Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Музей Орсе вернет единственного французского Климта наследникам жертвы Холокоста

Густав Климт. Розовые кусты под дереьями (фрагмент),1905. © ВК

Музей Орсе вернет картину Густава Климта «Розовые кусты под деревьями» законным владельцам — наследникам погибшей в концлагере австрийской еврейской семьи. Историю единственного полотна Климта, входившего в государственные французские коллекции, удалось проследить благодаря совместной работе австрийских и французских исследователей, а также доброй воле французских властей.

Министр культуры Франции Розлин Башло объявила, что «Розовые кусты под деревьями» (1905) Густава Климта в скором времени вернется в семью австрийской еврейки Норы Стясны, которую вынудили «продать» картину за ничтожную цену после Аншлюса (насильственного присоединения Австрии к Германии) в 1938 году.

Адвокат родственников Стясны Альфред Нолл и исследовательница Рут Плейер, помогавшая семье Стясны-Цукеркандл проследить сложный путь картины после ее продажи, приветствовали это решение и поблагодарили ученых и французские власти, которые оказали поддержку в реституции. Рут Плейер назвала событие «чудом» — ему предшествовали два года совместной работы сотрудников музея Орсе, в собрании которого находилась работа в последние годы, и венского музея Галерея Бельведер.

Климт написал «Розовые кусты» в 1905 году в окрестностях озера Аттерзее. В 1911 году картину купил австрийский коллекционер Виктор Цукеркандл, представитель крупной еврейской буржуазии, промышленник и меценат. В 1927 году, после смерти Цукеркандла, картина перешла к его племяннице Норе Стясны, еще шесть работ Климта коллекционер завещал другим членам семьи. В 1938, после Аншлюса Нору вынудили продать картину за цену, как минимум в шесть, а максимум — в пятьдесят раз ниже оценочной.

Сомнительную роль в этой истории сыграл «друг» Норы Филипп Хёслер, с которым в юности ее связывали тесные отношения. В 1933 году Хёслер вступил в нацистскую партию и одно время руководил «Венскими мастерскими», объединением архитекторов, ремесленников и коммерсантов, основанным в 1903 году в Вене художниками группы Сецессион. С «Венскими мастерскими» тесно связано творчество Климта. Так называемый «друг» Стясны купил картину за символическую цену, а затем увез ее с собой во Франкфурт, где открыл галерею.

Нора Стясны, лишившись финансовых возможностей уехать из Австрии, была депортирована четыре года спустя в Польшу. Она погибла вместе с матерью Амалией либо в гетто в Избице, либо в лагере уничтожения Белжец. Ее муж Пауль и сын Отто также были депортированы и погибли в Аушвице.

Картина находилась в галерее Хёслера вплоть до его смерти в 1960-е годы. След произведения вновь можно проследить с 1980-х в цюрихской галерее Peter Nathan. В это время парижский музей Орсе реорганизовывал и дополнял свои коллекции. Полотно Климта, по мнению хранителей, позволяло усилить собрание живописи начала XX века. Проведя проверки, во время которых трагическое прошлое картины не всплыло, Орсе купил «Розовые кусты».

По следам картины

Нацистские власти уничтожили многие документы, касавшиеся «арианизации» еврейской собственности — насильственного перевода ее в руки государства и немецких промышленно-финансовых кругов. Недостаточное знание семейной истории родственниками Норы Стясны также затрудняли поиски. Трудности усугублялись тем, что работа меняла название. Сначала картина называлась «Яблони», затем «Розовые кусты под яблонями» и «Розовые кусты под деревьями».

В  2001 году венский музей Галерея Бельведер ошибочно вернул наследникам Норы Стясны другую картину Климта, «Яблони II», но в 2007 власти  поняли, что полотно было похищено у другой семьи, а наследие Норы находится в музее Орсе. К Франции австрийское культурное ведомство обратилось в 2018 году, представив некоторое количество документов. Началась исследовательская работа, которая через два года завершилась решением — картина принадлежит наследникам Стясны и должна быть возвращена.

О моральной необходимости реституции сказала министр культуры Франции Розлин Башло, объявившая о решении французских властей во время торжественной церемонии: «Это картина, она не может говорить, и все же она хранит эти трагические судьбы и разрушенные жизни».

Произведения, которые входят в собрания государственных музеев, согласно французскому закону неотчуждаемы. Для возвращения картины Климта будет создан специальный проект закона, который затем представят парламенту. Лоранс де Карс, директор музея Орсе, теряющего единственную работу Климта, которой обладают французские государственные собрания, заявила, что поддерживает это решение. «Это наша честь и выполнение нашего долга по отношению к истории», — сказала она.

Для  выявления произведений из еврейских коллекций, похищенных нацистами во время войны, с 2018 года во французских государственных собраниях идет перепроверка провенанса. Как отметила Розлин Башло, подходит к концу инвентаризация Лувра, в которой принимает участие исследовательница Эмманюэль Поляк. В запасниках Лувра и музея Орсе около десятка произведений, принадлежавших адвокату Арману Исааку Дорвилю,  также будут возвращены законным  наследникам.

А в 2019 году в министерстве культуры был создан специальный отдел по реституции. Министр отметила, что если наследники определены, государство может вернуть им произведения даже если они не подавали соответствующий запрос. «Лишение собственности — тяжелое посягательство на человеческое достоинство, — подчеркнула она во время церемонии. — Это отрицание человеческой сущности жертв, их памяти, их чувств».

Давид Зиви, глава службы реституции, рассказал журналу Le Point, что возвращение картины Климта — первый и уникальный случай в истории похищенных нацистами художественных сокровищ из еврейских коллекций. До этого уже было обнаружено некоторое количество произведений, но наследникам всегда предлагали материальную компенсацию.

Так, в 2020 город Брив выплатил компенсацию немецкой еврейской семье за гобелен, который был приобретен им в 1990-е годы. А в 2005 государство выплатило компенсацию за «Мужчину с гитарой» Жоржа Брака, который таким образом остался в Музее современного искусства. Но в случае Климта это невозможно, — пояснил Зиви, — потому что наследники попросили вернуть им картину. В случае последующей продажи Франция не будет претендовать на покупку.  В 1980-е годы произведение было куплено за 4 миллиона франков (менее миллиона евро), с тех пор его стоимость значительно выросла. Например, «Портрет Адели Блох-Бауэр» Климта, который наследникам модели вернул венский музей Галерея Бельведер, был продан за 135 миллионов долларов.

Tags: Австрия, Германия, Франция, история, потери, финансы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 634
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments