Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Боевая авиация Хорватии: от пережитков социализма Югославии до йеменских неликвидов Украины

Взято у коллеги kloch4. Совсем незапланированный сюжет, который нарисовался при предыдущем расследовании – о другой боевой авиации Хорватии.


Часть первая, вступительно-пояснительная

В 2016 году этими нищебродами был почти бесплатно получен поистине царский подарок – целых 16 штук лёгких вертолётов Bell OH-58D Kiowa Warrior:




Машины не новые (пишут 2010-2012 годов выпуска), но с очень малым налётом в 100-600 часов. Ввиду того, что они себя прескверно зарекомендовали в Афганистане и Ираке (потеряно порядка 35 единиц) при крайне низких боевых возможностях и сильной уязвимости даже от огня стрелкового вооружения. Поговаривают, что экипажи приходилось чуть ли не палками выгонять на боевые задания.
Пентагон от них избавился полностью, исключив из боевого состава почти двести вертолётов. Прощальный вылет американских «Кайов»:




Очевидно, никто не купил бы их за нормальные деньги, репутации они не имеют от слова совсем.
Для балканских же лакеев это как манна с небес. На безрыбьи, как говорят, и рак рыба.
Правда, одну машину уже умудрились уронить вместе с экипажем в Адриатическое море в январе 2020 года. Разбившийся вертолет был произведен в 2012 году и налетал всего 520 часов.

Можно посмотреть на это чудо поближе:
















Кроме хорватов эти неликвиды получил Тунис (24 единицы) и Греция (70 единиц). Разумеется, со стороны матрасников это никакая не благотворительность. Основной заработок будет на сервисе, запасных частях и боеприпасах.


Совсем уж анекдотичная ситуация сложилась и в истребительной авиации усташей.
Для начала приведу цитату из статьи уважаемого блога BMPD:

«Первый МиГ-21 оказался в распоряжении Хорватии 4 февраля 1992 года, когда капитан Даниэль Борович (Daniel Borovic) на своем МиГ-21 (бортовой номер 17133) улетел с аэродрома Бихача и приземлился в Пуле. 15 мая того же года еще два самолета были угнаны с аэродрома Поникве: это были летчики Иван Селак (Ivan Selak) (МиГ-21бис бортовой номер 17235) и Ивица Ивандич (Ivica Ivandic) на МиГ-21бис с бортовым номером 17167. В обход эмбарго ООН Хорватия приобрела 21 МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ в Киргизии. Затем также из Киргизии и других стран были получены еще 10 истребителей данного типа, которые использовались как источники запасных частей. Из имевшихся самолетов три МиГ-21 были сбиты ПВО Республики Сербская Краина, еще два были разбиты в авариях. В 2003 года Хорватия получила четыре польских МиГ-21УМ, которые прошли ремонт на румынском предприятии «Aerostar». На этом предприятии прошли ремонт и восемь хорватских машин. Хотя после ремонта самолеты стали соответствовать стандартам НАТО, его качество было неудовлетворительным.»


Фото 90-х годов – угнанный нациками югославский самолёт:




Всего, в результате всех перипетий хорваты смогли суммарно поучить в боевой состав 26 штук МиГ-21бис (б/н 101-126) и восемь учебно-боевых МиГ-21УМ (б/н 160-167).

Один МиГ-21У-400 (самая ранняя модификация учебно-боевого, предшественница УС/УМ, б/н 195) в виде экспоната имелся с довоенных времён:




Ещё один югославский Миг-21Р (б/н 26112) хорватским инсургентом был угнан в Австрию, но так там и застрял на долгие годы и в войне не принял участия. О нём несколько позднее.

Несмотря на титанические усилия по скупке в мире всевозможного авиахлама с его дальнейшими сборками/переборками, техническое состояние боевого состава, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Что, к конечному итогу, привело к почти полному параличу истребительной авиации.

В 2011 году специалисты "Рособоронэкспорта" обследовали оставшиеся 18 машин и пришли к неутешительному выводу – ремонтопригодны только 10 из них. Начались долгие танцы с бубнами на околосамолётные темы, потом был тендер со всеми проигравшими.
Западная Германия даже бесплатно (!!) предлагала свои списанные Фу-4 «Фантом», но от такого жалованья с царского плеча, в Загребе почему то отказались.

В конце концов, к заветному финишу пришли укропы, предложившие задёшево отремонтировать авиатехнику и доукомплектовать эскадрилью за счёт собственной матчасти. Однако, пока суть да дело, усташи профукали один борт и на ремонт попало всего семь машин – четыре штуки МиГ-21УМ и всего три МиГ-21бис.

Нужно сказать, что этот «УМ» назвать истребителем можно только условно – у него отсутствует встроенное пушечное вооружение, всего на двух подкрыльевых пилонах он может нести только по одной ракете «воздух-воздух» типа Р-60 с тепловой головкой самонаведения. В связи с наличием второй кабины для «пассажира» имеет уменьшенный запас топлива и, соответственно, меньший полётный радиус.




Поэтому боевые возможности эскадрильи минимального состава (8+4) очень ограничены. Тем более сам аэроплан – выходец из 50-х годов прошлого столетия.

Самым же главным фактором стало то, что укропы смогли предложить пять однотипных машин МиГ-21бис, уже отремонтированных для Йемена, но не оплаченных. И за «смешные» деньги. Разумеется, качество ремонта в четвертом недорейхе общеизвестно и характеризуется фразой: «из рук вон плохо». Ибо там все годы незалежалости ремонтировалась советская техника на продажу с билетом в один конец и безо всяких перспектив на долгую и счастливую эксплуатацию у новых хозяев.

Таким образом, усташи вновь заимели реактивную истребительную авиацию. Правда, покопавшись в полученной матчасти, обнаружили, что аэропланы собраны из всякого шлака, которому давно место в пункте приёма цветного металлолома. Разгорелся скандал, который, правда, так ни к чему и не привёл – ибо взять где-либо ещё Миг-21бис в исправном состоянии уже невозможно.
По результатам мирового соглашения укропские нацики в 2019 году согласились вернуть балканским единоверцам 207 тыщ баксов. Не знаю, правда, отдали ли.

Оставшиеся немногочисленные владельцы будут выжимать из них последние соки. Даже болгары, сняв с вооружения свои «бисы» в 2016 году, на всякий случай их просто припрятали. Более-менее в количестве самолёты ещё остались у мамалыжников, но там они более старые – МиГ-21М/МФ.

Загребским жлобам можно только посоветовать выкупить у укропии три оставшихся йеменца, пока они окончательно не догнили на заводском дворе в Одессе.




И вот почему.
Многочисленные хорватские околоавиационные форумы уже много лет забиты «мриями» местных нациков о западных истребителях. Казалось бы, вот-вот они исполнятся – в 2018 году было подписано соглашение о покупке в Израиле 12 штук сильно-сильно б/у истребителей Фу-16. Всего за каких-то 490 лимонов вечнозелёных и в рассрочку на 10 лет. Но тут вмешался коронный вирус и хилая экономика кроватии снова покатилась в тартарары (ибо во многом держалась на заграничных посетителях многочисленных нудистских пляжей).




Так, что перспективы перевооружения отодвигаются на неопределённый срок. Промелькнуло сообщение, что сделка уже сорвалась. А недавно иудеи продали остатки своих Ф-16А/С в Канаду гражданской (!!) авикомпании. Очевидно, на нищебродов с адриатического побережья надежд уже нет.


Часть вторя – материальная

Для удобства свёл краткую информацию по всем машинам в таблицы:




Из первой троицы угнанных югославских машин уцелел только один, 1993 год:




В экспозиции:




Недавно его перекрасили в первоначальный цвет и определили на вечную стоянку:




Самолёты с б/н 101, 103, 104, 109 и 119 были сбиты на войне в указаные даты.
Останки одного из них хранятся в сербском военном музее:




Бортовой номер 105 уже на постаменте поменял погремуху на 153:




Снимка 106-го борта не нашлось – где то так и сгнил на задворках, не оставив о себе следа в истории.

107-й выставлен в городе Вуковар:




108-й разбился в 2010 году:




110-й неожиданно для самого себя оказался в военном музее в Австрии:




Дело в том, что его обменяли на угнанного в 1991 году разведчика:




Который переместился в хорватский музей:




111-й валяется на помойке без правого крыла:




112, 113 и 114 в необъятном Интернете не сыскались. Отнесём их к без вести пропавшим.




Музейный 115-й:




116-й происхождением из Киргизии, был капитально отремонтирован с «модернизацией» в Румынии в 2003 году:




И ещё раз в отремонтирован в Одессе:




117-й брат-близнец предыдущего:




118-й был забракован российскими специалистами в 2011 году. Однако всё одно был направлен для ремонта в укропию:




Очевидно, что с ремфондом у усташей возникли большие проблемы.


120-й погиб при столкновении в воздухе со 108-м в 2010 году:




121-й разбился без посторонней помощи в 2014 году. Именно он планировался на ремонт в Одессу, но, видно не судьба:




122-й эксплуатировался до 2014 года и был списан:




123-й пропал из виду очень давно:




124-й уехал в какой-то аэропарк Истрия:




125 и 126 пополнили авиамузеи:






Ничего удивительного нет – к 2012 году хорваты остались всего с тремя (!!) исправными истребителями МиГ-21бис. И потому резко захотели купить «новой» матчасти. Тут настала очередь укропа – сплавить своим единоверцам залежавшийся хлам:




Информация для справки:
















Пару слов об учебно-боевой технике.



Несмотря на то, что некоторые источники говорят про частично польское или румынское происхождение аэропланов, это не так – все они были куплены у киргизских феодалов.

б/н 160 – бесследно исчез после 2002 года:




161-й отправился в последний полёт:




(У него единственного не известен заводской номер)


162 – где-то на аэродромных задворках, давно списан:




163 – в виде экспоната:




Его последние дни:




В боевом составе б/н 164:




Самый известный борт авиации усташей, раскрашенный в патриотические цвета – 165:




Причём повторно размалёвывали его по месту, из Одессы он убыл алюминиевого цвета:



(определил по красной антенне над фюзеляжем)


С ним один раз случился казус – 19 июня 2012 года он приземлился без части фонаря при облёте машины после ремонта:



Генерал, что был за штурвалом, что-то горько шутил на счёт авиакабриолета.


166 и 167 – после капремонта:






Хорватская истребительная авиаэскадрилья выглядит довольно убого, с неоднозначным перекосом в сторону учебных машин. Единственным, пожалуй, преимуществом является высокая готовность собственно МиГ-21бис к боевому вылету и его высокие динамические характеристики. Противостоять же наиболее вероятному противнику (сербским ВВС) они не в состоянии, ни по количественным, ни по качественным показателям. На боеготовности, кроме всего прочего, негативно сказываются многолетние неудачные попытки перевооружиться. Да и общая нервозная обстановка вокруг деградирующих вооружённых сил, безденежье и всёпоглощающая коррупция не оставляют никаких шансов на перспективу.

Для примера можно привести современную индийскую модификацию МиГ-21 – насколько он разительно отличается от хорватских машин, оставшихся почти в первозданном виде:




Часть третья – хотелки

Как раз с этим всё в порядке – хотят они всего и много. Правда, на халяву.

В 2014 году изъявили помочь своим единокровным братьям-укропам – отдать крайне нужные последним вертолёты Ми-8. Причём небескорыстно - обратились к своим хозяевам в Вашингтон с предложением обменять их на машины из самой Америки – UH-60! Даже были согласны на технику из наличия вооружённых сил США.

На берегах реки Потомак эту тему благополучно замяли, но в рекламных целях иногда присылали свои вертолёты в гости к усташам:




В 2018 году дело сдвинулось с мёртвой точки, было заключено соглашение на покупку сразу двух UH-60M




В 2020 году нам радостно сообщили о цене изделий – всего то 115 миллионов долларов.
Все сроки уже прошли, но ничего не случилось. Думаю, в ближайшие годы и не случится, тем более 2021 год начался с катастроф сразу трёх американских «Чёрных ястребов».


Часть четвёртая. Текущее состояние дел

Оставим без внимания всякую летающую шелупонь, только настоящая боевая техника.
В наличии два транспортных самолёта Ан-32:




Но более всего имеется вертолётов семейства Ми-8 разных модификаций.




Самая большая группа из них – десять единиц Ми-171Ш, прибывшая в 2007 году (опять же практически бесплатно!!) из Российской Федерации в счёт долга СССР перед СФРЮ (б/н 220-229)




Вторая группа – бывшие советские Ми-8МТВ-1, полученные разными окольными путями в 90-е - 2000-е годы (б/н 201, 202, 204, 206, 210, 212, 213 и 251):




Третья группа – самая интересная.

Ми-8МТВ-1 б/н 254 с овальными иллюминаторами и кондиционером под фюзеляжем:




Так он выглядел в предыдущей жизни:




Был ещё второй такой же, но разбился в 2007 году:






Ми-8Т б/н 274 и 275:






Ми-8ПС-11 б/н 276




Самый же интересный вертолёт – Ми-171ВА б/н 215:



(Задние створки с дополнительной аппарелью)


Боковая дверь в левом борту не сдвижная, а опускающаяся:



Под таким обозначением вообще-то должен быть медицинский вертолёт, но тут явно машина из боевого состава.


Таким образом имеется сборная солянка случайным образом собравшихся модификаций Ми-8.
Нужно отдать должное – отношение к «восьмёркам» достаточно серьёзное. В последние годы с помощью российских предприятий капитально отремонтировали весь имеющийся парк.






Может случиться и так, что эти Ми-8 в скором времени останутся единственными боевыми машинами во всей военной авиации усташей:






Tags: 410 завод ГА, Австрия, Ан-32Б, ВТС, ГП «Антонов», Йемен, Ми-171, Ми-8МТВ, МиГ-21, МиГ-21бис, Одесский авиазавод, Рособоронэкспорт, Россия, США, Украина, Хорватия, потери, финансы, цирковое училище
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 638
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments