Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Categories:

Спасет ли гособоронзаказ Харьковский авиазавод

Image19 апреля ГП "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие" (ХГАПП), что входит в состав Укроборонпрома и находится в состоянии банкротства, получило нового руководителя.

Им стал экс-руководитель ГП "Антонов" и экс-руководитель самого ХГАПП Александр Кривоконь. Очевидно, что толчком к смене генерального директора предприятия стало обострение общей кризисной ситуации на Харьковском авиазаводе, в результате чего работники вышли с протестом на улицу.

Вопрос о кризисной ситуации на ХГАПП неоднократно поднимался как экспертами авиационной отрасли, так и на уровне законодательной власти в рамках деятельности подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.

Это предприятие, наряду со многими другими государственными предприятиями, входящими в состав "Укроборонпрома", уже 6 лет находится в состоянии банкротства и является крупнейшим должником по выплате заработных плат в Украине с тенденцией к росту долга. При этом, не секрет, и это все признают, что деятельность по выводу предприятия из кризиса как предыдущего руководства ХГАПП, так и государственного органа его управления, была к этому времени неэффективной. И вряд ли произойдут быстрые кардинальные изменения с назначением нового-старого руководителя.

Как известно, А.Кривоконь уже возглавлял предприятие в феврале-августе 2017 года. Тогда, в течение почти полугода работы, А.Кривоконь пытался реализовать на ХГАПП антикризисную стратегию по реанимации предприятия и обеспечить его заказами. А вскоре, как сообщало руководство концерна, по результатам якобы успешной работы, его назначили руководить ГП "Антонов", где он продержался вплоть до мая 2018 года.

Учитывая обострение социальной ситуации на ХГАПП, "Укроборонпрому" пришлось срочно помогать предприятию финансово - были найдены средства, чтобы хотя бы частично погасить задолженность по заработной плате перед работниками. Речь идет о предоставлении займа в 9 млн грн. на погашение задолженности за апрель-май 2020.

С прошлого года Правительство также начало активизироваться в направлении вывода предприятия из кризиса. В августе 2020 года на заводе состоялось совещание под председательством Премьер-министра Д.Шмыгаля, где руководитель правительства анонсировал создание рабочей группы, которая разработает план развития авиазавода. Однако, до сих пор вопрос так и не был решен. Задолженность по заработным платам на предприятии в большей части осталась, утверждение конкретного плана санации также не состоялось. Вместе с этим, 19 апреля "Укроборонпром" во время представления А.Кривоконя, заверил, что уже разработан проект плана антикризисных действий для ХГАПП, который на протяжении следующих двух недель будет доработан совместно с новым директором и профсоюзом предприятия и утвержден Советом директоров Концерна.

Согласно сообщению, проект плана антикризисных действий предусматривает три основных направления работы: с внутренним заказчиком, с внешним заказчиком и продажи / передача в аренду избыточных активов, которые не задействованы в производстве.

По сути, указанные направления были сформулированы нами и предложены всем заинтересованным участникам процесса восстановления работы ХГАПП в рамках работы расширенного заседания подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации еще в начале марта. Но, давайте будем откровенны, сейчас уже середина мая.

Одной из основных проблем завода является отсутствие твердых заказов на самолеты Ан-74, Ан-140 как от государственных, так и иностранных заказчиков. К тому же, в октябре 2022 будет прекращен мораторий на ликвидацию в процедуре банкротства и предприятие, в случае отсутствия действенных шагов органов государственного управления, будет ликвидировано путем распродажи его частями.

Замечу, что потеря такого предприятия нанесет серьезный ущерб промышленному потенциалу Украины, ее авиастроительной отрасли и экономике. Ведь, несмотря на все трудности, на предприятии сохранена производственная база и трудовой коллектив, самолеты Ан-74 являются уникальными по конструкции и характеристикам и имеют перспективу в реализации на отдельных сегментах мирового рынка.

Кроме этого, общеизвестно, что существует заинтересованность иностранных инвесторов к восстановлению работы предприятия, которые готовы принять участие в его приватизации при условии проведения открытой и равноправной конкурсной процедуры.

Ранее, с созданием Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности у нас появилась новая надежда на быстрое и эффективное решение вопроса возобновления работы ХГАПП. Но, значительные долговые обязательства предприятия (около 4 млрд. грн.), Высокая стоимость проведения замены российских комплектующих (80-150 млн. долл. США по разным оценкам), длительные сроки проведения таких работ (4-5 лет) не позволяют обеспечить нормальное функционирование предприятия, даже, я подчеркиваю, при условии срочного включения в Государственный оборонный заказ закупки самолетов Ан-74 в текущем году.

Кроме этого, использование "серых" схем по поставке комплектующих изделий (если самолеты будут достраиваться без замены российских комплектующих) может нанести существенный имиджевый вред высшим органам государственной власти Украины, как это уже произошло при прошлом руководстве государства.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, наиболее быстрым и эффективным путем решения судьбы ХГАПП может стать разработка и принятие отдельного Закона Украины - об особенностях приватизации Харьковского государственного авиационного производственного предприятия и проведения открытого конкурса по его продаже.

Принятие такого закона позволит привлечь инвестора, который имеет необходимые ресурсы, опыт и видит перспективу реализации продукции предприятия на международных рынках. Такой путь считается наиболее оптимальным с точки зрения нагрузки на государственный бюджет Украины, сроков его реализации, эффективности по восстановлению работы предприятия. При этом в Законе предусматривается применить следующие меры как: сохранение профиля предприятия как авиастроительного, сохранение рабочих мест, проведение замены российских комплектующих для самолетов Ан-74 и модернизацию производства.

Эта идея уже была озвучена на совместном заседании с ГК "Укроборонпром" и Министерством по вопросам стратегических отраслей промышленности. Законопроект обязательно будет широко обсужден с участием всех заинтересованных сторон и участников, которые будут вовлечены в этот процесс.

Игорь Копытин - народный депутат Верховной Рады ІХ созыва, Председатель подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки

Tags: Ан-140, Ан-74, ВРУ, ГОЗ, ГП «Антонов», КМУ, Укроборонпром, ХГАПП, банкротство, импортозамещение, информвойна, финансы, цирковое училище
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 646
Buy for 250 tokens
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=957736 Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal