Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

"Крокодильи" истории : македонские Ми-24 для Египта, киргизские для хорватов




Взято у коллеги kloch4. Очень многим хотелось бы его ампутировать, выкинуть и забыть навсегда. Но не будем углубляться в политические чащи, а спустимся на грешную балканскую землю для изучения прозаичного вопроса – жизнеописания там вертолёта Ми-24. Забегая вперёд, отмечу, что статья будет достаточно широкой, в том числе и географически.


Частей будет три – по числу осколков бывшей СФРЮ. Сама послевоенная федеративная Югославия была типичным изгоем – не вступила в Варшавский оборонительный союз, в СЭВ тоже была типа наблюдателем. Но старалась из этого своего положения извлечь как можно больше плюшек – вытягивая их из СССР и его союзников, и заигрывала с империализмом в корыстных целях. За что её не любили ни те, ни другие.
Не знаю, по какой причине, но Советский Союз не удосужился продать югославам Ми-24. Видать, достали своими бесконечными закидонами.

Каюсь - на заставку статьи вынес не фотографию, и компьютерное изображение. Понятное дело, что «крокодилов» с такими опознавательными знаками никогда не было, просто в качестве казуса.


Сербия

Вполне официально прикупила в 1997 году две единицы Ми-24В, бывшие укропские:




Заводские номера 35324221521434 и 3532422319632.




Ничем они себя особо не проявили и много лет провели на свежем воздухе без движения.




Следующим этапом стало получение уже четырёх новых Ми-35М в 2019 году:




Разумеется, это совершенно другой уровень – тут и обучение персонала, сопровождение, обеспечение комплектующими и запчастями. Всерьёз и надолго.

В прошлом году были сообщения, что сербы собирались восстанавливать и древние Ми-24В. Мне кажется, что это нецелесообразно – слишком уж сильно отличаются старые и новые машины. Кроме того, в комплект поставки эскадрильи Ми-35М обычно входит полноценный наземный тренажёр, так, что необходимости в излишней матчасти нет совсем.
Потратить же многие миллионы на безнадёжно устаревшие геликоптеры – себе дороже.

Теперь загадка. Какая-то конторка из Белграда хвастается вертолётами:








Что можно сказать по этому поводу? Сама страница создана не позднее 3-го ноября 2018 года. На снимках же экспортная модификация Ми-24В/Ми-35.
Откуда взялись у них эти борты информации так и не нашёл. Вариантов, подходящих по конструктивным особенностям, два – венгерские или болгарские. Склоняюсь ко второму случаю.


Македония, что ныне северная

В 2001 году в срочном порядке приобрела в той же укропии 12 машин – 10 единиц Ми-24В и два Ми-24К. Сразу же были широко задействованы при уничтожении местных и пришлых террористов албанского происхождения. Боевые действия были достаточно скоротечные.

Сама же техника была вразнобой – некоторые (б/н 206, 207, 208) были ещё в советском камуфляже «трилистник». 202, 203, 204 и 205 прибыли уже в самопальной имитации «трилистника, а 209, 210, 211 и 212 – в заводском камуфляже от конотопского «Авиакона».








Через некоторое время четыре борта опять попали в Конотоп, где были снова перекрашены в довольно оригинальную расцветку, кадр из заводского видео:




б/н 201 (з/н 3532421420127):




б/н 202 (з/н 3532421420112):




б/н 205 (з/н 3532421419977):




б/н 207 (з/н 3532421420091):




Чуть позднее две машины были переделаны с участием израильской фирмы «Elbit», внешне это выразилось в демонтаже аппаратуры наведения ПТРК и установке «шарика» прицельно-обзорного оптико-электронного блока:

б/н 201:




б/н 205:






Однако уже к 2014 году техника выработала ресурс:




И как-то пропала из виду.

Дошло до того, что пилотов возили в соседнюю Болгарию хоть немного полетать для поддержания навыков:




Остальные восемь машин (б/н 203, 204, 206, 208, 209, 210, 211 и 212) в эти годы находились на задворках аэродрома Скопье:






Движение было замечено только однажды, когда конце 2016 года оттуда пропали б/н 209 и 210:






Всплыли они только летом 2019 года уже перекрашенными и в лётном состоянии:




Причём они остались в первозданном виде без кустарных доработок:




Всё оказалось достаточно просто – исчезнувшие «модернизированные» машины в 2018 году засветились в Египте:






А в 2020 году в северной Африке оказалось уже 4 единицы израильского перепила:




Логично предположить, что Македония продала «излишки» техники (б/н 201, 202, 205 и 207), а на вырученные деньги оживила два других вертолёта:




По крайней мере, на осень 2020 года в отстойнике так и оставалось шесть подержанных машин. Вместе с ними там доживают свой век четыре штурмовика Су-25:




По принципиальным соображениям Российская Федерация не поддерживает технику (в частности вертолёты), незаконно купленные у укропа и других вашингтонских вассалов. В данном же случае, по причине хороших отношений с Египтом, на это дело закрыли глаза.


Хорватия, она же кроватия

Эту недострану можно с уверенностью назвать балканской укропией – тот же пещерный национализм, этническая и религиозная нетерпимость в форме геноцида, всёпоглощающая коррупция и экономическая несостоятельность.
Понятное дело, что в начале 90-х годов именно территорию фашистких прихвостней усташей Берлин с Вашингтоном и выбрали для развала Югославской федерации.
Разумеется, у этих упырей своих денег особо не водилось, по этому содержались (да и сейчас во многом) они исключительно на западные подачки. В том числе по этим схемам шли и закупки оружия.

Появление в 1993 году у усташей вертолётов Ми-24 стало неожиданностью, а все прошедшие годы их происхождение оставалось загадкой. По некоторым предположениям энтузиастов авиации их источником была укропия, но не будем торопиться с выводами.




Пришло время детально разобраться в данном вопросе.

Всего было получено 12 вертолётов:

бортовой №(заводской №) - модификация

H-301 (з/н 3532464506061) – Ми-24Д;
H-302 (з/н 3532464615101) – Ми-24Д;
H-303 (з/н 3532424117763) – Ми-24В;
H-304 (з/н 3532422912747) – Ми-24В;
H-305 (з/н 3532424810857) – Ми-24В;
H-306 (з/н 3532424810871) – Ми-24В;
H-307 (з/н 3532424808779) – Ми-24В;
H-308 (з/н 3532424913613) – Ми-24В;
H-309 (з/н _____________) – Ми-24В;
H-310 (з/н 34035403007 ) – Ми-24В;
H-311 (з/н 3532424913763) – Ми-24В;
H-(??) (з/н 3532464505061) – Ми-24Д.

Есть вопрос по H-307 – его заводской номер приводится только на заграничных сайтах, отечественные реестры как-то не подтверждают. Кроме того, он аж 1987 года выпуска.
Все эти заводские номера никак не проявились среди данных, накопленных в соответствующем реестре и взятых из разных источников, том числе в вертолётных частях. Что тоже подозрительно.

Первым предположением было, что технику притянули с аэродрома Айни (Новоабад), что неподалёку от Душанбе (столицы Таджикистана). Там был авиаремонтный завод и возле него скопился разный авиахлам. Весной 1990 года несколько Ми-24Д попало в кадры фильма «Афганский излом:






А этот борт из отчёта ОБСЕ от 2000 года, снято в Загребе:




Сходство, как говорится, налицо.

Однако, хорватские Ми-24 все какие-то разные, полный разнобой. Более всего смущало, что три из них (Н-307, Н-308 и Н-310) несли на себе антенны системы предупреждения радиолокационном облучении СПО-15 «Берёза», чего на советских строевых машинах никогда не было.




Эти «рога» в те годы устанавливались на экспортную технику, что выпускал исключительно ростовский вертолётный завод. Сбитый в 1995 году Н-309 тоже был «рогатым»:




Если снова обратиться к списку, то, как раз борт Н-310 и имеет ростовский заводской номер – 34035403007, у Н-309 он неизвестен, а у Н-307 заводской номер под вопросом.

Если посмотреть на Ми-24Д б/н 301, то видно отсутствие площадки под установку лампы СОЭП «Липа» - верный признак того, что данная машина из учебного заведения:




Как и на другом Ми-24Д не установлены колпаки ПЗУ (пылезащитного устройства) двигателя:




Таким образом, получается, что в одном месте собралась достаточно разномастная техника.
Хоть и выглядит она по разному, но её объединяет один момент – на хвостовой балке закрашены красные звёзды (небрежно, так, что со временем они проявились) и старые бортовые номера:






Но ещё что-то ещё замалёвано позади кабины (и очень тщательно):




Самой же главной подсказкой стало пятно свежей краски по низу грузового отсека:




Благодаря ему всё встало на свои места. Таким образом хорваты замаскировали, что техника им досталась от учебного аэродрома «Фрунзе-1», что в Киргизии:



(тоже «рогатый» ростовский борт)

Именно благодаря этим снимкам и удалось раскрыть тайное сотрудничество азиатских сатрапов-феодалов с европейскими нациками.
На хорватских вертолётах, в целях замести следы, просто замалевали надписи «Кыргыстан» и соответствующий герб а за кабиной!

Кроме того, усташи накупили в Киргизии значительное количество МиГ-21 – они прошли по уже протоптанной дороге. Возможно, кто-то из бывших югославских летунов обучался там, ну и связи сохранились.
Даже в поганые 90-е годы нельзя было просто так приехать в вертолётную часть с чемоданом наличных и запросто купить себе десяток бортов, всё одно всех осведомлённых не подкупишь. В Киргизии имелся и свой большегрузный транспорт (современное фото с аэродрома Ош):




Нужно понимать, что в 1993 году местные князьки перестали платить военным зарплату и народ разбежался кто куда – свидетелей уже практически не было.

Таким образом, становится понятным и разнобой техники – с учебного аэродрома выгребли всё более-менее боеспособное, оставив на раззавод совсем уж небоевые Ми-24ДУ.


Теперь о количественном составе.

После безвременного завершения эксплуатации машины несколько раз меняли место дислокации на самом аэродроме в Загребе:




Этих укрытий уже нет – на их месте был построен пассажирский терминал:




В конце концов, оставшиеся вертолёты сгрудились на каком-то пятачке, всего 7 единиц:




Но в 2020 году из отстойника исчез один вертолёт:




Ещё два аппарата (Н-305 и Н-306) много лет присутствуют на отдельной выставке авиатехники:




Несмотря только на одну подтверждённую (да и то, перед лицом неопровержимых улик) потерю, бесследно исчезло ещё два Ми-24. Остальные же просто закончили свой жизненный путь на авиакладбище.




В российской прессе это прошло незамеченным (а может и намеренно проигнорировано), но в 2019 году российский посол Анвар Азимов предлагал усташам отремонтировать их контрафактные Ми-24. Деньги, как говорится, не пахнут.

Это расследование дало почву для ещё одной мысли – в том же 1993 году Азербайджан затарился партией вертолётов – восемь единиц Ми-24В и одним Ми-24П.
Если по Ми-24П удалось выяснить, что он прибыл из Узбекистана, то про остальные машины какой-то информационный вакуум.
И в этом случае засветился один ростовский вертолёт – всплыл заводской номер 34035403021.
Нашлись две машины с подходящими внешними антеннами СПО-15 – б/н 114 и 115:






Старые фото:






Из ниоткуда они взяться не могли, а, по слухам, из «Фрунзе-1» налево ушло 15 вертолётов Ми-24.
Это так же объясняет появление у мамедов и Ми-24Д:




(правда, он в Закавказье так и не полетал)

Нужно сказать, что у укропа тоже имеется один «ростовчанин» в авиамузее в Жулянах:




Заводской номер 34035103027, но происхождением он не из боевых частей, а из каких-то крымских испытательных центров.
Внешне же он полностью соответствует экспортным Ми-35 последних лет выпуска в конце 80-х годов.
Tags: Авиакон, Азербайджан, ВТС, Египет, Израиль, Киргизия, Македония, Ми-24, Ми-24В, Ми-24П, Ми-35, ОАЭ, СССР, Сербия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия, история, контрабанда, модернизация, потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 655
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments