
Авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применяют на 60 типах летательных аппаратов в 104 странах мира.
Государственное предприятие «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко сделало весомый вклад в развитие мировой авиации и сейчас является лидером авиадвигателестроения Украины. Возглавляет его генеральный конструктор, доктор технических наук Игорь Кравченко, который здесь работает уже более 40 лет. Предприятие специализируется на создании двигателей для многих типов самолетов и вертолетов, а также приводов и спецоборудования индустриального применения. Авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применяют на 60 типах летательных аппаратов в 104 странах мира. Здесь сформирован высокопрофессиональный коллектив талантливых специалистов-единомышленников, которые прошли прекрасную школу наукоемкого и высокотехнологичного производства и сейчас создают авиамоторы мирового уровня.

С 2007 года предприятие входит в состав НПО «Корпорация «А. Ивченко», а с 2011 года - в государственный концерн «Укроборонпром». В 2016 году Министерством образования и науки Украины «Ивченко-Прогресс» внесен в государственный реестр научных организаций.
В интервью корреспондентам АрмияInform директор ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко, генеральный конструктор Игорь Кравченко рассказал об истории и сегодняшнем дне предприятия.
«Самые большие самолеты в мире - "Русланы" и "Мрию"- поднимают в небо наши двигатели Д-18Т»
- Игорь Федорович, вы не только руководитель, но и свидетель многих лет истории предприятия. Расскажите коротко, как «Прогресс» прошел этот путь, чем славится и гордится коллектив КБ?
- Да, предприятие 5 мая будет отмечать 76 годовщину со дня создания. Но, если быть объективным, авиационные двигатели на запорожской земле разрабатывают уже более века - с 1916 года. Конструкторское бюро под названием «Прогресс», потому что мы всегда были на острие развития авиационной науки и внедрения передовых технологий. И если взять нашу историю, то в начале это были поршневые двигатели. По сути, мы начинали свое развитие с малой авиации. Так, первые серийные вертолеты Ми-1 летали с нашими поршневыми двигателями. И наши моторы также поднимали в небо такие самолеты, как Як-18, Як-12, Ка-15, Ка-18. Далее на предприятии начали заниматься турбовинтовыми двигателями для самолетов Ан-10, Ан-12, Ан-32, Бе-12 и семейства Ил-18. Мы сделали в свое время самый надежный турбовинтовой двигатель АИ-20, который эксплуатируется и сейчас. Затем шло семейство авиадвигателей на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30. Кстати, самолет Ан-24 Международная организация гражданской авиации ИКАО признала самым надежным самолетом в мире по итогам 2004 года. И наш двигатель в этом критерии надежности, как вы сами понимаете, играет большую роль.

Также мы были первыми в Советском Союзе, кто создал двухконтурные двигатели для пассажирских региональных самолетов Як-40. Модификации этих двигателей применяют на чешских учебно-тренировочных самолетах L-39. Со временем мы разработали первые в Советском Союзе двигатели с большой степенью двухконтурности, что повышает КПД двигателя. Это семейство турбореактивных двухконтурных двигателей Д-36 для самолетов Ан-72, Ан-74, Як-42. Самые большие самолеты в мире - «Русланы» и «Мечтаю» - поднимают в небо также наши двигатели Д-18Т. Наибольший серийный транспортный вертолет Ми-26 оснащен нашими самыми мощными в мире турбовальными двигателями Д-136. Первый в мире серийный турбовинтовентиляторный двигатель Д-27 также разработан у нас для самолета Ан-70, который и сейчас на 15% экономичнее самого передового зарубежного двигателя.
«Мы локализовали производство всех агрегатов и комплектующих для авиационных двигателей в себя на Украине»
- Над какими новыми проектами и темами авиационного назначения сегодня активно работают на предприятии?
- «Прогресс» успешно развивается и сегодня. У нас уже удачно эксплуатируется семейство моторов для самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178. Опытный образец Ан-178 летает и вы знаете, что Министерство обороны Украины заказало три таких самолета. Итак, мы плодотворно работаем и над этим направлением. Также мы модернизировали двигатели АИ-25ТЛ в модификации ТЛШ, и Воздушные Силы Украины в учебной авиации летают на самолетах L-39М1, оснащенных этим двигателем.

Мы по-новому ведем нашу историю и выпустили целую гамму двигателей для малой авиации. Это семейство моторов АИ-450, которые используют на вертолетах Ми-2МСБ, турецком беспилотнику Akıncı, учебном австрийском самолете DART-450, а также на некоторых китайских самолетах. Также мы работаем над еще одним большим проектом - модернизацией двигателей Д-18Т для самолетов Ан-124 «Руслан». Это двигатели Д-18 серии 3М и 3А и, я думаю, благодаря этим модификациям «Русланы» как минимум еще 20 лет будет находиться в воздухе и успешно эксплуатироваться. Мы не стоим на месте и занимаем ведущие позиции в мире по производству двигателей для учебной и учебно-боевой авиации. Это семейство двигателей АИ-25ТЛ, АИ-322, которые широко применяются в Китае на учебно-тренировочных самолетах К-8 и L-15.

Кроме этого, мы разрабатываем более мощные модификации этих двигателей. Занимаемся также и прямоточными двигателями для высоких скоростей. Так, вместе с КБ «Южное» реализуем проект «Молния», в котором тоже делаем двигатель. Итак, сегодня мы выводим на рынок целую гамму новых авиамоторов. Вместе с нашими партнерами из «Мотор Сич», предприятиями харьковского куста, одесскими заводами, которые делают нам электронику и агрегаты, мы провели большую работу. И понимая, что авиация с точки зрения различных санкций очень рисковая отрасль, вместе с «Мотор Сич» и предприятиями, которые я упомянул раньше, мы локализовали производство всех агрегатов и комплектующих для авиационных двигателей у себя на Украине. Работа проведена очень большая и это практически без государственной поддержки. Сейчас мы не имеем ни оборонного заказа, ни целевого государственного финансирования и государственных программ. Поэтому благодаря правильной политике предприятие в целом развивается устойчиво. Мы очень ценим всех наших партнеров и развиваем с ними взаимовыгодные отношения. Это коротко по нашим основным направлениям развития.
Более 70% продукции предприятия идет на экспорт
- Кто Ваши клиенты? Куда поставляются двигатели?
- Спрос на нашу продукцию есть. Более 70% идет на экспорт. На сегодня наш главный заказчик на новые двигатели - это Китайская Народная Республика. А в целом работаем с арабскими, африканскими странами, Индокитаем, Австрией, Турцией и другими. Мы поддерживаем отношения и работаем с более 100 странами мира. Туда поставляем свою продукцию или обслуживаем двигатели нашей разработки.

- Какой самый старый двигатель производства «Прогресса» до сих пор поднимает в небо самолеты?
- Я могу сказать, что самый старый - это двигатель семейства АИ-20. Этому мотору уже более 60 лет. Он успешно эксплуатируется и, я думаю, что будет эксплуатироваться еще не менее 20 лет. Это точно!
«Принятие Программы развития украинской авиации позволит остаться среди мировых лидеров самолетостроения»
- Расскажите о двигателе, разработанном и произведенном на предприятии, не имеющем аналогов в мире, о конструкторской работе, которая ведется сейчас?
- Мы реализовали первый в мире проект сверхсовременного винтовентиляторного мотора. Это проект Ан-70. Но, к сожалению, сейчас у нас есть только один самолет. Он принят на вооружение. Это очень мало, хотя технических проблем для того, чтобы этот авиационный двигатель производить, нет. И второй проект, который мы реализуем - это двигатель АИ-28 следующего поколения самолета Ан-178. Из-за коронавируса и неопределенного финансового положения наших партнеров этот проект идет не так быстро, как нам бы того хотелось. Мы его реализуем, но темпы, к сожалению, медленные. Нам не хватает финансирования, но главное слово в этом вопросе должно сказать наше государство. И оно уже сделало шаг - создало Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности. Уверен, что вторым шагом должно быть принятие Программы развития авиации Украины. Страна, которая хочет развивать авиационную отрасль, должна иметь эту программу. Пока ее нет, наши зарубежные партнеры и потенциальные покупатели не сильно верят, что эта отрасль в Украине будет развиваться. Поэтому нужен сигнал на уровне государства по принятию программы развития авиации. Тогда государство сможет ставить цели. Сейчас, по сути, мы ведем свою политику развития совместно с «Мотор Сич», с ГП «Антонов». Но это только наши усилия, и внутренних резервов, к сожалению, не хватает для того, чтобы полностью развернуть программы. В мире нет прецедентов, где бы авиация развивалась без поддержки государства. Просто таких стран не существует...
1 кг авиационного двигателя стоит около 4200 долларов
- Расскажите о коллективе «Прогресса». Как создаются современные авиадвигатели?
- У нас замечательный коллектив. На предприятии работают около 2700 человек, половина из которых люди с высшим образованием. У нас очень наукоемкая промышленность и продукция. Чтобы вы понимали - 1 кг авиационного двигателя стоит около 4200 долларов, а один килограмм пшеницы примерно 20 центов. То есть авиационная техника очень дорогая, потому что перед ее эксплуатацией осуществляются соответствующие большие этапы подготовки, проведение испытаний, получение разрешений и сертификатов и тому подобное.
Хочу отметить, что мы выполняем все мировые нормы, которые необходимы, чтобы авиационную технику допустить к эксплуатации. По-другому и быть не может. Поэтому наши двигатели надежны. В нашем экспериментально-испытательном комплексе, который является сверхмощным в Европе, они проходят все испытания, и непредвиденные случаи, которые бывают в жизни во время эксплуатации двигателя - обледенение, град, ливневые дожди и другие. Я сам летаю на самолетах с нашими двигателями и абсолютно уверен, что никакой опасности нет, потому что они прошли все проверки. Это, наверное, лучшая реклама, я не боюсь летать и не выбираю какую-то другую марку самолета, если есть отечественные самолеты с нашими моторами. Всегда летаю на самолетах с нашими двигателями, потому что есть уверенность в их надежности и качестве.

Работать на производство приходит талантливая молодежь
- Где получают образование молодые специалисты? Есть ли на предприятии проблемы с кадрами?
- К счастью, сегодня проблем с кадрами у нас нет. «Харьковский авиационный институт» и Национальный университет «Запорожская политехника» - это два базовых вуза, которые готовят для нас специалистов. Мы рады, что работать на производство приходит очень способная и талантливая молодежь. Также важно, что на предприятии решена проблема преемственности поколений. Да, есть специалисты, которым по 70-75 лет, а есть и 20-летние. А самое главное, что присутствует среднее звено - люди по 40-50 лет, которые, так сказать, тянут основную работу. Считаю, что мы ведем правильную кадровую политику, потому что всегда отмечаем способных специалистов.
И у них есть перспектива роста. Люди видят, если они делают конкретные дела и проекты, вкладывают в работу свою душу, то им всегда будет продвижения. А это - назначение на новые должности и повышение зарплаты. Таким образом, на производстве выстроена своеобразная цепочка всех специалистов. Я бы сказал, что «Прогресс» - одно из немногих предприятий в мире, которое обладает полным циклом разработки авиационного двигателя и всех его систем . Таких фирм в мире, наверное, можно сосчитать на пальцах одной руки.
- Какая зарплата на предприятии?
- На сегодняшний день средняя зарплата - 21 тыс. грн. А ведущие специалисты получают вдвое больше. У нас очень хорошая система поощрений. Как руководитель понимаю, нужно, чтобы было еще лучше, но все зависит от заказов. Мы можем сделать по заказу любой двигатель, но кто его профинансирует? Любое государство пытается стимулировать свои предприятия.
«Обсуждаем с Минобороны проект беспилотника с нашим двигателем»
- Последние события показали эффективность БЛА. Знаем, что вы тоже включились в эту работу. Расскажите об этом.
- Да. По беспилотной авиации первое направление - это беспилотники легкого класса. Здесь у нас есть семейство двигателей АИ-450. Не секрет, что турецкие самолеты Akıncı, летают именно с нашими моторами. Также, как я уже говорил, мы ведем ряд проектов для учебной и учебно-боевой авиации, и эти двигатели всем известны. Это семейство двигателей АИ-25ТЛ и АИ-322. Эти моторы отлично подходят и для ударных беспилотников.
В целом мы видим, что в проектах беспилотников, которые разрабатывают в мире, применяют двигатели практически такого же класса. Поэтому здесь, я считаю, что наши перспективы неплохие и мы ведем переговоры с некоторыми заказчиками по реализации этих проектов. Мы обсуждаем с отечественным Минобороны проект беспилотника с нашим мотором. Его судьба на сегодня неизвестна. ГП «Антонов» собрало под своей эгидой кооперантов. И мы видим, что у нас есть все компетенции по разработке такого беспилотника, аппаратуры, систем, включая вооружение. Но мы, как всегда, теряем темп, хотя могли бы помочь своей армии, оснастив ее передовыми БЛА, не говоря уж об очень хорошем экспортном потенциале. Наверное, опять станут ждать, чтобы у кого-то купить ... мы выбрасываем сотни миллионов на закупку техники, которую могли бы производить у себя...
- Как Вы считаете, за какой срок можно разработать такую машину?
- Мне легко говорить, потому что двигатель уже есть! Я вам скажу, чтобы его адаптировать, много времени не надо. Если брать беспилотник под скорость в районе 500 км/ч, я думаю, что через два года мы опытный экземпляр могли бы поставить. А если учесть, что нужно провести весь комплекс испытаний, примерно через 3,5-4 года можно говорить о принятии на вооружение. По более скоростному беспилотнику времени потребуется больше - примерно 5 лет. Мы могли бы и этими проектами заняться. Подчеркиваю, что компетенции по созданию таких беспилотников есть. Можем даже с кем-то в кооперации их делать. Я уверен, что если бы мы их сделали, это укрепило бы возможности наших Вооруженных Сил и дало очень неплохой рыночный международный потенциал.
«Работаем и над космическими системами»
- Расскажите, как идет работа по проекту «Молния» (укр. «Блискавка»)?
- Над направлением сверхзвуковой ракеты мы очень плодотворно работаем с КБ «Южное». В этом смысле есть хороший задел и мы уже испытали прототип двигателя для ракеты у себя на стендах. С нашей стороны, я уверен, что задержки не будет. Создание проекта «Молния», как первого пилотного проекта, это отработка определенных технологических решений. Проект достойный, и я считаю, что нашему государству он под силу. И в финансовом плане цены на такую продукцию вполне умеренные, поэтому мы будем иметь свое, а не покупать.

Мы работаем и над космическими системами. Это направление также развиваем с КБ «Южное». Это двигатели первых ступеней ракеты - прямоточные двигатели, которыми мы можем выводить носители до высоты 20-25 км и не использовать жидкий кислород, а воздух. Здесь мы видим перспективы уменьшения затрат на доставку грузов в космос. Кстати, этот двигатель многоразовый, и аппарат также может садиться и использоваться многократно. Поэтому, я считаю, что перспективы прямоточных двигателей очень неплохие.
«На днях защитили проект нового двигателя, который расширит возможности семейства двигателей АИ-322»
- Какая помощь нужна предприятию со стороны государства?
- Помощь нужна одна единственная - надо принять Программу развития. Как развития космоса, так и развития авиации. На Украине должны быть такие программы. Что такое Программа? Программа - это воля государства развивать эти технологии. Это - как объявление всему миру о намерениях о поддержке и развитии этих отраслей. И нам было бы легче работать. Не секрет, что многие страны мира, как наши конкуренты на авиационном рынке, не заинтересованы в развитии украинской авиации и космонавтики. Нужно честно говорить, авиационные и космические предприятия Украины являются прямыми конкурентами крупных концернов.
Поэтому мы должны преодолевать еще и жесткую, а иногда и очень агрессивную, конкуренцию на мировом рынке, которая включает не только экономическое, но и политическое влияние. Поэтому наш путь только один - мы должны искать себе партнеров там, где хотят развивать авиацию, поскольку ясно, что доступ к любым технологиям ограничен, а у нас они есть. Мы показали, что наша техника очень хорошо эксплуатируется. У нас есть ряд новых проектов, которые мы можем реализовывать. Поэтому ищем партнеров на рынке тех стран, которые хотят развивать авиацию.
- Какие у Вас планы и надежды на будущее?
- Я по своей природе оптимист. За последние 30 лет мы воплотили в жизнь больше проектов, чем за всю историю предприятия. Это перспективные проекты разработки и производства семейства малых моторов, двигателей для учебной, региональной, транспортной авиации, которые сейчас дают свою отдачу. Здесь мы всегда были лидерами. И там, где мы были лидерами, и дальше надо стараться сохранить свои лидерские позиции. Тем более, что буквально на днях мы защитили проект нового двигателя, который расширит возможности семейства двигателей АИ-322. Учитывая то, что двигатель живет 60 и более лет, и то, что мы сегодня начинаем новые проекты, уверен, что мы уже сделали задел на развитие более чем на полстолетия.


Journal information