
MP Dovilė Šakalienė / E. Blaževič/LRT
:zap::zap::cn: Удивительно быстро китайские партнеры ответили на санкции ЕС по правам человека. Примечательно несколько моментов:
- Скорость реакции. Совет ЕС объявил о санкциях буквально сегодня. Ответ тоже последовал сегодня. Никаких раскачек. Решение было обдумано заранее. Его трудно назвать эмоциональным.
- Китайский ответ носит таргетированный характер, то есть логика применения санкций сходна с той, которую используют ЕС и США. Под санкции попало 10 физических лиц и 4 организации.
- Физические лица - 5 членов Европарламента, 3 члена национальных парламентов, 2 эксперта. Среди них - депутат Сейма Литвы Довиле Шакалене. Именно там готовился проект резолюции по правам уйгуров. В общем, Литва теперь возглавила и антикитайский фронт. Наряду с антироссийским и антибелорусским.
- Что касается организаций, то китайские власти не постеснялись ввести ограничения против важных институтов дипломатии ЕС. В частности, речь о Комитете по политике и безопасности - постоянном органе, отвечающим за общую политику безопасности ЕС. Кроме того, под китайскими санкциями теперь Подкомитет по правам человека Европарламента. Досталось и "профильным" НКО - датскому фонду "Альянс демократий" и немецкому MERICS - исследовательскому центру в области изучения КНР.
- Китайские санкции относительно пропорциональны санкциям ЕС. Речь о запрете на въезд в КНР, а также о запрете связанным с лицами под санкциям компаниям вести бизнес в Китае.
- Китайский ответ отличается от российских прецедентов. Москва ограничивается в последнее время запретами на въезд. Фигуранты списков не публикуются. Ответные финансовые санкции против отдельных лиц не вводятся (пока они используются только против украинских лиц). Китай свои списки публикует и финансовые санкции вводит, хотя и со своей спецификой.
- Введенные санкции представляются рубежными. Они показывают, что Пекин готов к жестким действиям. Ранее подобных громких прецедентов не было, хотя точечные меры против отдельных граждан стран ЕС предпринимались.
В общем, Китай буквально врывается на мировое поле политики санкций после довольно продолжительной работы над изменением национального законодательства, которая велась в прошлом году.
Journal information