Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
Диана Михайлова
diana_mihailova

Продолжение расследования хищений на Львовском бронетанковом заводе

О двигателях для Т-72, ​​категорийности и генералах



Задержание директора львовского бронетанкового завода, начальника управления бронетанкового вооружения ВСУ и еще нескольких лиц на основании обвинений НАБУ уже приобрело широкую огласку. Речь идет о закупке за государственные средства двигателей к танкам Т-72 в рамках договора от 28 декабря 2015 г., заключенного между Министерством обороны Украины и государственным предприятием «Львовский бронетанковый завод». По этому договору должны быть закуплены танковые двигатели В-46-6 первой категории. Однако, по утверждению НАБУ, вместо двигателей 1-й категории были закуплены двигатели 2-й категории, что «обусловило избыточность стоимости и нанесение вреда государству». После ряда разговоров и встреч хочу дополнить эту историю дополнительными подробностями.

Рядовыми гражданами «бронетанковое» сообщение НАБУ, а впоследствии и заявление Президента во Львове, что «по результатам проверок предприятий государственного концерна «Укроборонпром» отстранены от выполнения обязанностей 25 руководителей», воспринимались как еще один дополнительный аргумент к общему мнению, что воруют все и всюду. Однако среди военных, с которыми я имел неоднократные разговоры по поводу деталей этого дела, задержание генерала Мельника вызвало раздражение и непонимание. Дело не только в том, что генерал Юрий Мельник пользуется авторитетом и уважением коллег. В 2014 г. он был начальником по бронетанковому вооружению в штабе генерала Хомчака под Иловайском и прорывался из окружения вместе с бойцами. Звание генерала Мельник получил во время войны как настоящий профессионал своего дела. В штабе вооружения Генштаба утверждают, что нарушений при организации закупок со стороны военных структур не было.

Теперь - по существу дела. Ситуация с оснащением армии двигателями В-46-6 была и остается сложной. Эти двигатели используются как в танках Т-72, ​​так и в образцах инженерной техники и других системах вооружений на базе Т-72. Производителем двигателей В-46-6 был Челябинский завод агрегатов (Российская Федерация), выпуск этих двигателей прекращен. На Украине в период до 2009 г. в Центр учета избыточного военного имущества Вооруженных Сил Украины было передано более тысячи танков Т-72 и более двухсот двигателей типа В-46 к ним. Логика тогда была такая, что Т-72 нам уже не нужны, потому что наш базовый танк - Т-64.

Однако с началом войны с Россией, учитывая потери тяжелой бронетехники и необходимость формирования новых частей, было принято решение вернуть Т-72 в боевой состав. Согласно этому решению, из Центра учета избыточного военного имущества Вооруженных Сил Украины было возвращено почти 300 танков Т-72. Однако НИ ОДНОГО (!) двигателя типа В-46 получить обратно не удалось. Ибо все они были к тому времени распроданы. В том числе их за бесценок выкупили различные коммерческие структуры и спецэкспортеры.


Учитывая потребности войска, в 2014-2016 гг. Центральным бронетанковым управлением Вооруженных Сил Украины был организован ремонт на предприятиях промышленности Украины более 600 двигателей к бронетехнике, в том числе танков типа Т-72 и Т-80Б, которые были возвращены в боевой состав Вооруженных Сил Украины и направлены на укомплектование танковых подразделений Сухопутных войск и высокомобильных десантных войск ВСУ. Эти действия, включая ремонт на предприятиях промышленности Украины более тысячи других образцов бронетехники, обеспечили своевременное доукомплектования воинских частей Вооруженных Сил Украины БТВТ и поддержание их боеспособности на необходимом уровне, что было и остается чрезвычайно актуальным для обеспечения территориальной целостности Украины в условиях российской агрессии.

Однако из Киева война, наверное, не очень заметна. Поэтому вернемся к формальным аспектам.

При отсутствии двигателей к танкам Т-72, ​​с целью определения возможных участников (поставщиков) указанных двигателей, ЦБТУ был проведен анализ предоставленных предложений поставщиков, количественные показатели и возможности которых соответствовали потребности Вооруженных Сил Украины. К рассмотрению были приняты предложения таких предприятий как Корпорация объединения предприятий «Марс»; ООО «Научно-производственная компания «Техимпекс»; Частная фирма «Промэнерго». Однако нужное количество двигателей и наименьшая цена были предоставлены в предложениях от государственного предприятия «Львовский бронетанковый завод», входящего в состав ГК «Укроборонпром». Как, собственно, и компания-спецэкспортер «Укринмаш», которая после 2008 г. выкупила определенное количество новых двигателей из Центра учета избыточного военного имущества. (Каким образом именно эти двигатели оказались на Львовском бронетанковом, а, точнее, за какие средства они были выкуплены заводом у «Укринмаша», если финансовые дела на Львовском на протяжении всего 2015 г. были далеко не розовые - это как раз вопрос к НАБУ). Однако вернусь к Минобороны, которое в условиях нужного количества двигателей и низкой цены, заявленной заводом, заключило договор на общую сумму в 28 млн. гривен на закупку 40 двигателей В-46-6 (где-то за 600 тыс. гривен каждый) и нескольких бортовых коробок передач.

Речь шла о поставках танковых двигателей первой категории. Именно этот пункт является наиболее важным с точки зори НАБУ, потому что в итоге армии поставили двигатели второй категории. Однако здесь есть интересные детали. Где граница между 1-й и 2-й категориями?

Как мне объяснили, есть Приказ Министра обороны, который определяет категорирование бронетанкового вооружения, техники и имущества. Все имущество распределяется на пять категорий. Остановимся на двух «лучших» по состоянию.

Первая категория - новое имущество, которое не использовалось, соответствует требованиям технических условий, ДСТУ, ГОСТ и полностью пригодно для использования по назначению.

Вторая категория - имущество, выданное со склада для использования, применяемое и пригодное для использования по назначению или такое, которое прошло капитальный ремонт.


Какой же была категория двигателей, что закупило Минобороны? По формальному признаку, если они «выданы со склада», то это уже вторая категория, даже если все, грубо говоря, еще в упаковочной таре. Но оно «не использованное, соответствует требованиям технических условий, ДСТУ, ГОСТ и полностью пригодно для использования по назначению»? Ну, тогда, значит, первая.

В этом контексте показательно, что в марте 2016 г. начальником ЦБТУ генералом Мельником было инициировано и подписано распоряжение № 342/3/4/1362 от 25.03.2016 г. о назначении комиссии для проведения дополнительной проверки категорийности танковых двигателей В-46-6 с привлечением специалистов двух воинских частей, военной приемки и военной прокуратуры Западного региона Украины и проведения стендовых испытаний двигателей, которые Львовский бронетанковый поставил армии.


Далее цитата из одного из документов того времени: «В ходе проверки и испытаний было выявлено, что из 40 двигателей три не являются двигателями типа В-46-6, а являются двигателями типа В-84 и не соответствуют спецификации договора, хотя они и прошли испытания на стенде. Один двигатель В-46-6 не прошел испытания. Остальные двигателей прошли испытания на стенде. Также для подтверждения принадлежности категории двигателей к первой категории комиссией было избирательно определен один из двигателей и проведения разборки его основных составных частей, рабочих поверхностей. При проведении замеров данного двигателя установлено, что основные составные части, рабочие поверхности соответствуют номиналу и параметрам РКД на изготовление завода производителя, что подтверждает безосновательность перевода категорийности двигателя во вторую категорию».


Это была важная процедура с точки зрения соблюдения именно формальных требований. Поскольку за изменение категорий отвечает начальник ЦБТУ. Что касается финансовой стороны вопроса, то украинская реальность такова, что в условиях дефицита и тонкой грани между первой и второй категории стоимость неиспользуемых двигателей В-46-6, то есть тех, которые не стояли на танках и не имеют наработок, одинаково. Что, собственно, противоречит утверждению, что эта закупка «обусловила избыточность стоимости».

По результатам работы комиссии с участием ряда должностных лиц различных структур был составлен Акт дополнительной проверки двигателей В-46-6 в соответствии с требованиями договора от 28 декабря 2015 г. Акт был утвержден начальником Вооружения Вооруженных Сил Украины. После чего в сторону Львовского бронетанкового со стороны военного ведомства Минобороны были заявлены штрафные санкции в размере 5 млн. грн., учитывая ненадлежащее исполнение условий договора по тем четырем двигателям. Повторюсь, эти события происходили еще в марте 2016 г. и были хорошо известны и военным, и «Укроборонпрому», и различным прокуратурам.


Почему ситуация таким странным образом и в такой форме получила огласку именно сейчас - вопрос другой. Приходилось слышать, что речь идет о вытеснении, уничтожении лиц, которые на своих должностях являются несговорчивыми к «сделкам», противоречащим реальным потребностям армии и государства. Будем наблюдать за ходом дела. Надеюсь, что в вопросах стоимости и категорийности следователи и судьи разберутся достаточно внимательно, как и с другими вопросами этой истории. При необходимости - включая повторную проверку реального состояния закупленных двигателей. Требует ли это содержания под стражей боевого генерала? Не уверен. Отмечу, что генерал Мельник, которому избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней с возможностью внесения залога в 2 млн. грн., собирать средства на залог не собирается. Потому что убежден, что прав. С другой стороны, нынешняя реальность такова, что это как бы за политиков и бизнесменов у нас могут поручиться едва ли не полпарламента и половина правительства. Военным сложнее. У них в арсенале разве что корпоративная солидарность.
Tags: Львовский БТЗ, Т-72, Укринмаш, коррупция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo diana_mihailova march 13, 2018 23:11 489
Buy for 250 tokens
Отметка MAS17 - рейс МН17, отметка RSD316 - Ил-96-300 авиакомпании «Россия » Малазийский Boeing 777 рейса МН17 из Амстердам - Куала-Лумпур должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №1» - самолетом Ил-96-300, на котором президент Российской…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment