Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

40 лет первого полета Т10-7 - первого опытного экземпляра Су-27 в окончательном варианте компоновки


Его неудачливый предшественник - Т10-1 - первый опытный экземпляр истребителя исходной компоновки с двигателями АЛ-21Ф-3АИ.


20 апреля – 40-я годовщина со дня первого подъема в воздух Т10-7. Т10-7 - первый опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки.
Принципиальное решение о необходимости переделки Су-27 на уровне руководства ОКБ было принято на рубеже 1977/1978 г. Согласование этого решения на уровне руководства МАП и ВВС – в течение марта-апреля 1978 г.


Фото Т10-7 из Акта расследования аварии




Его неудачливый предшественник - Т10-3
Исходные данные на проектирование 10С утверждены 20.01.1978 г., и в течение 1-го квартала 100-й отдел выпустил весь необходимый перечень директивной документации.
Рабочее проектирование (первичный выпуск КД) на 2 первых опытных самолета Т10-7 и Т10-8 завершился в ОКБ в 3 квартале 1978 г., документация передана в ОП и на ДМЗ в Комсомольске-на-Амуре, где по кооперации должны были делать крыло и оперение этих машин.
Исходно заданные сроки постройки были, мягко говоря, явно излишне оптимистичны. Так, согласно приказу МАП от 10.05.1978 г., задавалось выпустить 1-й летный образец самолета уже в 3 кв. 1979 г. Естественно, что выдержаны они не были, реально постройка машины затянулась до конца 1980-го, причем на последнем этапе завершение работ было связано, в основном, с опозданием поставки новых двигателей - изд. 99В.
Летные экземпляры двигателя были поставлены в ОКБ уже только в 1981 году и окончательно установлены на Т10-7: левый, № 99В-Л105 17.01.1981 г., правый, № 99В-Л106 – 07.03.1981 г.
Точной даты перебазирования самолета из ОКБ на ЛИиДБ в Жуковский я не нашел, ориентировочно это произошло в конце марта 1981 г. (можно праздновать сегодня).
Точно известно, что взвешивание машины в ЛИИ состоялось 4 апреля, следовательно, к этому моменту самолет уже был собран после перебазирования.
09.04.1981 был подписан приказ МАП, которым назначался экипаж Т10-7 для проведения ЛКИ: ведущий ЛИ = В.С. Ильюшин, ЛИ = А.С. Комаров, ВИ по ЛИ = Р.Г. Ярмарков, механик с-та = П.В. Хлабыстин.
Акт приема-передачи самолета из цеха 15 на ЛИиДБ был подписан 10.04.1981 г., т.о. к этому моменту были полностью завершены цеховые отработки.
13.04.1981 В.С. Ильюшин выполнил на машине две пробежки.
На следующий день, 14.04.1981 г. в ЛИИ состоялся методсовет МАП, который на основании представленных документов дал добро на начало ЗЛИ.
1-й полет состоялся 20.04.1981 г.
Сопровождение в воздухе осуществлялось со спарки Су-22У № 53-03 экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ А.Н. Исакова и В.Г. Пугачева.
К большому сожалению, в ОКБ нет ни одного фото Т10-7. Есть только фото кабины, сделанные еще в период постройки самолета в сборочном цехе ОКБ, ну и фото обломков машины из аварийного акта. С другой стороны, точно известно, что в фотолаборатории ЛИИ до сих пор хранится грифованный фильм, в котором запечатлен первый полет этой машины…
По воспоминаниям очевидцев, первые полёты Т10-7 выполнялись в неокрашенном варианте...


Первый опытный Су-27 (Т10С-1) новой компоновки с двигателями АЛ-31Ф с верхними коробками самолётных агрегатов и верхним размещением агрегатов двигателя. Создавался по кооперации с серийным заводом, который делал для ОКБ крыло и оперение, с окончательной сборкой самолётов в ОКБ. Использовался для определения основных лётно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолёта новой компоновки, а также для оценки работы новой силовой установки с верхними коробками приводов. Авария 03.09.1981 – при выполнении задания по определению максимальной продолжительности полёта на полигоне недалеко от ЛИИ самолёт неожиданно для лётчика остался без топлива.

PPV
Tags: ВВС, ЛИИ, НИОКР, СССР, Су-27, Сухой, испытания, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 638
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal