Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Category:

Выход из тупика "Мотор Сич": мнение соросят

Александр Данилюк - фото


Александр Данилюк - фото
Александр Данилюк - фото

Александр Данилюк

Экс-министр финансов Украины, глава правления Центра национальной устойчивости и развития

Последние дни были насыщены событиями. Каждое новое затмевало предыдущее. Одно из таких — срыв попытки получения контроля группой китайских и украинских инвесторов над предприятием Мотор Сич

Мотор Сич — это высокотехнологичное предприятие стратегического значения, его сохранение и развитие должно быть приоритетом для власти. Получение контроля со стороны Китая создаст две существенные проблемы: производство перенесется в КНР, а деятельность в Украине остановится; ухудшатся отношения с Соединенными Штатами и Японией, которые пытаются сдерживать военный потенциал Китая.

Кризисная ситуации на Мотор Сичи возникла не вчера, на протяжении последних трех лет рассматривались различные варианты ее решения, ни один из которых, впрочем, не был реализован.

И вот сейчас такая внезапная активность. Особенно удивляет не присущая действующей власти скоординированность действий: СНБОУ накладывает санкции, НКЦБФР и НДУ не подтверждают полномочия китайских владельцев, СБУ физически срывает собрания акционеров на месте проведения.

С чем на самом деле это связано? Такая энергия и мотивация объясняется очень просто: украинское руководство восстанавливает положительную историю для новоизбранной администрации США. Понятно, что Джо Байден и его команда как минимум продолжат политику противодействия распространению влияния КНР и увеличению ее военных и технологических возможностей.

Итак, делать вид, что проблемы нет, — не получится.

Относительно возможных решений, то они должны отвечать трем целям:

1) исключить получение Китаем контроля над Мотор Сич;

2) минимизировать негативные последствия для отношений между Украиной и Поднебесной;

3) обеспечить перспективы для развития предприятия, учитывая потерю основных рынков сбыта (Китай и Россия).

Первая цель уже достигнута. Впрочем, способом, который делает невозможным достижение второй. С одной стороны, привлечение силовиков и публичные политические заявления в адрес Китая отобьют желание у китайских инвесторов и их украинского горе-партнера Александра Ярославского продолжить борьбу за контроль над Мотор Сич. А с другой, эти действия напоминают поведение «слона в посудной лавке» и были восприняты китайской стороной как оскорбление и вызов. У Китая есть чем ответить — требования по существующим кредитам, торговые ограничения, требования компенсации потерь через международные суды.

Логично, что статус-кво не устраивает ни одну из сторон

Логично, что статус-кво не устраивает ни одну из сторон. В частности, Украину, ведь в такой ситуации предприятие развиваться не сможет, рынки сбыта ограничены, привлечение инвестиций невозможно. Китай, скорее всего, начнет активно переманивать специалистов Мотор Сичи и пытаться получить необходимую техническую документацию. Параллельно будут искать сатисфакции за пощечину от Украины.

Вопрос: могла ли ситуация развиваться иначе?

В августе 2019 года группа под моим руководством разработала алгоритм действий, который бы отвечал всем трем целям и главное — позволил бы сохранить лицо Китая (те, кто разбираются в особенностях дипломатии, знают, насколько это важно для Поднебесной). Он предусматривал:

1. Введение законом требований относительно прозрачности структуры собственности стратегических предприятий: без оффшоров и номинальных держателей. Это позволяет убедиться, что за длинной цепочкой владельцев не прячется, например, страна-агрессор. Те компании, которые не соответствуют указанным критериям, будут подлежать национализации. Такой подход соответствует интересам государства и не разработан исключительно под Мотор Сич. Это уменьшает как риски обжалования подобных действий, так и градус дипломатического резонанса.

Я много лет работал в сфере инвестиций в мировых финансовых центрах и понимаю возможный негативный эффект национализации на инвестиционный климат. Но в этой конкретной ситуации просто не существует другого выхода, особенно учитывая то, что время работает против национальных интересов — технологии и люди не вечны. Поэтому предложенный способ национализации был направлен на минимизацию таких юридических и репутационных рисков.

2. Поиск и переговоры с потенциальными инвесторами. Во время переговоров с американским визави Джоном Болтоном я сделал запрос на привлечение американского инвестора. В течение двух недель инвестор был найден. Но за полтора года переговоры с ним не продвинулись — во власти не осталось людей, которые бы понимали, как проводить переговоры такого уровня. Кроме того, государство юридически не имеет отношения к Мотор Сичи. Следовательно, потенциальным инвесторам не было понятно, кого оно представляет на этих переговорах.

3. Расширение портфеля заказов от стратегических партнеров.В ситуации, когда рынки сбыта ограничены, дополнительные контракты для предприятия позволят ему пережить переходный этап адаптации к новым условиям и рынкам.

4. Принятие закона об инвестициях в стратегические предприятия,что позволит применять законные ограничения в отношении конкретных инвесторов с учетом национальных интересов.

К сожалению, тогда решение не было принято. Но и в нынешних обстоятельствах национализация остается едва ли не единственным оптимальным решением. И хотя, в свете последних событий, на дипломатический политес можно уже не обращать внимания, но с точки зрения минимизации юридических рисков национализации все же стоит обосновывать общими требованиями прозрачности структуры собственности, а не на основании применения адресных санкций.

Поэтому, выбрав этот путь, необходимо:

— не тянуть со временем;

— обеспечить адекватную компенсацию китайской стороне — иначе эти действия могут рассматриваться как экспроприация;

сразу искать стратегического инвестора, потому что в государственной собственности Мотор Сич долго не протянет.

Tags: Китай, Мотор Сич, ХГАПП, банкротство, информвойна, спецоперации, спецслужбы, цирковое училище
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 645
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal