождение и различные даты производства. В ходе бесед с некоторыми бойцами выяснилось, что бо́льшая часть оружия была приобретена в результате дезертирства или добыта в бою177.

177 Записи бесед хранятся у Группы.
178 Манифест и сертификат конечного пользователя приобщены к материалам Группы.
126. Чтобы получить более подробные сведения о некоторых единицах оружия и определить их источник, Группа запросила у четырех государств-членов (Австрии, Китая, Израиля и Соединенных Штатов) информацию об отслеживании оружия.

127. Ответы на три из четырех запросов Группы пока не поступили. Австрия представила информацию по одной единице оружия —пистолету «Глок-19». Согласно данным Австрии, этот пистолет был продан в 2012 году компанией «Глок» компании Armatech Limited, базирующейся в Найроби. В отгрузочных документах этот пистолет числится в партии «спортивных пистолетов», а в сертификатах конечного пользователя указывается, что эти пистолеты не предназначены для реэкспорта178. Группа пока не смогла установить, каким образом оружие попало из Кении в Южный Судан.

F. Сейшельский контракт

128. Недавно Группа получила из конфиденциального источника документы, согласно которым в июне 2014 года два сотрудника Службы национальной безопасности подписали контракт с компанией, базирующейся на Сейшельских Островах, на поставку оружия Бюро внутренней безопасности Службы, возглавляемой Аколем Коором. Этот контракт на сумму 264 млн. долл. США предусматривает поставку очень большого количества тяжелых вооружений, стрелкового оружия и боеприпасов. В перечне указываются следующие вооружения:

a) 30 танков T-55;
b) 20 зенитных установок ЗУ-23;
c) 5000 снарядов для танков Т-55;
d) 10 реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град»;
e) 10 000 реактивных снарядов М-21ОФ калибра 122 мм;
f) 3000 ракет С-8 для вертолетов Ми-24;
g) 20 млн патронов 7,62 × 39 мм;
h) 50 000 автоматов АК-47;
i) 12 000 гранат для РПГ-7.

129. Группа расследует этот заказ, чтобы установить, был ли он исполнен.


Источник - United Nations Security Council – ‘Letter dated 13 April 2017 from the Panel of Experts on South Sudan established pursuant to Security Council resolution 2206 (2015) addressed to the President of the Security Council’ – S/2017/326 – (13.04.2017)

Совет Безопасности ООН - «Письмо Группы экспертов по Южному Судану от 13 апреля 2017 года, учрежденной во исполнение резолюции 2206 (2015) Совета Безопасности, для Председателя Совета Безопасности» - S/2017/326 - (13.04.2017)
Tags: ВТС, ООН, Юж. Судан, боеприпасы, контрабанда, стрелковое оружие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 579
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments