Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

"Какой истребитель будет защищать мирное небо Украины?"


Французский Rafale может вступить в конкуренцию за нишу с американским и шведским истребителями

В этом году возраст самых "молодых" самолетов тактической авиации, которые находятся в составе Воздушных сил Вооруженных сил Украины, достигает 30-летия с начала эксплуатации.

За годы независимости Украины на вооружение ее Воздушных сил не было закуплено и введено в боевой состав ни одной новой или хотя бы подержанной единицы тактической авиации. Хотя ремонт и модернизация таких самолетов силами украинских предприятий проводятся регулярно.

Фото: Дмитро Муравський
Фото: Дмитрий Муравский

Речь идет о четырех типах самолетов, которые достались Украине из советского прошлого. Это различные модификации многоцелевых истребителей Миг-29, Су-27, фронтовой бомбардировщик Су-24М и штурмовик Су-25. Чтобы остановить моральное и физическое старение украинской военной авиации, предотвратить деградацию этого высокотехнологичного вида Вооруженных сил, уже давно встал насущный вопрос кардинального перевооружения тактической авиации Воздушных сил на аппараты новых поколений - 4++ (исходя из реальных возможностей) и 5-го (исходя из амбициозных планов на перспективу 15-20 лет).

ВИДЕНИЕ НА СОТНИ МИЛЛИАРДОВ

Украина, как авиационная страна и один из мировых лидеров в пассажирском, транспортном и военно-транспортном самолетостроении, никогда не специализировалась на создании и производстве именно истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Поэтому сегодня встал вопрос геополитического, стратегического и военно-технического выбора иностранного производителя и типа воздушного судна, а также выделения масштабного государственного финансирования с привлечением кредитов от зарубежных партнеров с правительственными гарантиями.

Собственно, это предусмотрено в принятом в мае 2020 года Видении Воздушных сил Вооруженных сил Украины-2035. Стратегический документ разработан на основе Видения ВСУ и имеет целью определение рациональных путей развития военной авиации до 2035 года, формирование исходных данных для Государственной программы развития Вооруженных сил Украины до 2025 года, Программы развития Воздушных сил, других документов оборонного планирования.

Фото: Дмитро Муравський
Фото: Дмитрий Муравский

Во время первого, подготовительного этапа имплементации Видения, который продлится до 2025 года, в 2021-2022 годах должен быть проведен международный тендер и подписан контракт на закупку многоцелевого истребителя. Его ограниченные поставки общим количеством до 6-12 единиц должны начаться в 2023-2025 годах для проведения опытной эксплуатации, изучения форм и способов применения, организации подготовки персонала.

Основной целью второго, исполнительного этапа до 2030 года является переход к плановому переоснащению тактической авиации, что позволит остановить деградацию возможностей Воздушных сил. Должны быть налажены регулярные поставки новой боевой авиационной техники (8-12 многоцелевых самолетов ежегодно) с одновременным выводом из боевого состава устаревших образцов, избавления от отдельных родов авиации.

К 2030 году по меньшей мере две авиационные бригады тактической авиации должны быть полностью переоснащены на новые самолеты и должны приобрести полные боевые операционные способности. Кроме того, в течение этого периода должно начаться также переоснащение транспортной и специальной авиации (1-2 образца ежегодно), развертывание новых беспилотных авиационных подразделений на замену штурмовой, бомбардировочной и разведывательной авиации.

По расчетам экспертов Командования Воздушных сил, ориентировочная потребность в ресурсах на переоснащение одной только тактической авиации составляет около 200 млрд гривень, то есть примерно 6,5 млрд евро или 7 млрд долларов по нынешнему курсу.

https://www.defense.gouv.fr/
Rafale. Фото: defense.gouv.fr

ФРАНЦИЯ ПРЕДЛОЖИТ САМЫЙ ДОРОГОЙ RAFALE?

Дискуссии о выборе страны-поставщика и типа нового самолета уже продолжаются в Украине более десяти лет и сегодня приобретают особую остроту и актуальность. Это будет очень сложное решение. Оно включает геополитические, военно-стратегические, военно-технические и, конечно, финансовые факторы.

Как известно из публичных заявлений представителей Командования Воздушных сил ВСУ, среди оптимальных вариантов рассматриваются американский многофункциональный истребитель F-16 Block 70/72 от компании Lockheed Martin и шведский Saab JAS-39E/F Gripen.

Но, как представляется, в борьбу за украинскую военную авиацию могут включиться другие мощные мировые игроки. По крайней мере, так сообщает со ссылкой на свои источники французское издание Intelligence Online.

Речь идет о французском аэрокосмическом гиганте Dassault Aviation, который может предложить многофункциональный истребитель Rafale, а также американский Boeing со своим F/A-18 Super Hornet.

Анализ каждого из этих типов самолетов по боевым характеристикам, цене, включая стоимость единицы, эксплуатацию, подготовку пилотов и обслуживающего персонала, поставки вооружения и боеприпасов, а также возможность производства и обслуживания в Украине, кредитную политику правительств – это проблематика для отдельных аналитических исследований.

 Чауc
Saab JAS-39E/F Gripen. Фото: saab.com

Если коротко для общего понимания, то F-16 и JAS-39 – это легкие истребители, оснащенные одним мотором, аналогичные по классу Миг-29. А Rafale и F/A-18 – тяжелые многофункциональные истребители с двумя двигателями.

Собственно, все современные истребители поколений 4+, 4++ и 5-го - многофункциональные, высокоточные, малозаметные, могут выполнять в своих различных модификациях функции перехватчиков, бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков и учебно-боевых самолетов.

Отличается и цена, которая также зависит от многих факторов. Среди четырех упомянутых здесь самолетов самый дешевый - JAS-39E/F стоимостью 25-50 млн евро.

К слову, Швеция, которая производит истребитель JAS-39 (он по многим характеристикам и, самое главное, по цене, может быть вполне взвешенным вариантом для Украины), не является членом НАТО. Но эта страна неуклонно политически поддерживает Украину в Евросоюзе и в дружеских и партнерских отношениях.

Однако, вернемся к возможной французской опции. Действительно, Rafale, стоимость которого колеблется от 150 до 260 млн евро, является самым дорогим в Европе и в мире истребителем в своем тяжелом классе. Но это с учетом всего «стратегического фарша», который может быть предусмотрен в контракте межправительственного сотрудничества в перспективе минимум на несколько десятков лет. Эти цифры приблизительные и отражают лишь общую тенденцию.

В ПРИОРИТЕТАХ МАКРОНА

Как сообщают французские СМИ, вопрос о возможной продаже истребителей Rafale будет одним из главных в повестке дня визита президента Франции Эммануэля Макрона в Украину, который запланирован на первую половину этого года.

Тот факт, что Intelligence Online, публикации которого преимущественно доступны по подписке, обнародовало материал о французских авиационных амбициях в Украине в открытом доступе, свидетельствует, что официальный Париж заинтересован в такой публичной огласке и включился в конкурентную борьбу, чтобы занять эту перспективную нишу в Восточной Европе.

На данном этапе известно, что правительство Франции готово гарантировать предоставление Украине кредита в 1,5 млрд евро на закупку истребителей, что обеспечит финансовое покрытие 85% стоимости контракта.

По приблизительной оценке, исходя из открытых на сегодня данных и видения украинской стороны относительно перевооружения тактической авиации Воздушных сил, Украина может заказать у Франции около 45 новых истребителей Rafale (если стоимость будет не более 150 млн евро за единицу). При этом стратегическое видение командования ВС ВСУ предусматривает наличие в 2035 году четырех бригад тактической авиации, на вооружении которых будут находиться 72-108 самолетов поколения 4++. И это при идеальных условиях достаточного и своевременного финансирования программы перевооружения.

Фото: NATO
Rafale. Фото: NATO

КАПРИЗНЫЙ ФРАНЦУЗ

Многофункциональный истребитель Rafale начал поступать в состав Военно-воздушных и космических сил, а также Военно-морских сил Вооруженных сил Франции в середине 2000-х годов.

Сегодня на вооружении французских ВВС находится 102 единицы новейшего варианта F3-R, который отвечает требованиям поколения 4++, а по некоторым параметрам, в частности, двигателями – 5-го. Истребитель также способен нести ядерное оружие.

Этот самолет исключительно французский: от создания до строительства и использования комплектующих материалов.

Согласно программе развития ВС Франции до 2025 года, на вооружение должны поступить 27 Rafale новейшей модификации F4.

Объективно, Rafale является хорошим аппаратом в своем классе, но и самым дорогим по всем параметрам. Он эффективный, но сложный в боевом применении, что также требует более длительной по сравнению с конкурентами подготовки пилотов.

Именно из-за этого у самолета сложная экспортная история. В 2011 году тогдашний министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство аппарата завершится, когда будет выполнен заказ национального военного ведомства. Однако французскому оборонному лобби удалось продвинуть самолет на международные рынки. Сегодня он находится на вооружении Египта, Катара, Индии и Греции.

Контракт с Афинами начал выполняться в начале 2021 года. Франция поставит греческой стороне 18 Rafale на сумму около 2 млрд евро. При этом 12 самолетов будут подержанными и выведенными из состава французских ВВС. Собственно, Греция - единственный союзник по НАТО, которая закупила эти французские самолеты.

Согласно стратегическим планам, Франция в 2040 году должна иметь на вооружении многофункциональный истребитель 6-го поколения. Он создается по программе боевой воздушной системы будущего (FCAS) совместно с Испанией и Германией.

ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗРУШИТЬ СОВЕТСКО-РОССИЙСКИЙ БАСТИОН

Среди возможных преимуществ для Украины в сотрудничестве с Францией в сфере боевой авиации - перспектива создания на украинской территории первого в Восточной Европе центра обслуживания, ремонта в ходе эксплуатации именно для истребителей Rafale. Это может обеспечить не только привлечение украинского научно-технического и производственного потенциала совместно с мощным европейским и мировым гигантом Dassault Aviation, но и большие французские инвестиции, передачу технологий, создание рабочих мест. Это будет мощным военно-политическим сигналом агрессивной России о реальных, удаляющихся от Москвы шагах Киева, окончательном разрушении бывшей советско-российской монополии в сфере боевой тактической авиации в регионе. И это на фоне утраты российским ВПК прежнего потенциала, снижения конкурентной способности на мировых рынках вооружений и введенных международных экономических санкций, оружейного эмбарго против России.

U.S. Navy
F/A-18 Super Hornet. Фото: U.S. Navy

МОРАЛЬНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО АМЕРИКАНЦЕВ

Как прогнозируют эксперты Intelligence Online, Соединенные Штаты в ближайшее время усилят и активизируют усилия в продвижении многофункционального истребителя F/A-18 Super Hornet на украинский рынок. Этот самолет дополнит американский ассортимент в этой гонке на удовлетворение потребностей украинской боевой авиации. Ведь, как упоминалось выше, F-16 с самого начала находится в фокусе внимания командования ВС ВСУ.

У Вашингтона в отношениях с Киевом целый ряд геополитических преимуществ. США являются крупнейшим партнером Украины, который ежегодно предоставляет стране масштабную военно-техническую помощь, включая летальное оружие. В этом году такая помощь предусматривает в американском оборонном бюджете 250 млн долларов. Аналогичные объемы выделялись в прошлые годы. Решение об этом американская сторона принимала в условиях эскалации вооруженного противостояния во время развязанной Россией войны против Украины, когда другие западные страны воздерживались от предоставления Киеву летального оружия, чтобы не раздражать агрессора.

Фото: U.S. Air Force
F-16. Фото: U.S. Air Force

Еще одним геополитическим козырем Вашингтона перед конкурентами является неуклонная поддержка евроатлантических перспектив Украины, то есть вступление страны в НАТО.

Без сомнения, у Вашингтона даже моральное преимущество перед конкурентами и партнерами в продвижении своих интересов в сфере боевой авиации для Украины.

Соединенные Штаты стремятся и готовы расширить присутствие своих вооружений и военной техники в Восточной Европе, на восточном фланге евроатлантического пространства. Это также будет очередным и сильным сигналом агрессивной России от западных партнеров Украины.

Однако ценности партнерства и союзничества всегда имеют и другие измерения. Жесткая конкуренция на мировом рынке вооружений, коррупционная составляющая, финансовые возможности клиентов, влияние крупных политиков и вездесущих лоббистов, деятельность специальных служб – это непременные факторы, которые сегодня определяют, какие самолеты будут на страже мирного неба Украины.

Андрей Лавренюк, Страсбург

Tags: ВС ВСУ, ВТС, ГОЗ, МиГ-29, МиГ-29МУ1, НАТО, США, Су-24М, Су-27, Су-30СМ, Су-35С, Украина, Франция, Швеция, банкротство, бюджет, коррупция, финансы, цирковое училище, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 660
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal