Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Невзлетевшая «Лыбидь» Укркосмоса

diana_mihailova для РИА Новости

В конце 2009 года, за два месяца до ухода Кабмина Юлии Тимошенко и за пять до своей скоропостижной кончины, глава Нацкосмического агентства Александр Зинченко заключил контракт с канадской компанией MacDonald Dettwiler & Associates на создание спутника «Лыбидь».


Так выглядел проект «Лыбидь» в альбоме «Україна космічна» в 2009 г.


4 декабря 2015 г. председатель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош выразил озабоченность ситуацией с выполнением контракта между ГП «Укркосмос» и канадской компанией MacDonald Dettwiler and Associates (MDA) на создание и запуск первого украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь». Официальное заявление звучало следующим образом: «ГКАУ обеспокоено ситуацией с невыполнением контракта канадской компанией, выступающей генподрядчиком проекта: предусмотренные контрактом первоначально на 2012 год сроки запуска «Лыбиди» корректировались уже дважды, а в связи с аннексией Крыма и потерей украинской стороной на аннексированной территории оборудования для управления и связи со спутником, канадская сторона объявила форс-мажор по контракту. Мы бы хотели, чтобы этот контракт был выполнен. О ситуации с реализацией заключенного между «Укркосмосом» и МDA контракта по созданию украинского спутника связи «Лыбидь» проинформированы правительство Украины и СНБО», - подытожил глава ГКАУ.
Грозному заявлению недавно назначенного руководителя предшествовало требование со стороны MDA о необходимости дополнительных инвестиций в проект, связанных с форс-мажорными обстоятельствами. Директор департамента космических проектов ГКАУ Виктор Зубко 1 декабря сообщил, что «первый украинский телекоммуникационный спутник «Лыбидь» не будет запущен до конца этого года. У ГП «Укркосмос» нет дополнительных средств, чтобы оплатить возникшие недавно дополнительные затраты по проекту». По его словам «Хотя по контракту MDA должна была сдать нам спутник на орбите, они сейчас выставляют дополнительные требования, ссылаясь на форс-мажор (Крым). Наши юристы уже оценивали, можем ли мы им выставить претензию. MDA пока не готова подписать дополнительное соглашение о доработке проекта без его дофинансирования со стороны Украины. Но после последнего визита, который произошел буквально недавно, они снова поехали думать». Дополнительные затраты возникли из-за необходимости оплаты за ответственное хранение спутника, уже более года находящегося на территории изготовителя - российского предприятия «Информационные Спутниковые Системы им. М. Ф. Решетнева» (ИСС), и сооружения новой станция управления полетами, которая обойдется, согласно заявлению Зубко, еще в 5 млн. долл.
Его непосредственный начальник Сабадош несколько иначе оценил эту, уже решенную проблему: «Взяв на себя дополнительные затраты в объеме 20 млн. грн. (менее 1 млн. долл. по текущему курсу), Украина обеспечила создание в Киеве нового центра управления полетом космическим аппаратом, подготовила инфраструктуру для командно-измерительного пункта в Житомирской области, а также обеспечила резервный командно-измерительный пункт (Telespazio, Италия)».

Глава ГКАУ также подчеркнул, что «Все финансовые обязательства по контракту перед MDA украинской стороной выполнены в полном объеме. Погашение кредита Export Development Canada (EDC), привлеченного под госгарантии на реализацию проекта, обеспечивается согласно графику, а в новых политических обстоятельствах украинская сторона взяла на себя дополнительные обязательства и затраты по исключению политических рисков и обеспечила преодоление последствий форс-мажора по контракту. Согласно условиям контракта, ГП «Укркосмос» как заказчик, принимает спутник уже на орбите, а все вопросы по созданию и запуску спутника являются компетенцией MDA. Канадская компания, в соответствии с контрактом, максимально интегрировала все работы по проекту: она самостоятельно выбирала платформу КА, ракету-носитель (РН) для его запуска, а также субподрядчиков для обеспечения кооперации. В связи со срывом генподрядчиком финансирования изготовления РН «Зенит» для запуска КА, сроки изготовления РН на мощностях в Украине также сорваны».

Последнее заявление, однако, не совсем соответствует истине. Согласно озвученным в начале года ГКАУ планам, запуск КА «Лыбидь» по контракту, заключенному еще в конце 2009 г., планировалось обеспечить при помощи украинской РН «Зенит» с космодрома Байконур (Казахстан) осенью текущего года. Изначально пуск был намечен на 2012 г., затем по техническим причинам был смещен на 2013 г., далее - на апрель 2014 г. Правда, не уточнялось, что единственной технической причиной стала невозможность завершить сборку «Зенита-2SБ80» на днепропетровском «Южмаше». Так, в апреле 2015 г. генеральный директор «ЮМЗ» Сергей Войт сообщил, что «если КА, как и планировалось изначально, запускать с помощью «Зенита» с Байконура, то для этого потребуется найти 15 млн. долл. для оплаты двигателя РД-171 и 150 тыс. долл. для выкупа уже частично оплаченной системы управления. И через два — два с половиной месяца ракета будет готова к отправке на космодром для запуска. Если же подыскивать для «Лыбиди» альтернативный носитель и не российский космодром, тогда потребуется не менее 60 млн. долл. и вся операция займет около двух лет».

Вопреки оптимистичным планам Кабинет министров Украины постановлением от 19 августа 2015 г. продлил до конца 2017 года соглашение с Российской Федерацией о сотрудничестве в сфере освоения космоса, отменив при этом таможенные и налоговые преференции для ряда российских товаров, поставляемых для нужд украинских предприятий. Лишились льгот часть товаров российского происхождения для украинских предприятий, в частности, «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» (Днепропетровск) по проектам производства ракет-носителей «Зенит-2SБ» по теме «Наземный старт».

После такого пируэта, достойного гоголевской унтер-офицерской вдовы, сумевшей высечь саму себя, украинская сторона заявила, что «денег на двигатель и систему управления нет и не предвидится, поэтому решено продать часть емкости трансляционных каналов «Лыбиди» и на вырученные средства выкупить у российских предприятий нужные агрегаты». Однако авансировать эпопею, первоначально призванную обеспечить национальную телетрансляцию Евро-2012, но длящуюся уже шестой год, желающих не нашлось. Даже прагматичные индусы, территорию которых должен «подсвечивать» один из трех лучей украинского спутника не рискнули дать 20-25 млн. долл. с учетом 50% дисконтирования стоимости транспондеров. К тому же на геостационарную орбиту в орбитальной позиции 48 градусов восточной долготы, где должен согласно решению от 2010 г. размещаться украинский спутник, претендует … индийский спутник GSat-9. Его выведение запланировано на весну 2017 г., поэтому индусам остается потерпеть совсем немного. На соседнюю орбиту в 49 градусов уже в начале 2016 г. планируется выведение спутника «Ямал-601» оператора «Газпром космические системы», запуск которого в связи с санкциями был перенесен.  В результате пересмотра отношений с французскими производителями полезной нагрузки «Thales Alenia Space», выигравшей в 2013 г. конкурс на его создание, завершать работу будет российская ИСС на платформе «Экспресс-2000», что уже снизило затраты почти на 40%. Таким образом, если раньше «Лыбидь», создаваемая на платформе «Экспресс-1000НТ», своим присутствием на заданной орбите могла помешать аналогичным российскому и индийскому телекоммуникационным спутникам, то уже вскоре ситуация изменится на обратную. С учетом того, что окно времени, которое российский ЦЭНКИ отвел для пуска с Байконура ракеты-носителя «Зенит» со спутником «Лыбидь», имеет срок с ноября по декабрь 2015 г., ситуация уже катастрофическая.

Финансовая сторона украинского проекта также вызывает немало вопросов. Первоначально посол Украины в Канаде Игорь Осташ сообщил, что «Канада планирует инвестировать 350 млн. канадских долл. (почти 342 млн. долл. США) в создание первого украинского спутника, который будет обслуживать все телекоммуникационные проекты во время Евро-2012. Создание спутника должно стать одной из частей украинско-канадского проекта, направленного на мирное освоение космоса», чем и был обусловлен выбор канадского генерального подрядчика.  В конце декабря 2009 г., всего лишь за два месяца до падения правительства Юлии Тимошенко и за пять до своей скоропостижной кончины, тогдашний глава Национального космического агентства Александр Зинченко заключил контракт с канадской компанией MacDonald Dettwiler and Associates на создание спутника «Лыбидь». Однако для финансирования проекта, вместо средств канадских инвестиций, был привлечен кредит в 254,6 млн. долл. под гарантии правительства Украины у Экспортного агентства Канады под 5,1% годовых, который погашается каждые полгода, начиная с 2014 г. 14-ю равными частями. Общие затраты в итоге составят 292,4 млн. долл., большую часть которых еще предстоит погасить из украинского бюджета. Так как генеральный подрядчик выполняет контракт на условиях «спутник на орбите», в сумму входят и цена пусковых услуг, и цена самой ракеты-носителя и собственно спутника. Стоимость украинского «Зенита» последние годы колебалась в районе 30 млн. долл. Цена спутника Telkom-3, изготовленного в 2012 г. для Индонезии на базе той же платформы «Экпресс-1000HТ» производства российской ИСС, и наиболее близкого по характеристикам и целевой аппаратуре к параметрам «Лыбиди», составила, по данным страховых компаний, 185 млн. долл. Таким образом, простейшая арифметика показывает, что Украина переплатила за проект около 80 млн. долл., так и не получив вожделенной национальной спутниковой системы связи. О коммерческой окупаемости проекта, срок которой по расчетам ГКАУ когда-то составлял 7 лет, можно окончательно забыть и продолжить выплаты процентов по кредиту из бюджета Украины, параллельно оплачивая аренду иностранных спутниковых каналов связи.
Tags: ГКАУ, Лыбидь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova март 13, 2018 23:11 579
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments